«Важно хотеть и добиваться», «нужно
отделять свои желания от чужих и не идти у последних на поводу», «если
вы ничего не хотите, у вас проблемы с правильной мотивацией»… Знакомые
фразы? Те, кто интересуется модной нынче идеей «саморазвития», наверняка
неоднократно слышали это, ведь именно подобными посылами пропитано
большинство «тренингов личностного роста», «психологических» и даже
отчасти «эзотерических» практик нашего времени.
«Надо уметь хотеть» — твердят
они и обещают научить этому умению. «Надо уметь хотеть» — это аксиома,
которая не подвергается сомнению; утверждается, что без этого умения
человек не способен стать по-настоящему счастливым.
Хотеть предлагается материальных благ — а
разве можно стать счастливым, если ты беднее окружающих тебя людей? —
затем хотеть «гармоничных отношений», хотеть удовлетворения тех или иных
амбиций (включая амбиции творческие), и наконец — хотеть непрерывно
саморазвиваться. Всё это, при правильном подходе, якобы должно сделать
человека счастливым.
Фактически, вам предлагают непрерывный
бег за собственными «хочу». Неважно, что точно так же бегают все те, в
чьём лексиконе даже не присутствует слово «саморазвитие», — и бегают, не
становясь от этого счастливее. Вам убедительно объяснят, что эти люди
просто не умеют «правильно хотеть».
В начале XX века Карл Густав Юнг в своей Liber Novus («Красной книге»), опубликованной лишь спустя сорок лет после его смерти, написал:
«Тот, чьё желание отворачивается
от внешних вещей, попадает в пространство души. Если он не найдёт души,
им овладеет ужас пустоты, и страх погонит его кнутом времени обратно в
отчаянной попытке и слепом желании пустых вещей мира. С этим бесконечным
желанием он станет глупцом, забудет путь своей души, и никогда не
найдёт её снова».
Вдумайтесь в эти слова: «С этим
бесконечным желанием он станет глупцом, забудет путь своей души, и
никогда не найдёт её снова». Юнг прекрасно знал, о чём пишет. Он знал,
что забывший путь своей души отныне обречён лишь на одну игру: постоянно бегать за счастьем, лишённый возможности поймать его за хвост.
Одна из четырёх благородных истин, сформулированных Буддой Шакьямуни
ещё в VI в. до н. э., — «истина о возникновении дуккха», говорит о том
же самом: непрерывное стремление удовлетворить все свои возникающие
потребности неизбежно приводит к разочарованию и возникновению кармы.
Точно такое же отношение к бегу за
счастьем мы находим в известном даосском принципе У-вэй — «принципе
немотивированности»: чтобы достичь состояния истинного равновесия с
миром (а это и есть состояние счастья в современном представлении),
действия должны быть… лишены размышлений, расчёта, желаний и мотиваций, а
должны совершаться спонтанно. И Карл Юнг, и Будда Шакьямуни, и
даосы находятся в удивительном противоречии с большинством современных
психологических практик, насквозь пропитанных мотивационным
представлением о достижении счастья, не правда ли?
Давайте зададимся вопросом: «Ты никогда
не задумывался, почему нас всех с самого рождения обучают постоянно
хотеть? Любви, развлечений, успеха, семьи, здоровья, и так до
бесконечности?» («Дао Вероники»).
И действительно, почему? Почему же даже
те люди, которые знают (или хотя бы краем уха слышали) об этом, так
настойчиво ищут «таблетку счастья» в своих неугомонных «хочу»? Не потому
ли, что эти люди живут по принципу жертвы: «Я сделаю все, чтобы стать
счастливым, при условии, что я останусь несчастным»? Ведь оставаться
страдающей несчастной жертвой подчас гораздо выгоднее, чем быть
гармоничным человеком, находящимся в равновесии с окружающим его миром.
Автор: Дмитрий Калинин
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|