Про длинные названия советских автомобилей раньше шутили: мол, что
это за цифры после аббревиатуры завода, номер телефона директора или
цена? Действительно, ВАЗ-2101-94 или РАФ-2203-01 кого угодно введут в
ступор индексами, которые кажутся просто набором цифр. На самом деле во
всем этом была своя строгая логика. Как было раньшеКак рассказывает И. С. Антонов в своей книге «Краткая история автомобилестроения», до
Великой Отечественной войны никакой системы в названиях моделей
советского автопрома не существовало. Каждый автозавод, начинавший
серийный выпуск транспортного средства, давал ему порядковый номер и
иногда какую-то букву в качестве дополнительного индекса. Так, перед
войной в стране появилось огромное множество «единичек»: ГАЗ-М1, НАМИ-1,
ЯТБ-1, ЯС-1. Стало очевидно, что в скором времени дороги страны
заполонят «копейки», «двушки» и «тройки» разных заводов-производителей. Но
решить проблему до войны не удалось, и вспомнили о ней только в 1945
году. Была принята единая система классификации (ЕСК) транспортных
средств. Согласно ей, каждому автопроизводителю был выделен цифровой
диапазон, в котором он и мог выбирать индексы для моделей. Причем, чем
крупнее был завод, тем больше цифр ему досталось. Так, например, для
ГАЗа — с 1 до 99, для ЗиЛа — с 100 до 199, а для «Москвича» поменьше — с
400 до 449. Еще меньше доставалось совсем небольшим заводам: АРТ
(Тарту) — 940-949, а ЛАЗ — с 695 по 699. Поначалу казалось, что
проблема действительно решена, но порядка все равно не получилось.
Производители давали моделям внутризаводские обозначения в доступном
цифровом диапазоне и оставляли их же для автомобилей, пошедших в серию.
При этом в массовое производство запускалось далеко не все. Так, за
ГАЗ-12 следовал ГАЗ-21, а за ним — ГАЗ-66. Еще сложнее было с моделями,
которые разрабатывались на одном заводе, а их серийное производство
осуществлялось на другом. К тому же индексы не давали никакого
представления о технических характеристиках авто. Назревала новая
реформа. Отраслевой норматив 1966 годаЕсли
вы учились на права в СССР или в первое постсоветское десятилетие, то
наверняка еще помните эту четырехзначную систему индексов, каждая цифра
которой имела свое значение. Эта система подробно описана в документе «ОСТ 37.001.269-96. Транспортные средства. Маркировка». Начнем
со второй, так как именно она определяла тип транспортного средства: 1 —
легковой автомобиль; 2 — автобус; 3 — грузовой автомобиль; 4 — тягач; 5
— самосвал; 6 — автоцистерна; 7 — фургон; 9 — спецтранспорт.
«Восьмерку» решили оставить в качестве резерва. Первая цифра в
индексе обозначала класс транспортного средства в своей категории. Для
легковушек он определялся объемом двигателя, для грузовых машин — полной
массой, а для автобусов — габаритными размерами. Существуют специальные
таблицы, помогающие в этом разобраться. Что касается последних двух
цифр, то это был порядковый номер модели — внутризаводской или серийный. В
любом случае, теперь разобраться с техническими параметрами автомобиля
не представляло сложностей, даже если вы никогда не видели его.
Например, ВАЗ-2101 — это легковушка с двигателем 1200—1800 см3, ставшая первой серийной моделью Тольяттинского автозавода.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|