Как обращался Лев Толстой со своими крепостными на самом деле
Этот писатель постоянно пропагандировал свободный сельский труд и
моральное превосходство мужика над барином. Почему же он не стал впереди
правительства в самом важном вопросе того времени – освобождении своих
личных крепостных крестьян? Почему сделал это только вместе с другими
помещиками и согласно с правительственным законом?
Легальные возможности дать волю крестьянам одного помещика
Надобно
заметить, что пресловутая «прогрессивность» проявилась во взглядах
будущего великого писателя не раньше тридцати лет, вследствие поражения
России в Крымской войне. То есть тогда же, когда и у остального
общества. А что делал Толстой со своими крепостными до 1861 года?
Напомним,
что до официальной отмены крепостного права у передовых дворян в 19
веке были две основные законные возможности сделать своих крестьян лично
свободными с землёй. В 1803 году император Александр I издал указ «о
вольных хлебопашцах». Помещик мог составить с крестьянами добровольное
двустороннее соглашение, в котором определялась бы сумма и время выкупа
крестьян за землю. По исполнении со стороны крестьян этого условия те
переводились в разряд «вольных хлебопашцев». К слову, таких за полвека
набралось очень немного – меньше полпроцента, и понятно почему.
Вторая
возможность, созданная финансовой политикой правительства императора
Николая I в 1840-е гг., состояла в том, что трижды заложенное имение
продавалось с молотка, а крестьяне при этом становились лично
свободными. Вот Лев Толстой, получив в 1847 году в наследство Ясную
Поляну с 330 душами крестьян, мог избрать один из двух путей. Он мог
либо заключить с крестьянами договор, переводящий их потом в разряд
вольных хлебопашцев; либо трижды заложить имение в казну и не выкупить
его. Ну это всё, если бы он, конечно, действительно пёкся о благе своих
мужичков.
Утро помещика
Приехав в Ясную Поляну, Лев Толстой
попытался стать для своих крестьян чем-то вроде отца родного:
рачительным добрым помещиком, не порющим своих холопов по конюшням и
сараям. Но ни в малейшей степени не изменяя экономической основы
отношений! Крепостные, хоть и «по-доброму», но по-прежнему обязаны ему
рабским трудом! Единственное «прогрессивное» нововведение Толстого в
первый период владения Ясной Поляной состояло в попытке… завести школу
для крепостных ребятишек! Ну прямо полковник Кошкарёв из второго тома
«Мёртвых душ» Гоголя!
Крестьянские детки неохотно учились
ненужной им в данных условиях грамоте, да очень скоро и сам Лев Толстой
охладел к своему начинанию, предпочитая проводить время в традиционных
помещичьих занятиях: охоте в компании с соседями-помещиками (неизбежно
связанной с псовой потравой крестьянских посевов), кутежами и балами в
губернской столице.
Толстой задолжал на свои забавы кучу денег.
Казалось бы, вот она – возможность расплатиться с долгами, трижды
заложив имение, а крестьян отпустив на волю! Но нет, Ясная Поляна была
ему дороже, хотя её и пришлось разок заложить. А от многочисленных
частных кредиторов Толстой в тот момент избавился, отправившись за
острыми ощущениями – воевать на Кавказ.
Гоголевский «передовой» помещик
С
Кавказа, а потом с Крымской войны Толстой вернулся другим человеком –
строже относящимся к себе (но и к другим). Вся Россия задумывалась тогда
над способами разрешения крепостного права. Не остался в стороне и
Толстой. В 1856 году он набрасывает «Писания, относящиеся к проекту
освобождения яснопольских крестьян», предназначенные не только его
деревне, но и всей стране. Они поражают наивностью и сословной
ограниченностью, достойными, пожалуй, всё того-то сатирического
персонажа Гоголя.
«Господь Бог вложил мне в душу мысль
отпустить вас всех на волю, — объявил Толстой своим крепостным. — Ежели
бы можно было поехать в суд сейчас же, написать вам отпускную и отдать
ее вам — я бы так и сделал. Но я советовался с умными и старыми людьми
об этом деле, и они мне растолковали, что это вдруг нельзя сделать, и
отчего нельзя, и как надобно поступить. Во-первых, как вы знаете, именье
мое, и земля, и вы заложены в Опекунской совет на сумму около 20.000, и
до тех пор пока эти деньги не заплатятся, я не имею права отпускать вас
на волю. Во-вторых, ежели бы даже именье не было заложено, и я бы мог
отпустить вас на волю, для вас бы самих было худо, ежели бы я отпустил
вас на волю без земли, на которой вы сидите и с которой кормитесь, для
вас бы самих было хуже, чем теперь».
Толстой как распиаренная фигура и Толстой реальный – большая разница Исходя
из вышеизложенного, совершенно очевидно, что великий писатель водит за
нос своих безграмотных мужиков, не знающих законов. Далее, он излагает
им свой гениальный проект – очевидно, в духе указа о вольных хлебопашцах
– по которому крестьяне, уже сейчас становясь лично свободными, должны в
течение 24 лет платить ему выкуп за используемую ими землю. Явно
чувствуя подвох, и зная о близящейся государственной отмене крепостного
права, крестьяне дружно заявили графу: «Нет, ваше сиятельство, позвольте
как встарь: мы – ваши, а земля – наша». Попытка графа поправить свои
финансовые дела за счёт своих крепостных не удалась.
В
дальнейшем, условия реформы 1861 года, на которых Лев Толстой был
вынужден отпустить на волю своих крестьян, были более благоприятными для
них, чем те, что он им предлагал в 1856-м. Мужицкое чутьё возобладало
над барской хитростью.
А главная причина, почему Лев Толстой
так и не приложил практических усилий к досрочному освобождению своих
крепостных, заключалась, по-видимому, в том, что филантропическое
облегчение их положения вообще не являлось для него жизненным
приоритетом.
Одно дело – елейный граф-человеколюбец, созданный
либеральной пропагандой ещё задолго до революции. И совсем другое дело –
банальный тульский помещик, сначала пивший да гулявший, а бросивший эти
дела – так начавший других поучать и порицать за то, что сам делал
прежде.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
А сам-то автор, причем анонимный, что полезного за свою жизнь сделал? Ни источники не приведены, так, блаблабла...Одними своими литературными произведениями Лев Толстой заслужил бессмертие. И старался поступать по совести. Всем бы так.
«Забитую до смерти дворовую Прасковью Илларионову, — говорится в материалах дела, — повезли хоронить, когда стоял сильный мороз. На труп несчастной бросили ее грудного ребенка, который потом замерз».
Сопровождавшие рассказывали, что девка была убита помещицей, и они видели на теле ее с рук, и с ног, и с головы кожа сошла, и волосы сошли. Салтычиха обварила дворовую кипятком, приказала сечь розгами, а потом била скалкой, заставляла снова и снова мыть полы, хотя жертва уже едва держалась на полу
Александр Пушкин, автор этих строк, получив от отца в подарок к свадьбе 200 крепостных душ, не даровал им свободу, а заложил их, чтобы получить деньги на свадебные торжества.