Проповедь.
Как должно жить по закону природы и правды.
Идите в народ и говорите ему всю правду до последнего слова, и как
человек должен жить по закону природы. По закону все люди равны.
Смотрите: разве один человек родится в бархате, а другой в изгребной
тряпке? Все родятся голые, все родятся такими же малыми и
слабыми; ни один новорожденный ни говорить, ни читать, ни писать не
умеет, и все они похожи друг на друга. Если вы возьмете двух
новорожденных: один будет сын бедного, безграмотного нищего, а другой —
сын богатого, знатного и ученого отца; если вы им при рождении дадите
одинаково, будете воспитывать одинаково, будете учить одинаково, что ж,
разве сын знатного, богатого и ученого будет все-таки знатным, богатым и
ученым, а сын безграмотного нищего останется все-таки безграмотным
нищим? Нет, братья, если вы сына безграмотного нищего будете учить, то
он будет таким же грамотным, ученым, как и сын знатного и ученого; если
детям знатных и бедных дадут одинаково, учить их будут одинаково, они
будут одинаковы. Закон ясен, как свет небесный: для того люди рождаются
на свет одинаково голыми, слабыми и глупыми; для того они делаются
одинаково образованными, если их учить одинаково, чтобы всякий умный и
неумный, и ученый и неученый могли сразу понять, что всякому при
рождении должно давать одинаково, всех детей воспитать, содержать и
учить надо одинаково. Те, через кого дети воспитываются и обучаются
неодинаково, через кого им дается неодинаково, через кого одни люди
выходят богатыми и учеными, другие бедными, безграмотными и несчастными;
те, через кого все это делается, — беззаконники и злодеи, пусть они
будут прокляты навеки.
Братья, взгляните на землю: как мать
любящая она дает всякому из своих детей, кто у ней просит, все что
может, с равной любовью. Она никому не отказывает, она не делает разницы
между людьми, все для нее равны, все одинаково ее дети. Вот вам ясно
обличился и осветился закон, смотрите, какой он прелестный и
преисполненный радости. Живите по закону, и не будет между вами ни
бедных, ни богатых, ни гордо и злобно величающихся, ни забитых в грязи и
плачущих день и ночь слезами от горькой нужды. Разве может человек
схватить свою мать и сказать ей: «Не смей кормить моих братьев, других
твоих детей, ты моя раба, служи мне одному!». Кто так сделает, тот
беззаконник из безаконников, злодей из злодеев. Точно так же никто не
может захватить землю и сказать ей: «Служи мне одному, ты моя, ты у меня
раба и мне одному должна служить, я твой собственник, я твой помещик, я
твой землевладелец, я захочу и продам тебя». Кто так сделает —
беззаконник из беззаконников, он трижды и трижды проклят, он мать свою
сделал рабою, он мать свою продает.
Братья, мы вам разъясним, как
подобает жить по закону. Вот перед вами деревни раскинуты по России,
кругом их земля, и вся эта земля общественная, нет помещиков, нет
землевладельцев, злом порожденных, мать свою закрепощающих. И вот
восчувствовали все, что земля им общая мать, и встали все друг за друга и
не отдали матерь свою, землю, в рабство богатым и сильным, помещикам и
землевладельцам. И не будет земля тогда, как рабыня, сильным злодеям
служить; не будет воем, стоном стонать, слезы горькие лить, как мать,
которую от детей отрывают и в цепях и в неволе держат; а будет
радоваться и веселиться, потому что она будет всех вас, детей своих,
кормить, и все вы узнаете, что вы братья, и воцарится между вами любовь
великая. Вот что значит жить по закону! Поистине мы вам говорим, и вы
сами видите своими глазами, что распри на земле завелась не от
тружеников, а от тех злодеев и беззаконников, которые величают себя
помещиками и землевладельцами, которые не постыдились из матери своей,
родной земли, сделать свою рабыню и прислужницу, которых подлое сердце
до того растлилося, что они матерь свою, землю, как рабу на рынке,
продают. Умащают они, негодные, свое ленивое брюхо на счет трудов и слез
человеческих.
Поистине мы вам говорим и навеки утверждаем, пока
между вами будут жить злодеи нечестивые, которые не стыдятся своей
матерью, землей, как рабыней, торговать, до тех пор не познают люди
закона истинного, не будет между ними любви братской, и испорчено будет
сердце человеческое из века в век. Беззаконник и тот, кто другого до
надела не допустит или возьмет с него за это деньги: он матерью своею,
землею, как рабою, торговал. Кто же наймет другого, чтобы землю
возделать, либо вспахать, либо жать, либо скосить, либо плоды убрать,
либо для чего-либо другого, до земли касающегося, тот трижды проклят: он
матерью своей торгует, а братьев, как рабов, служить себе заставляет,
он всей мерзости поганой отец. Если бы не было этого зла на свете, если
бы никто земли не возделывал чужими руками и наймом, не было бы тогда
землевладельцев и помещиков, злодеев нечестивых, ленивых, ненасытных
брюхом своим, братьев своих поедающих, слезами бедных безмерную жажду
свою утоляющих. Если ты взял надел, значит — без него ты прожить не
можешь, возделывай же его своими руками. Ходи за матерью своею, землею,
со всем прилежанием и с любовью, разукрась ее жатвами, золотыми плодами,
взоры восхищающими, и злаками пахучими. И если она будет чрез труды и
старания твои прелестна, как невеста разубранная, если она от рук твоих
сделается плодоносною между плодоносными, то ты будешь добродетельный
между добродетельными, и благо и слава тебе будут до конца. Если же ты
надел свой запустишь или возделаешь ленивою рукой и чрез это матерь
твоя, земля, покроется грязью и тернием колючим, ты злодей и
беззаконник: мать твою ты грязью забросал, а у братьев твоих взял то,
что не понадобилось, что тебе не подобало. — Ты узнал закон, иди, учи
народ, не бойся сильных, не бойся смерти. Встанут на тебя
беззаконники-злодеи и помещики, сразись с ними. Даже если ты умрешь, то
дела твои останутся. Ты умрешь, а слова твои разрастутся в сердцах
людей, потому что эти слова закона правды.
Спросили ученики у
учителя: «Когда же люди будут жить по закону?». И он ответил им: «Когда
не будет грамотных и неграмотных, ученых и неученых, знающих и
незнающих, а когда все будут учеными и знающими, когда всех будут
смолоду учить одинаково. Поистине я вам говорю: убийцы, воры и
прелюбодеи, сто крат менее преступны, чем богатые, народ не обучающие,
его во тьме и невежестве содержащие. Всякому злу они корень, из злодеев
они злодеи, между преступниками самые преступные, всем злодеям
простится, ибо не знают, что творят, а им никогда». Не в один день
водворится закон, а каждый день вы должны его учить и биться за него.
Старайтесь быть умнее умных и храбрее храбрых и неустанно трудитесь для
закона, и слава вам будет. Труженики любезные, постойте друг за друга,
да спасетеся от погибели. Труженик, за насущный хлеб работающий,
поистине говорю тебе, нет для тебя краше добродетели, как за братьев
своих, тружеников, стоять и мучения принять. Посмотри на беззаконников и
на притворство их окаянное, ногами своими они закон в грязь
затаптывают, они губят человечество, а потом, злобно лукавствуя, посты,
молитвы и бдения творят. Из сокровищ своих награбленных они на церкви
деньги дают, а попы нечестивые, этими деньгами подкупленные, изрекают им
благословение вместо анафемы и проклятия. Так ты знай же, любезный
труженик, что не избавиться тебе от проклятия ни постами, ни молитвами,
если за братию твою за трудящуюся, в поте лица ради хлеба работающую, ты
не будешь душой стоять, не потерпишь гонения великого от беззаконников.
Не слова, а дела с тебя спросятся; не посты и молитвы лукавые, а борьба
с притеснителем лютая. Чем корыстнее беззаконники, тем сильнее народу
про посты свои кричат и молитвами тщеславятся. Говорю тебе поистине: ты
постой-ка за трудящихся, от печали их избавляючи; добродетель эта
светлая, постоишь ты крепко-накрепко, и простится тебе многое. Смотри,
труженик опечаленный просил хлеба, ему не дали за труды его великие, всё
брюхами ленивыми съедено на счет трудов его, имущими.
О вы, люди
честные, за несчастного работника вы постойте крепко-накрепко. Как
дойдут до вас слезы, люди честные, слезы воинства угнетенного, вы
примите их с утешением, помогите им, чем можете, и они тогда помогут
вам. Вы же, воины простодушные, крепко-накрепко запомните, что одною
вашей силою беззаконные угнетатели давят бедный люд трудящийся, перед
ним они величаются и грозят вашим оружием. И чем больше страху наводится
и чем больше народ смиряется, тем смелее беззаконники лихоимствуют, и
тем будете вы несчастнее, ваша жизнь злополучнее, хуже плену вам
покажется. Не подымайте же руки преступные по приказу беззаконников на
народ трудящийся, на невинные жертвы несчастные. За братоубийство ваше
злодейское вы жестоко себя же накажете; станет жизнь для вас казарменная
горше плену, тюрьмы и каторги; вам не пищу дадут - вам яд поднесут,
лихоимством приготовленный.
Спросили ученики у учителя: «Откуда
же взялось беззаконие и чем оно держится?». — И ответил им учитель: «А
взялось оно от злодейства и преступления». Смотрите, чем держалось и
держится оно. Держится оно одним убийством и насилием. Вельможи и
придворные для беззакония своего мерзкого правителя сажают, низлагают и
убивают каждый раз, когда это им надобно, а затем подкупают их подкупами
великими, чтобы были они им пособниками, в беззаконных их делах
помощниками. А потом через духовенство подкупленное они в церквах народу
проповедуют, что посаженный их злодейством правитель, поощритель их
беззакония, есть от Господа посаженный. Беззаконные хулители и
преступные обманщики, не от Господа ваш правитель посаженный, а от
вашего беззакония, от преступного злого умысла. Чтобы правителя иметь
беззаконника, их злодейских дел поощрителя, они с малых лет воспитуют
его в беззаконии и злу научаючи; а как вскормят они в нем сердце
злодейское и начнет он их тиранить самих, то изводят или убивают его,
чтобы знали его наследники, что тиранить можно один народ, беззаконие
поощряючи, а вельмож своих они слушать должны и злодейству их
способствовать.
Братья, вспомните, как вельможи и военные
начальники посадили на престол насилием Екатерину. Та жила ремеслом
развратницы, а они сделали ее императрицею, чтобы не осмелилась она их
ослушаться, беззаконию их препятствовать. Затем на престол уже вступил
Петр, он был малое дитя, неразумное, развращали они и его сердце юное
злодейством, и преступлением, чтобы можно было им бесчинствовать, и умер
он через три года от их злодейского воспитания. Тогда злодейством и
насилием они посадили на престол Анну Иоанновну. Думали еще большую
власть забрать и еще больше беззаконничать. Затем уже Иоанн на престол
взошел; но вельможам он не нравился. Через год они и его с престола
посадили в тюрьму мрачную и до смерти там замучили. А затем злодейским
насилием Елизавета стала правительницей. Она же оставила корону Петру,
но вельможам и он не понравился; не прошло нескольких месяцев, они убили
его смертью лютою и с насилием возвели рабу свою, немку жалкую, назвав
ее Екатериною. И вельможам-беззаконникам раздавала она во множестве
людей и земли плодородные; расплодились слезы по земле нашей тогда, и
народ, в рабстве измученный, изнывал от изнурения. За ней на престол
Павел вошел и его вельможи тоже убили, как сына собачьего. Потом был
Александр, который также умер смертью лютою, а затем вельможи не дали
Константину на престол взойти, и он умер, ядом отравленный. И вот
Николай на престол взошел, делал так, как вельможам надобно, беззаконие
поощряючи... Плачьте, же люди, и крушиньтеся день и ночь слезами
обливаючись, горем грудь свою разрываючи, глядя на государство
беззакония и на силу его великую, глядя на то, как оно держится злым
злодейством и постоянными преступлениями.
Спросили ученики
учителя: «Как же узнать нам законных правителей, как отличить их от
беззаконников, от злодеев, власть имеющих?». И ответил им учитель: «Ой,
не трудно законных правителей отличить от беззаконников, как не трудно
хлеб питательный отличить от плевел мерзостных. Кто живет в дворцах и в
роскоши, тот исчадие зла, поощритель беззакония; над народом кто
величается и своей роскошью кто внушить людям старается, что он лучше
их, достойнее, тот рожден от беззакония. Беззаконники окаянные постоянно
народу наговаривают, что не могут-де люди равными быть. Наговоры эти
преступные на беззаконных правителях оставляют клеймо злодейское, и по
этому они узнаются; а законные люди, истинные и законные правители одно
слово повторяют всем труженикам и одному они поучают их: все люди должны
равными быть, друг от друга не отличатися, друг над другом не
величатися. И чтобы злые беззаконники, захватив власть великую, не могли
стереть закон истинный, чтобы закон был вечно памятен, — люди голыми
все рождаются, равно голыми и слабыми. Не сотрут его беззаконники, как
бы они о том ни старалися.
Расставаясь с учениками, учитель
сказал последнее слово. Для людей счастье и земные радости от одной
любви рождаются. Только любовь дает счастье безмятежное, неизменное,
лихим горем не отравленное. Где нет братства повсеместного, не дадут там
жизнь безмятежную, счастливую и спокойную ни богатство с его роскошью,
ни власть, ни знатность гордая. Слушайте, люди, правду великую, только
тогда вы счастье изведаете, радость светлую без горести, когда полюбите
друг друга любовью и от любви друг к другу не захотите вы друг над
другом возвышатися, а возжелаете все быть равными. Слушайте, люди,
только тот, кто в сражении жизнь проведет, землевладельцев уничтожаючи,
богачей гордых смиряючи, только над тем будет благословение: не
устрашился он, чего боятся все, с кичливой силой сражатися. Кто же видит
братьев своих угнетение, людей страдания, и слезы горькие, и обиды
несправедливые — и из робости, малодушия за обиды их не вступается ни
словами, ни делом, на том вечное проклятие, и так худо ему будет
сделано, что ему лучше бы не родиться! Средь мученья бесконечного он
вопиять будет громким голосом: «Горе робкому, малодушному, что за
братьев не вступался!».
Текст проповеди предположительно написан
членами группы народника А.В.Долгушина. По официальному списку 1875 г.
значился в числе запрещенных. Упоминается в обвинительном акте по
"процессу 50" и по "процессу 193".
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|