Глубокая переработка вместо вывоза сырья. Мишустин обозначил цели
Сегодня премьер-министр России Михаил Мишустин в поздравлении работников нефтяной и газовой промышленности обозначил основные цели, которые стоят перед ТЭК.
Их разбор позволяет сделать однозначный вывод. Новая экономическая политика правительства предполагает отказ от простого вывоза сырья в пользу создания продукции глубокой переработки и технологизации отрасли.
Сформулированные Мишустиным цели определяют вектор развития топливно-энергетического комплекса в среднесрочной перспективе. Перейдём к их разбору
1. Газификация регионов
До 2030 году планируется окончательно завершить газификацию России и довести показатель до 100% от возможного. По оценкам, внутреннее потребление газа посредством газификации увеличится примерно на 20 млрд кубометров в год.
Если в 2020 году стоял острым вопрос финансирования, и правительство перебирало разные варианты, собирая с миру по нитке, то уже во второй половине 2021 года стало понятно, что проблем с деньгами не будет. Спасибо Западу, который позволил "Газпрому" в первой половине 2022 года заработать рекордную прибыль в размере 2,5 трлн рублей по МСФО. Конечно, этот рекорд так и останется рекордом на протяжении многих лет, однако нынешние денежные потоки позволяют рассчитывать на достаточную обеспеченность инвестиционных программ "Газпрома".
При этом газификацию России не следует понимать примитивно. Этой темой любят пользоваться различные популисты, крича об отсутствии газа в деревнях Сибири. Конечно, в удалённых населённых пунктах нашей страны газа и не будет. Смысла в этом нет.
Для чего прокладывать дорогостоящий трубопровод газопровод за десятки и сотни километров для населённых пунктов, в которых проживает по несколько сотен человек? Конечно там более целесообразна угольная или мазутная генерация, что имеется и сейчас. Другой вопрос - правительство должно субсидировать населению затраты на более дорогой (по сравнению с газом) мазут и вовремя обеспечивать населённые пункты топливом.
Но почему-то те, кто кричит о газификации удалённых населённых пунктов Сибири не спешит говорить про Красноярск, Сахалин или же Мурманскую область. Вот эти и многие другие регионы, действительно, необходимо срочно газифицировать, что, в общем-то и происходит. Так, на днях было наконец-то принято долгожданное решение о строительстве газопровода на Кольский полуостров.
2. Реализация проектов в нефтегазохимии
Это, пожалуй, наиболее важная задача, которая стоит перед ТЭКом. Буквально до 2019 года ситуация была настолько абсурдна, что Россия являлась нетто-импортёром полимеров - продукции, которая получается из переработки нефти или газа.
С запуском ЗапСибНефтехима Россия стала нетто-экспортёром полимеров. Например, по полиэтилену экспорт вырос в несколько раз за счёт низкой базы. Однако потенциал, конечно, огромный. В стадии реализации находятся такие проекты, как ГХК в Усть-Луге, Амурский ГХК, газохимический комплекс в Усть-Куте. Но необходимо больше.
Нынешний год показывает, что куда выгоднее и проще экспортировать продукцию переработки нефти или газа, чем чистое сырье. Яркий пример - азотные удобрения, которые во многом производятся из газа. Конечно, лучше экспортировать продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Однако здесь вопрос в оборудовании. Если получится его решить, в том числе, благодаря отечественным технологиям, то значительную часть своего нефтегазового экспорта Россия переориентирует на экспорт сложных товаров нефтегазохимии.
3. Создание СПГ-производств
Как и с нефтегазохимией, отрасль СПГ является сложной и создаёт огромное количество мультипликативных эффектов. Это и технологии по сжижению газа, и танкерный флот, и развитие Арктической зоны. Конечно, всё оборудование должно быть российским.
В настоящий момент у нас, в целом, нет проблем с технологиями мало и среднетоннажного сжижения, однако линии по крупнотоннажному сжижению в России производить не умеют, хотя соответствующие наработки имеются. Если правительство продолжит уделять отрасли особое внимание, то на горизонте 5-7 лет мы можем рассчитывать на появление полностью российских СПГ-заводов "под ключ". А пока следует искать иные методы реализации проектов.
Примерно такая же ситуация и с танкерами. Особенно по части электроники. Тем не менее, вопросы решаются, деньги выделяются. Теперь главное - показать результат.
4. Рост внутреннего рынка и переориентация поставок
Здесь, в целом, всё понятно. Ситуация требует развития альтернативных маршрутов поставок. Это крупнейшие инфраструктурные проекты, такие, как первая и вторая "Сила Сибири", упомянутые СПГ-заводы и т.д. К слову, "Сила Сибири" не является сырьевым проектом, поскольку она обеспечивает сырьём газоперерабатывающий и будущий газохимический комплекс в г. Свободный Амурской области.
После очистки в Китай идёт "бедный" газ без ценных компонентов, которые уже будут использоваться в газохимии. Вот такая переориентация на Восток нам нужна.
В целом, за ТЭК России можно быть спокойным. Несмотря на колоссальное давление, которое обрушил на отрасль Запад, нефтегазовый сектор показал устойчивость и нанёс ответный удар. Он обеспечен деньгами, частично - технологиями. Стратегических проблем для того, чтобы реализовать планы, нет. Проблемные вопросы носят ситуативный характер и при должном подходе, вне всяких сомнений, будут решены.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.