Предвосхищая призывы вернуть СМЕРШ, Сталина и Берию, хочу сказать, что
надо быть реалистами, и, как бы того ни хотелось, надо понимать, что на
данном историческом этапе реализация таких пожеланий невозможна в силу
объективных причин. (Потому как тот же Захарченко ну никогда не выйдет с
предложением создать карательный орган, который выйдет на него же
самого в первую очередь. Как понимать сие уточнение, думайте сами.)
Сразу
хочу оговориться, что с тем, дабы не путать вас ссылками на Бюджетный
кодекс, постановления правительства, приказы Минфина и различные
международные стандарты, так любимые нами в последнее время, постараюсь
не перегружать читателей ненужной информацией и стараться выделять
только суть. Так что, если что-то буду упускать, не раскрывать детали
тем обсуждения, прошу сильно камнями не кидаться.
Итак, для
понимания того, к чему пришла современная система финансового контроля: в
стране после 2016 года упразднен главный орган контроля — Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Это то самое КРУ, те
самые «К нам едет ревизор!» Единственная глобальная система с
вертикальной структурой, охватывавшая все субъекты РФ. Эта служба
действовала независимо от глав субъектов, муниципалитетов, министров и
директоров госпредприятий. Именно она являлась основным инструментом
последующего внешнего контроля. То есть это были именно те люди, которые
приходили на ревизии, поднимали документы по совершенным фактам
хозяйственной жизни и выворачивали наружу хоть госкомпании, хоть
департаменты финансов губернаторов.
Причем Росфиннадзор имел
право на проведение проверок вне зависимости от ведомственной
подчиненности (и МО, и исполнительная власть, и бюджетники, и
госкомпании). Все региональные управления подчинялись не власти на
местах, а только вышестоящему руководителю. И каждое управление
замыкалось исключительно на центральное московское управление.
Теперь
этой структуры просто нет. Формально полномочия данной службы
распределены по другим органам, но есть один нюанс: Казначейство,
получившее основную часть функций, не проводит последующих проверок.
Все, чем, по сути, оно занято: предварительно согласовывает договоры,
документы на оплату и т.д. То есть если раньше ревизоры приходили,
поднимали акты выполненных работ, например, КС-2, выходили «в поле» и
смотрели, что построено, сколько построено, соответствует ли расценкам,
заказывали технические экспертизы и т.д., то сейчас КС-2 в Казначействе
проверяется ДО этапа самого строительства (ремонта). Причем не на
предмет того, обоснованно ли включены расценки и правильно ли определена
цена поставщика по комплектующим, а просто на предмет того, есть по
данной статье деньги или нет. Вот и вся картина маслом.
Да,
согласен, можно сказать: есть счетные палаты разных уровней, есть
контрольные управления у губернаторов, в министерствах, но, как и
всегда, есть одно «но»: в подавляющей своей массе это фактически НЕ
независимые от объектов контроля люди. Как у нас зачастую назначаются
руководители крупных и доходных предприятий и организаций? Правильно,
«по знакомству». И кто, например, в здравом уме местным ревизорам даст
написать о том, что дороги в городе перекладываются за счет бюджета по
несколько раз, когда курирующий заместитель руководителя региона –
неприкосновенная персона (пример, конечно, совершенно условный и не
содержит отсылок на какой-либо конкретный регион)? А потому мы будем
сидеть и слушать, как он на голубом глазу с экрана телевизора
рассказывает о том, что это подрядчики устраняют за свои деньги
выявленные ранее нарушения.
А причина проста: отсутствие фактической функциональной независимости
контролеров. Ну никак не может ревизор, подчиненный главе региона, выйти
на миллиарды нарушений, допущенных компанией, аффилированной с этим
самой главой на объектах, курируемых другом руководителя – директором
какого-нибудь департамента и т. п.
Точнее, выйти на эти нарушения он может, но как выйдет, так и уйдет с ними и с трудовой книжкой в руках в лучшем случае.
Причем
принцип функциональной независимости во всех документах, конечно,
указан как основополагающий. Но видится сверху это в очень упрощенном
варианте: раз ревизор из департамента финансов проверяет школу, то все
хорошо, ведь он не подчинен же директору школы. А то, что этот директор –
друг директора департамента и строители – одни и те же компании во всех
школах, а по сути банальные «прокладки», этого законодатели не
учитывают.
А что касается самих ревизоров, то да, настоящих
специалистов уже практически невозможно найти, да по-настоящему никто в
стране их не готовит. А просто взять хорошего бухгалтера, финансиста,
аудитора и т.д. и назначить его ревизором нельзя. Потому что ревизор —
это больше состояние души, что ли, это умение всегда находиться под
прессингом, это умение разбираться не столько в чисто финансовых
вопросах, сколько в людях, это умение быть всегда на шаг впереди, чем
те, которых ты проверяешь, это умение быстро учиться на смену даже
технологических процессов, ибо сегодня ты проверяешь строительство,
завтра нефтяников, а послезавтра больницу или школу. И не стоит
забывать, что это еще и очень опасная специальность (и далеко не всегда
лояльность к кому-то дает тебе индульгенцию), на моей памяти были и
поджоги квартир, и ночные погони спортсменов, и отравления диклофенаком с
кражей документов, и даже сожгли одного вместе с семьей…
И
хороший, настоящий ревизор сейчас – огромная редкость. За всю свою
многолетнюю практику из сотен штатных ревизоров видел лишь троих таких. И
те в итоге ушли в коммерцию.
RUnnm
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|