«Где Эссекс я спрашиваю, где американец?!» – тон вопроса
прозвучавшего в телефонной трубке ничего хорошего для командующего
морской авиации Северного флота не сулил. Министр обороны требовал найти
находящийся в Норвежском море американский авианосец «Эссекс».
В
мае 1968 года для проведения военно-морских учений в Норвежское море
вошла большая группа боевых кораблей военно-морских сил США. В ее
составе был и противолодочный авианосец «Эссекс». По сложившейся
традиции все авианесущие соединения американского флота отслеживались
надводными кораблями или авиацией ВМФ СССР. Ведь авианосец, по существу,
это небольшой военный аэродром и самолеты с него могли достигать
территории Советского Союза. А возможностей у американского авианосца
было немало. При водоизмещении 34 000 тонн он мог нести на борту до 90
самолетов разных типов: от противолодочных до
истребителей-бомбардировщиков с ядерными бомбами малой мощности.
Поэтому, когда поступили сведения о том, что к берегам СССР приближается
американский авианосец, на его обнаружение были посланы самолеты
морской авиации Балтийского флота. Однако авианосная группа обнаружена
не была. А это было ЧП – десятки кораблей с авиацией, способной нести
ядерные заряды и находятся неизвестно где. Несколько экипажей, посланных
в предполагаемый район нахождения американской военной эскадры,
вернулись ни с чем. И тогда командование Балтийским флотом отзывает из
отпуска командира эскадрильи самолетов-разведчиков «Ту-16» авиационного
полка подполковника Александра Плиева. Только он, по мнению
командования, мог спасти ситуацию.
Ранним утром 25 мая 1968 года
пара тяжелых морских самолетов-разведчиков под командованием А. Плиева
вылетела с аэродрома базирования морской авиации в Северодвинске в
направлении Норвегии. На разведку летело два реактивных «Ту-16».Вторым
экипажем командовал военный летчик Л.Попов.
Самолеты «Ту-16»
представляли серьезную угрозу для кораблей США. Этот тип самолетов
создавался специально для уничтожения авианесущих группировок вероятного
противника. На вооружении «Ту-16» находилась разведывательная
аппаратура и ракеты способные уничтожать корабли противника на
расстоянии до 100 км. И еще важная особенность – «Ту-16» был реактивным
самолетом, что позволяло ему достигать района поиска в кратчайшие сроки.
В те годы такой боевой авиационный комплекс был только у СССР.
Однако
этот вылет проходил только с разведывательной целью: оперативно
обнаружить авианосную группировку и указать ее координаты для надводных
кораблей Балтийского флота. А уже те будут сопровождать эскадру на всем
протяжении проведения учений. Но сделать это было непросто. Норвежское
море огромно и противник может находиться где угодно. Радары в те годы
были малой мощности, спутниковое слежение из космоса находилось в
разработке. Поэтому в этом полете все зависело от опыта и интуиции
военных летчиков. И надежды командования группа А.Плиева оправдала. К
11.00 авианосец «Эссекс» и корабли сопровождения были обнаружены. При
этом подполковник А.Плиев решил факт обнаружения противника сделать
демонстративным. Что и привело к трагедии.
Второму экипажу
«Ту-16» Л.Попова командир дал приказ подняться на большую высоту и, дав
себя обнаружить американцам, отвлекать внимание ПВО американской
эскадры. Сам А.Плиев, снизив свою машину до минимальной высоты,
демонстративно пролетел над палубой американского авианосца «Эссекс».
Для американцев внезапное появление советского самолета пролетающего с
грохотом над их головами, стало неприятной неожиданностью. Многотонная
машина с ревом пронеслась на предельно малой высоте над авианосцем, где в
это время готовились к взлету самолеты палубной авиации.
Однако в
следующее мгновение происходит непоправимое. При развороте самолета на
второй круг «ТУ-16» задевает крылом поверхность моря и ударившись о воду
разрушается. Погиб весь экипаж во главе в А.Плиевым. Такова была
официальная версия американской стороны.
Самое интересное, что
весь этот эпизод зафиксирован на кинокамеру американского оператора. По
заведенному правилу все полеты палубной авиации ВМФ США снимаются на
кинопленку и появившийся в самый разгар подготовки вылетов палубной
авиации «ТУ-16» также оказался «в кадре». На съемках видно, как
советский ракетоносец пролетает чуть выше уровня палубы «Эссекса» и
уходит на второй круг. На мгновение съемка прерывается, а на следующих
кадрах мы видим столб дыма от разбившегося самолета-разведчика.
Именно
отсутствие самого эпизода крушения самолета на кинокадрах и породило
предположение, что самолет А.Плиева был сбит. Вероятно, что у расчетов
ПВО авианосца «Эссекс» от неожиданности и наглости советского летчика
сдали нервы , и они обстреляли «Ту-16». Однако доказать сегодня это не
представляется возможным. Обломки самолета находятся на недоступной
глубине, а восстановить отсутствующие кадры на кинохронике технически
невозможно. Да и то, как погиб экипаж советского ракетоносца стало
известно лишь недавно, когда удалось получить доступ к архивам ВМФ США.
Раньше считалось, что экипаж А. Плиева погиб при выполнении боевого
задания в результате ошибки в пилотировании. Именно такую информацию
озвучили представители ВМФ США, которые подобрали тела погибших
советских летчиков. Самолет напарника во время этих событий отвлекал на
себя внимание средств слежения американской эскадры, находился на
большой высоте и поэтому его экипаж не мог видеть происходящее.
Надо
отметить, что подобные необъяснимые катастрофы самолетов-разведчиков
при сопровождении американских авианесущих групп случались неоднократно.
В 1964 и 1980 году пропали два самолет «Ту-16» в Японском море сразу же
после обнаружения ими американского авианосца и японской эскадры. В
1973 году еще один «Ту-16» был поврежден истребителем «F-4» взлетевшим с
авианосца «Джон Кеннеди». Только по счастливой случайности советский
самолет не погиб и вернулся на базу. А то бы и он мог стать еще одной
жертвой «необъяснимых катастроф». Едва избежал катастрофы и другой
«Ту-16», атакованный двумя «F-18» в Атлантике в 1980 году.
В
результате крушения самолета-разведчика «Ту-16» погибли все восемь
членов экипажа. Тела трех летчиков американские моряки подняли из воды и
передали на подошедший вскоре к эскадре советский эсминец
«Сознательный». Прах подполковника А.Плиева был перевезен на родину в
Южную Осетию, где и был предан земле с воинскими почестями.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.