В Греции этот период продолжался почти 300 лет, между 1100 и 800 годами до н.э.
Начало реформ Ликурга
По возвращении в Спарту, Ликург
использовал накопленный опыт, перенеся то, что он нашел интересным в
отдаленных цивилизациях мира, окружавших Грецию, в формат спартанского
государства.
Величайшей из его реформ, опять же, в соответствии с
более поздней интерпретацией Плутархом более ранних исторических
свидетельств, было создание законодательного собрания Спарты, органа,
который уравновешивал свою власть с властью двух царей, которые в любой
момент могли править в Спарте.
Этот законодательный орган,
насчитывающий 28 старейшин, пожизненно избираемых в его верхней палате и
состоящий из всех спартанцев, имеющих право голоса в нижней палате,
обеспечивал защиту от абсолютной монархии и защиту права свободных
граждан Спарты.
Правда, не стоит утверждать, что реформы Ликурга
касались только формирования органов, уравновешивающих власть царей.
Ведь почти весь характер классической Спарты приписывается реформам
государства, которые он провел.
Радикальные реформы Ликурга
Следующим шагом Ликурга стали реформы, которые бы навсегда отделили спартанское общество от других греческих городов-государств.
Видя
высокую степень неравенства в богатстве между различными жителями
Спарты, Ликург, как говорят, основал то, что, возможно, было первым
историческим социалистическим государством.
Согласно рассказу Плутарха, Ликург
добился
от них отказа от своей собственности и согласия на новый раздел земель,
и чтобы они жили все вместе на равных основаниях…
Сделав это,
Ликург, как говорят, перераспределил земли, ранее принадлежавшие
различным спартанцам, на равные участки. Данные земельные наделы в
конечном итоге стали теми участками, которые были предоставлены каждому
гражданину Спарты в качестве его личной фермы. С этого момента и далее
приобретение большего количества земли, чем предоставленное
государством, будет невозможно.
Ликург продолжал разрушать более
традиционную систему общества древней Спарты, требуя, чтобы все мужчины
ели в общественных местах, а не обедали у себя дома. Поэтому люди,
которые когда-то были богаты, были вынуждены питаться за одними и теми
же столами с бедными и одинаковыми блюдами и напитками, которые ели и
пили все спартанцы.
Ясно, что в истории Ликурга мы видим
формирование более поздней спартанской ненависти ко всему, что делало
граждан материально неравными. Это было одним из величайших ограничений
личной свободы в древней Спарте, хотя оно также послужит ей в ее более
поздних военных амбициях.
Отсюда Ликург пошел дальше, запретив
традиционную денежную систему Спарты, которая, как сообщается, была
основана на золоте и серебре, типичных для современной экономики. Вместо
этого он позволил продолжать существовать только деньгам в виде кусков
железа. Железо, стоившее в народном сознании намного меньше золота или
серебра и в силу своей распространенности имевшее меньшую ценность, не
накапливалось у спартанцев в больших количествах.
Между этим и
равномерным распределением земли по всему обществу Ликург добился почти
полного перераспределения богатств внутри Спарты, почти наверняка против
воли тех, у кого их изначально отнимали.
Последующие поколения
рассматривали эту систему как норму, хотя она почти наверняка
навязывалась угрозами применения силы в первые дни существования,
поскольку она сильно нарушила ранее существовавшие свободы граждан
Спарты.
Запретив практически все формы материального богатства,
Ликург также изгнал из спартанского государства всех продавцов товаров и
услуг не первой необходимости. Те, кто работал с драгоценными
металлами, создавал большинство произведений искусства или продавал
услуги, которые приносили пользу отдельным людям, а не государству,
быстро «вымерли» в рамках новой структуры спартанского общества.
Из-за
и без того сложного вопроса о том, действительно ли все эти реформы
были работой одного человека, и отсутствия современных исторических
записей об этих событиях, невозможно сказать, было ли это на самом деле
формальным указом или просто экономическим побочным эффектом.
Однако есть определенное но.
Современные
археологи очень сильно ставят под сомнение момент с «уничтожением»
людей, занимавшихся созданием произведений искусства, поскольку ими на
территории Спарты были найдены произведения искусства, в частности,
бронзовые изделия. Многие, однако, предположили, что ответственность за
эти работы несли не спартанцы, а более ранние люди, населявшие эти
места, которое были покорены дорийцами. Они более всего известны
историкам как периэки.
Наконец, Ликург, как говорят, ввел меру,
которая, с политической точки зрения, возможно, была мастерским ходом,
позволившим властному государству Спарты функционировать так, как оно
функционировало в классический период. Это был метод, с помощью которого
законы, которые он установил против роскоши и богатства, будут переданы
молодым поколениям. Ликург запретил когда-либо писать эти законы, чтобы
их преподавание и изучение оставались исключительно устной традицией.
Поскольку
никогда не удавалось найти простой ссылки на письменные законы, каждый
спартанский гражданин должен был знать эти законы наизусть, должен был
знать каждую букву закона, чтобы жить и работать в своем собственном
обществе.
Таким образом, Ликург позаботился о том, чтобы
тщательное, необходимое запоминание законов помогло еще больше приобщить
молодежь Спарты к их практике на тот момент, когда они станут
полноправными членами спартанского общества.
Насколько правдива
данная предполагаемая история Ликурга, скорее всего, никогда не будет
известно, поскольку отсутствие прямых исходных материалов от самих
спартанцев делает практически невозможным установить ее достоверность с
какой-либо высокой степенью надежности.
Отражает ли история
Ликурга реальные исторические факты существования данного царя или это
всего лишь миф, какое-то сочетание того и другого, это, однако, не
влияет на то отношение, с которым спартанцы относились к Ликургу и его
реформам.
Этот законодатель считался основателем спартанского
образа жизни, который стал очень отличным от правил и порядков в других
греческих городах-государствах, и позволил спартанцам наслаждаться
успехами, которые они увидят позже в своей истории.
Итог
На
основе законов Ликурга и уже могущественных военных традиций дорийских
племен сформировалось общество Спарты. С этого момента в развитии
города-государства впредь его главной целью стало расширение своей
территории на окружающие равнины.
По мере того как спартанцы
усиливали свои территориальные притязания, они, несомненно, становились
все более опытными в военном искусстве, постепенно превращаясь в
общество, основанное на войне, каким они были в классический период.
Это
все примерно совпадает с концом греческих «Темных веков» и началом так
называемого греческого «Архаического периода». Считается, что в течение
этого периода население росло значительно более высокими темпами, что
положило начало дальнейшему развитию греческих городов-государств.