Летом на Алтае археологи обнаружили могилу древнего великана. Мужчина ростом под два метра лежал с подогнутыми ногами в позе эмбриона. Как выяснили ученые, жил он в эпоху энеолита афанасьевской культуры. Аltai.aif.ru вспомнил мифы и легенды народов России о великанах, которые когда-то якобы ходили по Земле.
Как говорит алтайская фольклористка Наталья Васильева, великан в славянской мифологии и фольклоре - существо, отличающееся от человека (и тех же богатырей), огромным неземным ростом и необычайной неземной силой.
«Они могут рассматриваться как первые люди, участвовавшие в устройстве мироздания. Общеславянским сюжетом является гибель великанов или превращение их в обычных людей за гордыню», - отмечает исследовательница.
Согласно легенде, в древности на территории Республики Алтай жили алмысы. Это устрашающие мускулистые существа ростом под три метра, покрытые бурой шерстью, вонючие, с длинными руками и черепом, как у обезьян. Но при этом были они разумными, знали человеческую речь и даже обладали даром гипноза.
А еще якобы могли оборачиваться животными (рыжим щенком или, например, черной козой), людьми либо превращаться в неодушевленные предметы, например, в пепел, или просто были невидимыми.
Питались алмысы животными и человеческими детенышами, которых крали в поселениях. Но чаще всего самки обращались в прекрасных нагих дев с медными ногтями, соблазняли охотников для зачатия детей, которых потом также поедали.
Алмысы всегда вели войны с людьми. И в нелегкой схватке человечество все же одержало верх над этими существами. Они были вынуждены уйти в тайгу и горы. Но, поговаривают, их род сохранился до наших дней. Иногда алмысы выходят к людям, иногда этих загадочных существ замечают в дикой природе. А называют их сейчас йети, или снежным человеком.
Черто: остался только палец
В древности в алтайских горах жил молодой богатырь Куюм – стройный, как кедр, ловкий, как марал, и зоркий, как сокол. Охотился он с другими людьми в степях, в горах и на озерах – и земля в изобилии давала им дары. Но однажды пришел в горы страшный великан Черто, чтобы забрать себе все богатства земли, выпить все реки и покорить народы. Народ был в страхе и собрал войско. Десять дней и ночей бились, но так и не смогли одолеть злого Черто. Тогда отправились за советом к старейшине.
«Пусть самый сильный храбрец, когда Луна скроется, подкрадется к Черто и одолеет его, а конь втопчет в землю», – посоветовал мудрец.
Отвести беду от родного края вызвался Куюм. Подобрался он к Черто и стал пускать в него стрелы из лука. Тот взревел, вскочил, но Куюм, кружа на быстром коне, наносил удары саблей. Черто ослабел и, наконец, повалился на спину. Могучий конь втоптал великана в землю так, что снаружи остался только палец. А утром превратился этот палец в скалу. И теперь называют эту скалу Чертов палец. Популярное среди туристов место находится на границе Республики Алтай и Алтайского края.
Великан Торев: окаменел под светом щита
В далекие времена в лесах рядом с уральскими горами жило могущественное племя манси. Их мудрый вождь Куущай обитал в хрустальном замке на вершине горы с красавицей-дочкой Аим и сыном Пыгрычумом. А помогали племени добрые духи.
О красоте дочери вождя услышал великан Торев (Медведь), чей род охотился в горах. Он потребовал, чтобы Куущай отдал ему свою дочь. Но получил отказ. Разгневанный Торев позвал братьев-великанов и во главе огромного войска двинулся, чтобы силою схватить Аим.
В это время часть воинов манси были на охоте. Аим крикнула: «О, добрые духи, спасите нас от гибели! Пошлите домой брата Пыгрычума!». В тот же миг грянул гром, и черные тучи пеленой закрыли город.
Торев ринулся вперед и огромной дубиной ударил по хрустальному замку. Тот рассыпался на кусочки, которые ветер разнес по всему Уралу. С тех пор и находят в местных горах осколки горного хрусталя.
Аим с горсткой воинов скрылась в горах. Великаны ринулись за ней, и когда уже готовы были схватить, то появился брат девушки Пыгрычум с блестящим щитом. Он повернул щит, и огненный свет ударил в глаза великану. На глазах изумленных братьев Торев начал каменеть. Попав под луч щита, они тоже превратились в камни. С тех пор тысячи лет стоят они на горе, которую называют Мань-Пупы-Ньёр (Гора каменных идолов).
Горыня, Дубыня и Усыня: обладали сверхчеловеческой силой
Горыня, Дубыня и Усыня часто являлись героями русских сказаний.
Горыня издревле считался спутником бога-громовника Перуна. Он ломал горы, выворачивал камни, валил деревья и запруживал завалами реки. Ему не трудно было перенести гору с места на место, перебросить ее с руки на руку, проложить новую дорогу среди непроходимых мест.
Усыня напоминает змея из русских сказаний, который запрудил реку необъятным телом. Только в дело пошли его невероятные усы. Вот как описывают его в сказаниях: «Усыня одним усом реку запрудил, а по другому усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут. Сам с ноготь, борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат».
Дубыня — это лесной великан. Он ведет себя как заботливый хозяин – «верстает дубье»: высокий дуб в землю пихает, а низкий из земли тянет. Он способен принимать образ Змея и охраняет древне-славянский ад (Пекло).
Предположительно, три этих исполина -— воплощение трех основных стихий: Горыня — огонь, Дубыня — земля, Усыня — вода. У них были жены-богатырки, которые ни в чем не уступали мужьям, а разъярившись, даже могли их превзойти.
Самый известный великан в русских сказках - Святогор. Тяжести его не выносила даже мать — сыра земля.
Святогор в эпосе - огромный великан - выше леса стоячего, ниже облака ходячего. Он живёт на высоких Святых горах. А когда он спускается, мать — сыра земля потрясается, реки выливаются из берегов, а леса колышутся.
Однажды, чувствуя в себе исполинские силы, он похвалился, что если бы было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал пахарь-богатырь Микула Селянинович и бросил на землю сумку, в которой была заключена «вся тягость земная». Святогор попытался сдвинуть суму, но погряз в землю по колени и, не одолев тяги земной, заключавшейся в суме, там и кончил свою жизнь.
Кстати, также немало легенд о великанах в греческой мифологии. Там титаны и гиганты вели борьбу с олимпийскими богами. Много упоминаний о великанах и в германо-скандинавской мифологии: великаны-ётуны также противопоставлялись богам как воплощение первобытных разрушительных сил.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.