В романе «Территория» герой советского писателя Олега Михайловича
Куваева чукча Кьяе с удовольствием отмечает, что его внучка Тамара
соблюдает старые обычаи чукотских женщин – в жаркое время года на
стойбище ходит обнаженная в одном лишь натазнике – повязке из шкурок
песца и «дает коже дышать». Между тем у многих ученых можно найти
упоминание о том, что чукчи нижнее белье вообще не носили. Об этом,
например, прямо пишет историк Анна Валинуровна Ахметова в статье
«Медицинское обслуживание и устройство быта коренного населения Чукотки в
дореволюционный период». Она указывает, что условия быта чукчей
находились на очень низком уровне, в одной яранге часто жило до 10—15
человек, смена одежды у которых происходила по мере её изнашиваемости.
Взрослые чукчи белья не носили, а малышей одевали в специальные детские
меховые комбинезоны, крой которых предусматривал меховые аналоги
подгузников, которые меняли по мере загрязнения. Так где же правда? Быть может, советский писатель идеализировал местных девушек? Или в записи историка закралась ошибка? Натазники – что это и кто их носил?Известно,
что аналог крохотных женских трусиков – меховые натазники летом носили
эскимосские модницы на Американском континенте. Их шили из нежных шкурок
молодых котиков и украшали мехом лис и песцов. Разумеется, эти
«трусики» имели и эротический характер, и должны были привлекать
внимание мужчин. На
нашем континенте натазники – аналог нижнего белья надевали под грубую
верхнюю одежду местные немногочисленные эскимосы, а также эвены и эвенки
(тунгусы). К примеру, в «Историко-лингвистическом словаре
трилогии «Государева вотчина» автора А. М. Бондаренко слово натазник
обозначает суконную нижнюю одежду эвенов, которую надевали под верхнюю
одежду: кафтан и меховые или ровдужные штаны. В работе
«Русско-индейские контакты в Калифорнии» автора А. А. Истомина
говорится, что натазники носили северные самодийцы – то есть ненцы,
энцы, нганасаны и селькупы. Носили натазники и ближайшие соседи чукчей,
их вечные враги – коряки. Эвенскийские натазники представляли
собой род коротких, таких, что едва прикрывали таз, шорт, которые
назывались «хэрки» и шились из тонкой замши или из сукна. Но
была ли подобная одежда у чукчей? Ведь даже известный специалист по
этому народу Владимир Германович Тан-Богораз указывает в книге «Чукчи»,
что белья у них не было. Этнограф сетует, что даже русские на Чукотке
часто носили рубашку бессменно, пока она не сваливалась с плеч от
ветхости. Что же касается чукчей, то они иногда покупали у русских
рубахи и использовали их как «вошеловки». Чукчи надевали их под низ
меховой одежды, ждали, когда вши из меха перейдут в рубаху и забьются в
швы, а потом снимали с себя рубашку и давили насекомых. Однажды Богораз
даже поймал шамана, который пытался украсть у него белье, сушившееся на
веревке. Видимо, того закусали вши, и он решил таким образом поправить
дело. Так значит, белья чукчи не носили? Чукча чукче розньНосили!
Но только приморские или береговые чукчи, которые, возможно, переняли
этот вид одежды у эскимосов. Эту деталь Богораз упоминает в работе
«Материальная культура чукчей», которая только недавно была переведена с
английского языка. В ней он пишет, что во внутреннем жарком пологе
яранги чукчи раздевались «почти догола», оставаясь в коротких
натазниках. Здесь же он указывает, что натазники использовали в качестве
нательного белья мужчины из береговых чукч. Этнограф Вадим
Анатольевич Тураев в энциклопедии «Народы и религии мира» подтверждает,
что мужчины и женщины у приморских чукч носили натазники, которые шили
из тонкой замши, а сверху надевали двойные штаны, нижняя часть которых
состояла из ровдуги, а верхняя – из меха оленя. Верхняя
наплечная одежда у береговых чукч представляла собой глухую рубаху,
сшитую мехом внутрь, зимой чукчи надевали на себя еще одну рубаху,
сшитую мехом наружу, а в сырое время года для защиты от влаги сверху
надевали еще и так называемую «камлею» с капюшоном, сшитую из выделанных
кишок морских зверей. Женская почти не отличалась от мужской,
правда, зимой женщины носили особенные сдвоенные комбинезоны – керкеры, а
в непогоду и в длительные переезды поверх надевали камлейки. Летом и
мужчины, и женщины, как правило, донашивали зимнюю одежду. Если
учесть, что чукчи сами себя называли очень потливыми людьми, то
становится понятно, почему летом они старались как можно чаще обнажаться
и раздевались до натазников летом на стойбище, а зимой – в жаркой
внутренности яранги.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|