В шутку некоторые историки называют Тимофея Анкудинова первым
космополитом. Но если истинные космополиты ратуют за идеи мирового
гражданства, а патриотизм в привычном понимании для них не существует,
то Анкудинов был космополитом-мошенником – пытался обвести вокруг пальца
первых лиц сразу нескольких государств. Неуемная личностьСудя
по материалам историков, занимавшихся биографией этого уникального
мошенника XVII века, куролесить Тимофей Анкудинов начал еще в молодости,
причем, чтобы развязать себе руки, не остановился даже перед убийством.
Автор книги «Гениальные аферы» Елена Доброва пишет, что отцом
Анкудинова был успешный вологодский купец. Для Тимофея подыскали
подходящую партию – внучку архиерея, с которой будущий мошенник
международного масштаба и обвенчался. Пока был жив архиерей
Варлаам, зять купался в роскоши и не ведал проблем. Но после кончины
тестя его с архиерейского двора выставили, и Тимофей Анкудинов пустился
во все тяжкие – гулял по кабакам и за короткий срок спустил все женино
приданое. В поисках лучшей доли решил податься в Москву. С женой у него
разладилось, а родители непутевого сына знать не хотели. Мать вскоре
ушла в монастырь, отец умер. В
Москве Анкудинов служил в приказной школе подъячим, сочинял стихи
(историки говорят, для того времени вполне сносные). Однако разгульный
характер вологжанина не позволил Тимофею прижиться и в Москве. Он быстро
прожил-прогулял в кабаках все деньги, влез в долги. Возвратился в
Вологду, наладил отношения с женой. А через некоторое время снова
отправился на заработки в столицу. Спустя год Анкудинов получил
должность сборщика налогов. Разбогател, поселился в большом доме. У него
родился сын Сергей. Но Анкудинов не вынес размеренной жизни и
снова ушел в загул, начал транжирить не только свои, но и казенные
деньги. Со временем об этом узнали на службе, и мытарь решил скрыться за
границей. Перед побегом вынес из дома маленького Сергея, передал его
куму, а сам дом с запертой внутри женой поджег. В результате сгорела
почти вся улица. Семью Анкудиновых поначалу посчитали погибшей в пожаре. «Сын Василия Шуйского»Тем
временем двадцатишестилетний Тимофей Анкудинов по пути к польской
границе обворовал вместе со своим подельником немецкого купца. Последний
сообщил приметы жуликов, по которым в Москве опознали якобы сгоревшего
мытаря, прихватившего в дорогу изрядную часть приказной казны. Игорь
Муромов в сборнике «100 великих авантюристов» пишет, что на границе
Анкудинов назвался сыном покойного Василия Шуйского и повелел доставить
его к польскому королю Владиславу. Монарх сделал вид, что поверил в
легенду мошенника, одарил Анкудинова, превратившегося в Иоанна Шуйского,
деньгами и прислугой, поселил в хорошем доме. Разговоры о том, что это
самозванец, до короля доходили, но он решил использовать оборотистого
жулика в своих интересах, в борьбе против Московии. После
смерти Владислава Анкудинов вошел в доверие к хозяйничавшему в
Малороссии Богдану Хмельницкому. Когда один из посольских дьяков,
прибывших к Хмельницкому в составе посольской делегации, узнал
«Шуйского», Анкудинов снова бежал. Дьяк доложил о мошеннике в Москву,
царь распорядился разыскать жулика и доставить в столицу. Визиты к султану, папе и королевеВ
середине 1640-х годов Тимофей Анкудинов добрался до Константинополя и
предстал в образе сына Василия Шуйского уже перед турецким султаном
Ибрагимом I. Но, как сообщает автор «Независимого военного обозрения»
полковник запаса Александр Пронин, и в Османской империи Анкудинова
выследили русские послы и дьяки, знавшие его в лицо. Открыв турецкому
властителю глаза, они уговорили его передать жулика, успевшего к тому
времени принять магометанство, Московии. Анкудинов дважды пробовал
бежать, но оба раза его ловили. Удачным оказался только третий побег. Пронин
рассказывает, что Анкудинов добрался до Сербии, где встретил радушный
прием: его вымышленная биография была благосклонно принята сербами,
которые даже доверили Лжеивану Шуйскому сочинить обращение к Ватикану о
перспективах объединения с Римско-католической церковью. В 1648 году
Анкудинов в статусе «князя» и «гранд-дюка» встретился с папой Римским
Иннокентием Х и пообещал ему введение в России унии (объединения двух
христианских конфессий) при условии, что глава католиков признает его
права на российский престол. Для убедительности Анкудинов, которого в
Италии прозвали Джованни Шуйским, принял католичество. Другие
историки об этом эпизоде биографии Анкудинова умалчивают, они говорят,
что русский авантюрист после того, как покинул Турцию при содействии
трансильванского князя Георгия Рогоцци, попал в Швецию, где добился
расположения королевы Христины. Но когда русские послы настигли там
самозванца, он снова бежал, на этот раз в Эстонию. Там Лжешуйского
изловили и посадили в тюрьму, откуда мошенник опять-таки сумел
выбраться. После долгих скитаний он оказался в германском городе
Нейштадте, где авантюриста увидел тот самый немецкий купец, которого
жулик обворовал при пересечении русско-польской границы. Мошенника
схватили, и теперь он уже из заточения не вырвался. В 1654 году
Анкудинова доставили в Москву и после допросов, на которых он упорно
продолжал называть себя Иваном Шуйским, четвертовали.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|