Как сложилась судьба советской атомной подземной лодки
Атомная подземная лодка? Что? Кажется, что речь идет о какой-то художественной книге, написанной в жанре фантастики. Отчасти, это так. Потому что история о советском «атомном кроте» оплетена массой легенд и конспирологических теорий. Значительная часть документации до сих пор засекречена, поэтому можно изложить лишь маленькую толику информации. Всё остальное мы, вероятно, узнаем позже.
Имперские корни
Приписывать авторство идеи какому-либо ученому из СССР – неправильно. Дело в том, что «крота» придумал в 1904 году житель Москвы Пётр Рассказов. Якобы он начертил вполне добротные для своего времени чертежи и думал, где бы взять деньги на реализацию проекта.
Я бы не стала говорить, что идея была ненужная, глупая, бесперспективная. Нет. Действительно, в разных странах всерьез рассматривали вопрос создания подземного оружия.
Возможно, вы смотрели американский фильм «Дрожь земли». Первый фильм вышел в 1990-м году. Было и продолжение – несколько серий. В картинах показывают то, как люди борются с подземными червями, появляющимися из-под земли, хватающими этих самых людей и уходящими под землю.
Что-то подобное хотели придумать ученые в разных ведущих странах мира. Если продолжать про изобретение Рассказова, то он задумывал механизм, похожий на крота, который бы делал подкопы к противнику и наносил неприятелю вред.
Интересно, что изобретатель ушел из жизни в 1905 году. Официально: в него попала шальная пуля, когда началась революция. Но есть гипотеза, что Петра Рассказова устранили.
После этого работа над проектом не велась.
В СССР
В Советском Союзе к идее подземной лодки вернулись в 30-х годах прошлого века. Тогда же над проектом стали работать и немцы. В советской России вопрос отдали на откуп инженеру Александру Требелеву.
В Германии «Змея Мидгарда» пытался создать Хорнер фон Вернер. Отмечу, что в 30-х годах прошлого века немцами уже управлял Адольф Гитлер, признанный на Нюрнбергском трибунале военным преступником. В Третьем рейхе любили называть вещи «поэтически». В частности, «Змей Мидгарда» - существо из эпоса.
Нужно отметить, что в Германии разработки происходили быстрее. И, по одной из версий, в послевоенном Советском Союзе продолжили создание «крота», используя немецкие чертежи. Но подтверждений этому нет.
Тиражируется информация о том, что проектом одно время занимался небезызвестный академик Андрей Сахаров. Но это тоже информация, которую пока нельзя подтвердить документами.
Точно известно, что «крота» решили сделать атомным, оснастив таким же двигателем, какие в свое время устанавливали на подводные лодки.
Курировал тему якобы министр госбезопасности Абакумов лично.
По одной из версий, разработки дошли до стадии создания прототипа. Якобы была построена модель «крота», который имел 35 метров в длину, 3 метра в диаметре. Экипаж атомной подземной лодки насчитывал 5 человек, кроме того, техника могла перевозить до 15 человек десанта, двигаясь со скоростью до 7 км/ч – под землей.
Информация о характеристиках «крота» порождает неоднозначные мысли. С одной стороны, идея была очень интересной. В СССР хотели создать и использовать машину, которая бы под землей добиралась до самых труднодоступных мест. Через наземную границу проникнуть в другое государство трудно. Самолет можно сбить, используя ракету или другой самолет. Даже подводные лодки относительно легко вычисляют в океане.
А на «кроте» можно было добраться куда угодно.
С другой стороны, атомный двигатель, 35-метровая машина. И это всё, чтобы забросить в нужную точку земли 15 человек? Что они смогут сделать? Максимум – совершить диверсию. Но тогда, скорее всего, «крота» вычислят и уничтожат.
А что же вторая версия?
Испытания
Есть мнение, что «крота» смогли даже испытать в Советском Союзе. К сожалению, неудачно. Машина взорвалась где-то под землей. Члены экипажа, естественно, не выжили.
Возможно, к месту крушения подземной лодки направляли какую-то исследовательскую бригаду. Это только предположение. Никто не может подтвердить даже тот факт, что «крот» существовал.
У немцев он, кстати, тоже не появился. По неподтвержденной информации, подземную лодку бросили разрабатывать, потому что проект требовал больших денежных вливаний.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Да идеи такие были, но они оказались технически, не выполнимы. Прежде всего отвод тепла от работающих механизмов, под землёй оно просто, не возможно. Отработанный грунт становится рыхлым и занимает гораздо больший объём, а по этому его надо будет постоянно выбирать. С такими вещами столкнулись метростроевцы. Вот и дальше картинок на бумаге дело, не пошло.