В Пекине прошёл первый за последние четыре года полноценный саммит Евросоюз-Китай. Удалось ли решить застаревшие проблемы?
Чуть согнувшись, лидеры Евросоюза подбегали к Си Цзиньпину, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Но их политические манипуляции на первом за почти пять лет очном саммите Китай-ЕС были очевидны, а риторика о продвижении европейских ценностей и демократии – предсказуемой.
"В данном контексте мы, как и вы, считаем, что Европейский союз и Китай обязаны работать ради мира и стабильности на основе принципов, изложенных в Уставе ООН. Пока мы говорим, Россия продолжает агрессивные действия против Украины и нарушает устав ООН, территориальную целостность и суверенитет Украины", – заявил Шарль Мишель, председатель Евросовета.
Украинский конфликт сейчас главный камень преткновения в отношениях Брюсселя и Пекина. В Китае первые лица ЕС пытались диктовать свои правила.
"Мы были ясны с самого начала: то, как Китай позиционирует себя относительно действий России на Украине, определит отношения между ЕС и Китаем", – говорит Урсула фон дер Ляйен, председатель Европейской комиссии.
Евросоюз продавливает Пекин, чтобы тот повлиял на Россию и помог остановить боевые действия.
Хотя европейская пресса еще до саммита предупреждала: обострение политической конфронтации ЕС и Китая вряд ли принесет плоды. И Си Цзиньпин дал понять, что такая политика недальновидна: "В этом году – 20-летие стратегического партнерства Китая и Евросоюза. На этой новой отправной точке отношений нам необходимо подвести итоги истории, ориентироваться в мировых тенденциях, действовать мудро и с чувством ответственности. Мы должны постоянно укреплять взаимное политическое доверие, достигать консенсуса при выстраивании стратегий и укреплять узы общих интересов".
А позже устами китайского МИД Брюсселю, который лишь подбрасывает дров в огонь украинского конфликта, предложили самому вести диалог с Москвой.
"Мы призываем европейцев говорить с Россией об этом. Очень важно посадить русских и украинцев за один стол переговоров о возможном мире. Важно, чтобы европейцы говорили с русскими об архитектуре безопасности в Европе", – заявил Ван Вэньбинь, официальный представитель министерства иностранных дел КНР.
Но вместо беседы напрямую европейцы упорно прибегают к методам подковёрной возни и нечестной конкуренции. Китаю передали список компаний, которые игнорируют западные санкции против России, и попросили принять меры. Вместе с тем потребовали упростить доступ на китайский рынок европейского бизнеса. Гостей из Брюсселя пытался образумить премьер Китая.
"Во-первых, и Китай, и Евросоюз верят в диалог и противопоставляют его конфронтации. Во-вторых, у нас тесный экономический симбиоз. В прошлом году объем нашей торговли превысил 800 миллиардов долларов. Так что наши экономические интересы глубоко переплетены. И их разделение нежелательно и невозможно. И третья константа заключается в том, что и Китай, и ЕС выступают за мир и постконфликтное решение", – заявил Ли Цян, премьер-министр Китая.
Переговоры за закрытыми дверями длились три с половиной часа и были откровенными, как дипломатично заявила китайская сторона. А вот западная пресса еще перед саммитом называла их жёсткими и удручённо резюмировала: политики ЕС не смогут достичь значимых договоренностей, как бы ни старались.
"Китайцы вообще не любят, когда их учат, с кем нужно дружить, – говорит Сергей Санакоев, руководитель Центра исследования АТР, член российского совета по международным делам. – Поэтому, я считаю, что с самого начала, еще на этапе подготовки, этот саммит не задался. А уж если взять и другие вопросы по повестке, в том числе экономические, претензии европейцев к китайцам, особенно с точки зрения дисбаланса торговли… я никаких позитивных факторов и перспектив в этом саммите не вижу".
Скептически смотрят на перспективы и в кулуарах самого ЕС. Нет ни одного результата, который увенчал бы саммит, цитирует западных чиновников агентство "Рейтер".
Поэтому и не было совместной с Си Цзиньпином пресс-конференции по итогам встречи. Урсуле фон дер Ляйен и Шарлю Мишелю, кроме угроз, похвастать нечем. Для них КНР больше конкурент и соперник, чем партнер.
В документах ЕС так и записано, напоминает китайская "Глобал Таймс": "Партнер", "конкурент" и "системный соперник" — это три разные позиции, а не одна. Их объединение неизбежно приведет к противоречиям и конфликтам. Такая тройственная позиция по отношению к Китаю не только неправильна, но и вредна. Политика Европы, основанная на этой позиции, хаотична, расплывчата и крайне нестабильна".
И эта нестабильность присутствует даже в мелочах. Сначала анонсировали, что глава Евросовета Шарль Мишель вернется из Пекина на день раньше, чтобы устроить заговор против Виктора Орбана, который грозит сорвать саммит по обсуждению украинского членства в ЕС, пишет "Политико": "Мишель раньше времени вернется из китайской столицы после первого дня встреч в четверг, отчасти потому, что у него нет защищенной телефонной линии в Пекине, чтобы поговорить с лидерами ЕС так, чтобы Китай их не подслушивал, сказал представитель ЕС".
Теперь Мишель оправдывается, мол, саммит в КНР сразу планировался однодневным. Но на самом деле европейские политики спешно покидают Поднебесную, просто потому, что так ни о чем и не договорились.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.