Дипломатия по-военному: тайные переговоры России и Соединенных Штатов
Тайная дипломатия
Наличие контактов между Соединенными Штатами и Россией является гарантией мира на всей планете. Это стало понятно еще во времена холодной войны, когда из-за Карибского кризиса планету едва не накрыла ядерная зима. После этого дипломатам и политикам как-то удавалось балансировать вокруг интересов двух стран.
Период максимального взаимопонимания, как тогда казалось, сложился в начале 90-х годов. В 1996 году журнал Time вышел с обложкой, открыто признававшей факт помощи Борису Ельцину в переизбрании на пост президента РФ. Ничем иным, нежели вмешательством во внутренние дела суверенного государства, назвать это было нельзя, но наш МИД сохранял хорошую мину при плохой игре.
Ухудшение отношений наметилось только с 1999 года, когда американцы ударили по Югославии, не принимая во внимание интересы России. Дальше Вашингтон принялся рушить все подряд – вторжение в Ирак в 2003 году, революция на Украине в 2004 году, грузинская война в 2008 году, свержение и физическое уничтожение Муаммара Каддафи в 2011 году, «закон Магнитского» в 2012 году и наконец апофеоз – проамериканская революция в Киеве в 2014 году и последующие события.
За этот период рассыпались казавшиеся устойчивыми гуманитарные межгосударственные программы – совет по вопросам образования, обмен школьниками, Фонд Макартуров, «Открытое общество» и прочие институции. И это было лишь вершиной айсберга. Деградация отношений двух стран стала уже неизбежной.
К февралю 2022 года дипломатические контакты России и Соединенных Штатов, как бы это банально ни звучало, находились на самом низком уровне со времен холодной войны. Но вот грянуло 24 февраля и, кажется, настало время разрывать отношения. Особенно после слов престарелого американского лидера о российском президенте.
Позднее выпады Байдена дезавуировал Госдеп, но осадок, как говорится, остался, и немалый. Однако дипломатический диалог сохранился, хотя страны основательно проредили численность консулов и послов по обе стороны океана. Взаимная высылка дипломатов из США, России и других стран по большей степени имеет символическое значение. Это в 40–50-х годах такие шаги могли привести к случайному столкновению или даже к войне из-за тотальной несогласованности. Современные телекоммуникационные технологии фактически превращают консулов и послов в свадебных генералов. Реалии пандемии лишь подтвердили тезис ненужности личного присутствия – в большинстве случаев можно обойтись Skype и ему подобным.
Несмотря на то, что Соединенные Штаты ведут самую настоящую войну с российский армией через своих украинских прокси, отношения между странами не разорваны. Это не плохо и не хорошо. Это прагматичная данность, без которой конфликт на Украине грозил перейти в мировой.
И здесь стоит понимать существование двух дипломатических линий – публичной и непубличной. Пример первой – недавнее заявление официального представителя совета нацбезопасности США Эдриенн Уотсон о наличии прямых контактов Москвы и Вашингтона. Она, в частности, донесла до публики:
«Единственная цель этого – обсудить снижение рисков в отношениях между США и Россией. Это не имеет ничего общего с дипломатией или чем-либо еще по Украине».
Позиция США неизменна – Вашингтон не намерен рассуждать о судьбе киевского режима у него за спиной, как и не намерен давить на Зеленского по внешнеполитическим вопросам. Кто бы в это верил, честное слово. Западные СМИ регулярно выбрасывают истории о «дружеских советах» Госдепа своим подопечным на Украине. Например, о том, что тотальный отказ от переговоров, демонстрируемый Зеленским, ни к чему хорошему не приведет. Хозяин сказал – президент Украины сделал. Спустя несколько дней Зеленский фактически опровергает свой же указ, озвучивая условия мирного договора. Точнее, безоговорочной капитуляции России.
Теперь о непубличной дипломатии.
По данным издания «Коммерсант», в Анкаре 14 ноября стартовали переговоры России и США, очевидно, на уровне глав спецслужб. Москву представлял директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин, от американцев работает директор ЦРУ Уильям Бернс. Чем они закончатся, мы увидим по косвенным признакам в самое ближайшее время.
Но одно ясно – на уровне тайной дипломатии украинские интересы решаются без участия самой Украины. Последний раз встреча делегаций такого уровня проходила в Женеве еще 10 января.
Вопрос в ракетах и не только
Важнейшей точкой соприкосновения России и Соединенных Штатов выступает ограничение ядерного оружия. Из последнего – заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков анонсировал встречу консультативной комиссии по Договору СНВ. Организации заседания планируется в конце ноября – начале декабря в одной из нейтральных стран, вероятнее всего, в Египте. Вопрос действительно важный, так как, по словам Рябкова, американцы пытаются вывести из Договора часть своих стратегических носителей, которые якобы не несут ядерной начинки. Дипломат прокомментировал ТАСС:
«Мы не можем этого подтвердить, и в силу этого наблюдается ситуация, когда американцы де-факто имеют в своем распоряжении значительное количество стратегических носителей, а именно тяжелых бомбардировщиков и пусковых установок баллистических ракет подводных лодок, которые как минимум не вписываются в требования договора. И это проблема. Есть много других вопросов, более технических».
Сохраняются непубличные контакты и вокруг обмена заключенными. По данным СМИ, на встрече в Анкаре этот вопрос – один из самых значимых в повестке. Для России важен Виктор Бут, отбывающий срок в американской тюрьме по обвинению в незаконной торговле оружием, Соединенным Штатам интересна темнокожая наркозависимая Бриттни Грайнер. Джо Байден лично занимается судьбой Грайнер и недавно потребовал от своей администрации сделать все возможное, чтобы обменять баскетболистку:
«Моё намерение состоит в том, чтобы вернуть её домой. В связи с этим мы провели ряд обсуждений. И я надеюсь, что теперь, когда выборы в нашей стране завершились, будет готовность вести более конкретные переговоры по этому вопросу. Я говорю вам, что полон решимости вернуть её домой, доставить её в целости и сохранности. И не только её, могу добавить».
Речь об обвиняемом в шпионаже и осужденном в 2020 году Поле Уилане. Он с середины 2000-х регулярно наведывался в Москву, где пытался вербовать сотрудников ФСБ и военного ведомства России.
Кремлю в переговорах интересен не только упоминаемый выше Виктор Бут, но и Вадим Красиков, приговоренный в Германии к пожизненному заключению. По версии следствия, Красиков застрелил бывшего полевого командира чеченских террористов Зелимхана Хангошвили. Идеальным был бы обмен по формуле «всех на всех», но США с присущей надменностью предлагает обменять одного Бута на двух американцев. Дескать, Красиков не в юрисдикции Белого дома. Вероятно, дальнейшие судьбы сидельцев по обе стороны Атлантики могут быть решены в Анкаре буквально на днях.
Украина, как бы нас ни уверяли американцы, не может выпасть из регламента закрытых встреч представителей России и США. Просто потому, что кризис используется Вашингтоном в качестве рычага влияния на политику Кремля. Позиции совершенно неравнозначны. Американцы предлагают лишь отменить часть санкций в обмен на территориальные уступки России. Министр финансов США Джанет Йеллен на днях допустила сохранение санкций даже после окончания спецоперации на Украине. То есть Кремль в любом варианте мирных переговоров остается в проигравших – довоенного статус-кво никто не обещает.
Остается только надеяться, что Кремль осознает весь спектр своих козырей, чтобы не допустить победы Госдепа в непубличной дипломатии.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.