Образ нервного человека, несущегося с блуждающим взглядом по улице
шумного города и застывшего на краткое мгновение на месте, чтобы мельком
бросить взгляд на часы, − разве не был в нем каждый из нас?
«Да, человек создан для прекрасного, но беда в том, что на это
прекрасное у него постоянно не хватает времени» − эти слова могут
служить своеобразным лейтмотивом творчества скульптора Юрия Фирсанова.
Так что же произойдет, если на языке искусства заговорит скульптор и
его главным посланием к зрителю послужат часы? И для чего украшать
часы, если они всегда напоминают о беспощадном времени, в котором жизнь
каждого − лишь крохотный отрезок бесконечности?..
Искусство − совершенная форма коммуникации между творцом-человеком,
творцом-создателем и окружающей нас Вселенной. Язык искусства существует
испокон веков, он актуален вне времени и пространства, метаморфоза −
вечный двигатель его развития. С помощью музыки, танца, живописи,
скульптуры и кино люди искусства обмениваются знаками и символами
безусловных ценностей человечества: любовью, добром, духовной силой,
радостью и состраданием. Владеющие языком искусства обладают даром
останавливать время и преодолевать пространство, которые сливаются друг с
другом на картине, в скульптуре, в поэме… В работах незаурядного
скульптора Юрия Фирсанова время не только невидимое основание
арт-объекта, но также и первопричина возникновения объекта искусства в
реальности «Мои часы − это собственные философские рассуждения на тему:
„Что есть время?"», − таков арт-слоган талантливого скульптора.
Красота до вечера, а доброта навек
Часы с раннего детства привлекали Юрия Фирсанова: «Разве не чудо,
когда в маленькой железной коробочке находится что-то живое, этакий
крохотный организм со стучащим сердечком?! Это же тайна, а тайна всегда
зовет. Первый неудачный, а потому и запоминающийся опыт заглянуть в
нее − это разобранные в пух и прах отцовские часы…». По мнению
скульптора, главная тайна часов заключается не в тонкости и уникальности
механизма, а в том, что именно часы символизируют собой живое вечное
взаимодействие между неумолимым временем и человеком.
Вопрос о сущности времени − одна из наиболее актуальных проблем в
философии. То, что интересует мыслителей в этой сфере больше всего,
можно сформулировать так: как можно познать время и какова его
структура? Присуще ли единство времени субъекту, осознающему временные
процессы, то есть человеку, или время едино само по себе?
«Голосу нет − душа поет. не я пою, душа поет»
Язык музыки хотя и создан людьми, понятен не только людям, но и
Творцу, и Вселенной. Звук − один из первоэлементов бытия человека,
существующий наравне с огнем, водой, землей, воздухом или ветром. Музыка
многофункциональна: она всегда воздействует не только на слух и мозг,
рождая разнообразные эмоции, но и на ум и сердце. Она способна изменить
человека, дать ему ответы без слов и объяснений, так же как и
скульптура: «Картина „Музыка-Бог", которую я написал после армии, в
точности отражает мое отношение к музыке. На ней изображен лик Христа в
звездном пространстве, а внизу − земной шар и луна. Вместо нимба голову
Иисуса венчают золотой виниловый диск и стереонаушники, через которые
Спаситель слушает музыку вечности». Во время работы над орнаментальными
деталями Юрий Фирсанов часто слушает любимые мелодии: группу «Пинк
Флойд», Джо Кокера, группу «Воскресенье», Алессандро Марчелло. При этом
скульптор отмечает, что во время творческого процесса необходима полная
концентрация внимания. Ведь все существо художника должно воплотиться в
скульптуре и стать овеществленным доказательством истинного послания
человека к миру.
Мы уже не раз отмечали в серии статей рубрики «Эксклюзив», что музыка
неразрывно связана с деревянной скульптурой, ибо движению древесных
форм всегда присущ природный космический ритм. Тема музыки пронизывает и
творчество Юрия Фирсанова. Скульптор часто изображает музыкальные
инструменты, и часто именно инструмент, а не играющий на нем человек,
становится главным действующим лицом. Особенно поражает воплощение
музыки в скульптурных композициях «Антракт», «Симфония жизни» и «Давай
споем». Предмет в работах Юрия Михайловича становится оратором самого
времени, фанатично кричащим человеку с трибуны искусства: «Остановись,
бегущий нервный человек!
Созерцай, а не пробегай взглядом по предметам своего мира. Сделай
свои помыслы благородными и усовершенствуй свои бытийные аксессуары!»
Копни поглубже, найдешь погуще
На вопрос о планах Юрий Фирсанов ответил мне как истинный философ: «В
настоящем времени я занят благоустройством родового гнезда. Вот доделаю
камин и давно отложенные вещи, а там посмотрим. Куда спешить, ведь
впереди − вечность!».
Скульптор − незаурядная личность, как и всякий человек, говорящий с
миром на языке искусства. Скульптурные часы − способ переквалифицировать
какой-то фрагмент реальности, изменив отношение человека к обществу,
природе, культуре: «Каждое из этих произведений многозначно и
многосмысленно, и каждое способно вывести людей на множество
психологических уровней одновременно». А время и пространство − это
своеобразное стекло циферблата, через которое мы созерцаем абсолют.
Скульптурные часы Юрия Фирсанова не только останавливают время,
заставляя задуматься о вечных ценностях человеческого бытия. Они
способны изменить нас своим чудесным тиканьем, вдохновленной игрой
«оживших» деревянных скульптур, призванной напомнить о прекрасном.
Неужели на него совсем не осталось времени?
Ольга ТРОСКОТ