Эдуард Артемьев – один из ведущих мастеров отечественной киномузыки. Более 150 «озвученных» им отечественных и зарубежных картин (художественных, документальных, мультипликационных), множество театральных, радио- и телепостановок впечатляют разнообразием тем, сюжетов, жанров, разнородностью художественных задач.
Эдуард Николаевич Артемьев (род. 30 ноября 1937, Новосибирск) – советский и российский композитор, заслуженный деятель искусств РФ (1985), народный артист России (1999). Известен, в частности, как автор музыки к фильмам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского.
Отец – Артемьев Николай Васильевич (1905-1986). Мать – Артемьева Нина Алексеевна (1915-1997). Супруга – Артемьева Изольда Алексеевна (1936 г. рожд.). Сын – Артемьев Артемий Эдуардович (1966 г. рожд.).
Сочинять музыку Эдуард Артемьев начал еще учеником Московского хорового училища (1953-55) под руководством М.А. Парцхаладзе, организовавшего в те годы в училище факультативный курс композиции. Нетрадиционность творческого мышления, увлечение звуковой красочностью, интерес к необычным тембрам и тембровым сочетаниям проявились у Артемьева уже тогда. В числе впечатлений, пробудивших в нём тягу к сочинению, были поздние опусы Скрябина, услышанные дома в исполнении его дяди – хорового дирижера Н.И. Демьянова, преподававшего теоретические предметы в Московском хоровом училище и в консерватории, произведения Дебюсси и Стравинского. У дяди была большая музыкальная библиотека, где была собрана вся оперная классика. Артемьев с детства очень любил и хорошо знал произведения итальянских композиторов – Пуччини, Беллини, Доницетти...
В 1960 году Эдуард Артемьев окончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории по классу Ю.А. Шапорина и Н.Н. Сидельникова. Творческую судьбу композитора определила встреча с инженером и математиком Е.А. Мурзиным – создателем первого фотоэлектронного многоголосного музыкального синтезатора АНС, названного так в честь Александра Николаевича Скрябина.
В 1960 году, когда АНС, установленный в музее А.Н. Скрябина, привлёк к себе целую группу молодых композиторов, в отечественной музыке родилось новое направление – направление электронной музыки. Среди первых энтузиастов был и Эдуард Артемьев. В 1961-63 годах он работал в научно-исследовательском институте в лаборатории исследования звука у Мурзина, по существу стал его учеником в электронике.
Сегодня Э. Артемьева называют основателем отечественной электронной музыки наряду с Е. Мурзиным. Он, по существу, сохранил в России целое направление, продолжая в нём работать, когда по указанию свыше студия Мурзина была закрыта, и многое вложил в его развитие.
Сегодня Эдуард Артемьев – признанный лидер российской электронной музыки. Многие его эксперименты и открытия осуществлены на почве электронного синтеза, авторитетным исследователем и поэтичнейшим мастером которого он является. Артемьев пишет ярко, талантливо, увлекая силой своего воображения, темпераментом, благородным артистизмом. Его звуковой мир самобытен, узнаваем, демократичен.
Эдуард Артемьев – автор большого числа произведений, разнообразных по тематике, жанрам, стилевому направлению, творческим задачам. В творческой эволюции композитора своеобразно преломились культурные тенденции времени. В смене стилевых направлений обнаружились различные грани его индивидуальности.
В 1989 году на основе музыки к фильмам Тарковского Артемьевым создан цикл из 13 композиций, объединенных общим названием «Солярис», «Зеркало», «Сталкер». Вызывая ассоциации с теми или иными эпизодами фильмов Тарковского, цикл ретроспективно создаёт образ поэтического мира режиссёра. Альбом с записью этого произведения Э. Артемьева был выпущен голландской фирмой Boudisque в 1990 году, объявленном ЮНЕСКО годом Тарковского.
Композиция Артемьева «Три взгляда на революцию», созданная к 200-летию Французской революции, стала настоящим открытием на Фестивале электронной музыки в Бурже 1989 года. «Его музыка могущественная, выполненная с выдающимся совершенством, – писала газета Diario de Lisboa. – Это произведение типично русского композитора, воспитанного в традициях Мусоргского, Стравинского, Шостаковича... Это музыка большой эпической силы и экспрессии».
Сочинения Эдуарда Артемьева звучали в Англии, Франции, Германии, Италии, Венгрии, Финляндии, Канаде, США, Бразилии, Аргентине, Японии, Австралии. В 1990 году российская компания «Электрошок Рекордз» выпустила пластинку с произведениями композиторов, работавших в московской электронной студии на АНСе.
Помимо А. Тарковского композитор работал с режиссёрами Н. Михалковым, А. Кончаловским, В. Абдрашитовым, С. Самсоновым, А. Орловым, А. Хамидовым и многими другими. С Никитой Михалковым сделаны все картины («Свой среди чужих, чужой среди своих», «Родня», «Раба любви», «Несколько дней из жизни Обломова», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник»).
По словам Н. Михалкова, Артемьев обладает «поразительными способностями стилиста». Традиции лирико-драматических симфоний XIX века слышны в его музыке к «Гобсеку», возвышенный трагизм барокко – в «старинной» музыке для инструментов Страдивари («Визит к Минотавру»), ретро начала XX века – в картине «Раба любви», музыкальная медитация дзэн-буддизма – в «Сталкере»...
«Артемьев великолепно чувствует экран, – отмечает Вадим Абдрашитов, с которым композитор сотрудничал в фильмах «Охота на лис» и «Остановился поезд», – он никогда не пишет иллюстративной музыки. Его музыка контрапунктирует изображению, дополняет, раскрывает глубинный смысл кадра».
Э. Артемьев является президентом основанной им в 1990 году Российской ассоциации электроакустической музыки, членом исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО. Он читает лекции для студентов-композиторов Московской консерватории, проводит мастер-классы. С 1964 по 1985 год он работал старшим преподавателем по классу инструментовки в Институте культуры.
Э. Н. Артемьев – лауреат четырёх Государственных премий в области литературы и искусства (1988, 1993, 1995, 1999) за художественные кинофильмы «Курьер», «Урга», «Утомлённые солнцем» и «Сибирский цирюльник», двух премий Ника (1995, 2000) за музыку к кинофильмам «Лимита» и «Мама», премии «Искусство объединения Человека и информации» в номинации «Искусство» (2000), премии «Святой Георгий» XXIII Московского международного кинофестиваля «За выдающийся вклад в мировой кинематограф» (2001). Член Союза композиторов и Союза кинематографистов РФ. Живёт и работает в Москве.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.