В XVI веке в низовьях Днепра на неподвластной никому территории
Дикого поля лихие запорожские казаки основали укреплённый военный лагерь
— Сечь. Стать частью их сообщества желали любители свободы с разных
концов Европы, но для этого необходимо было выполнить определённые
условия. Пёстрая национальная смесьЗапорожские
казаки своим отчаянным бесстрашием наводили ужас на противника. При
этом в этническом отношении они представляли собой весьма пестрое
собрание. Как отмечал этнограф Дмитрий Эварницкий, в независимую
Сечь люди могли попасть как по собственной воле, так и в качестве
пленников. Те, кто приходил сюда сам, чаще всего искали свободу от
крепостной и прочих зависимостей. Касаясь национальной
принадлежности запорожских казаков, учёный констатировал, что среди них
можно было повстречать выходцев чуть ли не со всего света, в том числе
украинцев, великорусов, белорусов, болгар, татар, литовцев, евреев,
грузин, калмыков, поляков, донцов, турок, волохов, черногорцев, немцев,
англичан, итальянцев, французов и испанцев. Схожее
мнение высказывал государственный деятель Речи Посполитой, Якуб
Собеский, замечая, что большую часть запорожских поселенцев составляли
бывшие жители Руси, к которым позже присоединились уроженцы Велико- и
Малопольши, а также представители Испании, Германии, Италии и Галлии. Историк
Тарас Ковалец в своей работе, посвящённой данной теме, писал, ссылаясь
на Станислава Любецкого: «Этот род человеческий пестрый, из разных
наций, но большинство там славян собирается, иногда же и турки, и
татары, волохи, венгры к ним переходят». ПополнениеТакое
многонациональное разнообразие Сечи объяснялось высокой потребностью в
пополнении рядов войскового товарищества, которые редели как из-за
гибели казаков в сражениях, так и из-за уносивших их жизни болезней. Станислав
Зарульский, служивший в Российской армии в ранге капитана, писал в
своих заметках, что запорожцы, преследуя цель «приумножения войска»,
принимали всех желающих без разбора, не интересуясь какой они нации,
почему покинули родину и не нарушали ли закон. Не
придавали запорожские казаки значения и вероисповеданию «новобранцев»,
поскольку все они без исключения должны были принять Православие. Единая
вера сплачивала многонациональное сообщество, исключая внутренние
распри. Восприняв основы веры, бывшие сунниты (ногайцы и татары),
католики (поляки, немцы, англичане, французы), ламаисты (калмыки), иудеи
(евреи), старообрядцы-раскольники (донские казаки) становились адептами
общей идеи. По сведениям Дмитрия Эварницкого принятие
иностранцами Православия не носило формальный характер: каждый
воспринявший его должен был усвоить догматы новой веры, выучить Молитву
Господню, знать Символ Веры, соблюдать посты и навечно присягнуть ей в
храме перед Престолом Божиим. Став частью запорожского братства,
перекрещенные казаки не испытывали никаких притеснений со стороны
сослуживцев, имея возможность за боевые заслуги наравне со всеми
получать высокие должности в войске. ПравославиеПо
мнению протоиерея Алексея Чаплина, запорожское казачество на мировой
исторической арене представало как ярый поборник Православия. Находясь в
центре противоборства сразу трёх религий — Православия, католицизма и
ислама, они намеренно отдали предпочтение первой, чтобы иметь
дополнительные резоны для противостояния своим главным врагам – полякам и
туркам, исповедовавшим два других вероучения. Однако не одни
только запорожцы формировали своё мировоззрение вокруг церковных догм.
По словам историка Елены Апанович, в то время весь мир был разделён по
культовым признакам. Практически все политические,
национально-освободительные и военные движения носили религиозный
подтекст. О силе веры казаков красноречиво свидетельствует речь,
которую они традиционно произносили на ярмарках при вербовке новых
бойцов: «Кто желает за христианскую веру быть посаженным на кол, кто
хочет быть четвертован, колесован, кто готов терпеть всякие муки за
Святой Крест... – приставай к нам». Французы, англичане, немцыО
том, что в рядах запорожцев служили представители европейских народов
можно узнать из московских реестров казачьего полка Ждана Конши, который
в 1619 году перешёл на службу к русскому царю. В этих документах
под прозвищами «цисаренята» упоминаются сражавшиеся за Православную веру
немцы, которые известны под именами Карп Иванов и Амелян. Несколько
позже, в 1630 году, когда казаки под предводительством Тараса
Федоровича подняли восстание против Речи Посполитой, к ним в руки
попались три немца, которые приняли Православие и стали запорожцами. Примкнув
к повстанцам, они стали проводить инженерные и артиллерийские
инструктажи, обучая казаков «немецким боем промышлять над поляки».
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|