Древний мир, особенно Древний Египет, увлекая воображение художников 19 века, позволял им сочетать возвышенные, но давно уже "заезженные" библейские и исторические темы с археологическими чудесами, которые были найдены в их времена и взбудоражили ум и сердце европейской публики.
В частности, значительные открытия, раскопки и публичные выставки по археологии, которые подробно освещались в 19 веке в британской прессе, послужили основным источником вдохновения для новой формы "археологического" искусства, пионерами которой стали такие художники, как Альма-Тадема, Эдвард Пойнтер и Эдвин Лонг.
Эти художники, как и многие другие, были очарованы музейными выставками, где артефакты давали более глубокое представление о древней жизни. На картины Альма-Тадемы, Пойнтера и Лонга, вдохновленные Египтом, большое влияние оказали артефакты, выставленные в “Комнатах мумий” Британского музея, которые были открыты в конце 1830-х годов.
Вундеркинд, член Академии изящных искусств в Антверпене и знаменитый художник Викторианской Англии, сэр Лоуренс Альма-Тадема добился пожизненного успеха как художник, чьи полотна воссоздавали исторические сцены с живостью, интимностью и реализмом.
Как и его близкий друг, египтолог Георг Мориц Эберс, художник стремился раскрыть прошлое, основываясь на древних источниках, а не на современных фантазиях. Картины, посвящённые Древнему Египту, составляют небольшую, но значительную часть творчества Альма-Тадемы. Среди этих картин самыми известными являются те, где художник обращается к библейскому повествованию, например, "Нахождение Моисея", ярко передающую радость дочери фараона через богатую экзотику древней цивилизации: одеяния и украшения, роскошную флору и мебель:
И потрясающая своим трагизмом "Смерть первенца фараона, где убитая горем мать склоняется над умершим ребенком, которого держит на коленях фигура библейского правителя. Врач, который не смог спасти ребенка, уныло сидит слева от фараона, придворные изображены скорбящими рядом со своим царём:
Яркие детали и тонкие позолоченные эффекты "Иосифа, смотрителя зернохранилищ фараона" (1874) переносят зрителя в комнату с важным чиновником, сидящим на мягком стуле, а его помощник-писец сидит, скрестив ноги, справа.
Этот высокопоставленный чиновник - легендарный библейский Иосиф, чьи способности к толкованию снов позволили ему подняться от иностранного раба до визиря, главного советника фараона.
Само это толкование-тема весьма популярная в европейской живописи:
Высокое положение Иосифа, его роскошная жизнь хорошо видны, начиная с красочных картин на стене позади него:
и заканчивая его замысловатым париком, богатыми ожерельями:
а, также, церемониальными сандалиями (сброшенными с ног и лежащими в крайнем левом углу):
Картуши с именами фараона Тутмоса II (ум. ок.1479 гг. до н.э.- пёс его знает, почему Альма-Тадема отнёс историю Иосифа к правлению этого фараона) появляются на троне слева от ног Иосифа:
Библейская история гласит, что фараон “одел его (Иосифа) в одежды из тонкого льна и надел золотую цепь на шею” (Бытие 41: 42) как символ власти Иосифа над землей египетской.
Не будем сейчас критически разбирать совершенно фантастическую историю возвышения Иосифа: из оклеветанного раба, заключённого - в правители.
Иосиф толкует сны своим сокамерникам- египтянам. Абель де Пюжоль. (интерпретация Иосифом сна фараона как семь лет изобилия, за которыми последовали семь лет голода, привела к общенациональной политике хранения зерна, и благодаря предусмотрительности Джозефа египетские хранилища накормили голодающих в неурожайные годы) - это красивый миф, не более того.
Лучше продолжим изучать картину.
В представлении Лоуренса Альма-Тадемы о Египте Иосифа на видном месте появляются писцы, их божественный покровитель и письменность. Чтобы показать административные способности Иосифа, Алма-Тадема выбрала один аспект обширного предприятия по сбору припасов: одного писца, документирующего небольшие кучи зерна (проба из хранилища, проверка качества):
Писец читает папирус, в то время как несколько свитков разбросаны по земле вокруг него; писец на этой картине, как и его древний прототип, писал бы скорописью. Божественный покровитель писцов, Тот, появляется как в виде двумерного изображения на столике перед писцом:
так и в виде трехмерной статуи в нише над ним:
Фреска на стене позади Иосифа является копией росписей из гробницы Небамона, Восемнадцатой династии, находящихся в Британском музее: писец в крайнем левом углу возглавляет ряд чиновников с группами сельскохозяйственной продукции, включая гусей:
Спиральный узор в нише заимствован из современных конструкций потолка гробницы Восемнадцатой династии и был доступен в широко опубликованном и популярном руководстве по дизайну Оуэна Джонса "Грамматика орнамента":
Парик Иосифа сделан в обычном стиле Нового царства. Этот парик, расписной сосуд с подставкой и статуя Тота представляют собой точные копии древних предметов, которые были доступны Альма-Тадеме в музейных коллекциях, или из египтологических публикаций в его собственной обширной библиотеке.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.