В прошедшую субботу помимо раздачи пакетов военной помощи кому попало и воровства наших золотовалютных резервов – господа конгрессмены США подавляющим большинством голосов приняли законопроект, который ставит социальную сеть китайского происхождения «Tik-Tok» перед выбором: компания «ByteDance» либо продаёт американскому собственнику активы, либо будет заблокирована.
Отрезав 170 миллионов янки от просмотра тупейшего и бессмысленного контекта. По мнению абсолютно большинства психологов – крайне вредоносного для неокрепшего ума молодёжи и даже взрослых.
Оставлю за скобками личное отношение к платформе Tik-Tok. Не пользовался, не заходил, устал чистить переписку от бесчисленных присланных файлов крайне сомнительного содержания. Так же, наслышан от многих родителей о масштабе проблемы, с большим юмором воспринимаю рассказы «цифровых экзорцистов», пытающихся (безуспешно) решить хрестоматийную дилемму беса, окон и дверей. И понятно, что политические американцы совсем не возражают против тотального отупения детей, подростков, молодых людей и части сформировавшихся личностей, при отсутствии контроля способных сутками напролёт просматривать короткие видосики данной социальной сети, где каждый сам себе Квентин Тарантино и Чарли Чаплин. Дело в другом.
Янки первыми открыли Ящик Пандоры, начав в промышленных масштабах собирать «цифровые портреты» пользователей социальных сетей, задействовать чудовищные вычислительные мощности для анализа поведения набежавшего туда миллиардного стада. Маркетологи выясняли предпочтения потребителей, создавали алгоритмы продажи им различных товаров и актуальных в моменте услуг. Спецслужбы работали с политизированными сообществами, направляя против неугодных США правительств заряжённую эмоциями улицу, а венцом успеха можно считать «арабскую весну» 2012-го года, погрузившую Магриб и Ближний Восток в хаос. Через соцсети.
Теперь в США очень обеспокоены, что 170 миллионов их граждан тоже взяты на прицел, внимательно изучаются китайцами. К слову ... намедни официально создавшими новый Вид войск, Силы информационной Поддержки. С прямым подчинением Центральному Военному Совету и лично товарищу Си Цзиньпину. А как именно наши восточные друзья используют сверхпопулярную платформу для ненавязчивой пропаганды коммерческого и общественно-политического характера – на то уже написаны тонны макулатуры и несколько вполне научных трудов. Да, янки должны были забеспокоиться. И они логично ответили.
С прицелом получить, как принято, неплохой приварок патологических пиратов и грабителей, поскольку в ходе последнего инвестиционного раунда 2023-го года компанию «ByteDance» оценили в ... $220 млрд. Сколько там самого Tik-Tok, какова доля только американского пирога – есть коммерческая тайна, но Белый Дом и спецслужбы не сколько на деньги смотрят – им важен уникальный алгоритм, подбирающий для пользователей контент, рекомендующий к просмотру те или иные ролики по жанрам. А прибыль в компании размере $120 млрд., прирост оной на 40% в год – это всего лишь приятный бонус стервятникам, обожающим в последние годы не утруждать себя скупкой «мозгов», как раньше. А нагло отжимать прибыльные проекты.
Теперь о самой платформе, поскольку помимо активного «сбора данных о пользователях» по жутко секретным алгоритмам, и «распространения дезинформации» в интересах Пекина – на первое место всё-таки большинство мировых экспертов выносят вопрос «глубокого поражения мозга в эпоху нейротехнологий», нездоровую зависимость сотен миллионов людей от Tik-Tok. Ставший эталоном по эффективности рекомендательного алгоритма, эксплуатирующего особенности человеческой психологии.
Подавляя самоконтроль, стимулируя у неокрепших умов бешеное и так называемое «компульсивное потребление контента». Как следствие, следующим шагом такого алгоритма станет прямое манипулирование сознанием, о чём третий год твердят профильные генералы Пентагона и высокопоставленные чины спецслужб, у которых соответствующие проекты пришли в глубокий упадок после «арабской весны».
Поскольку могущественные оппоненты США научились противодействовать подобным информационно-психологическим атакам, что прекрасно показал Иран в прошлом году, размотав в пух и прах сложнейшую спецоперацию «Курдский Платок», призванную вызвать восстание курдов и прочих либераствующих граждан, крайне недовольных жёсткими религиозными нормами Исламской Республики в общественной жизни. Причём, справились с напастью исключительно военно-техническими средствами, искажая средствами РЭБ наземную ретрансляцию сигналов спутников «Старлинк».
Суверенный интернет Теперь о наших богоспасаемых широтах, где с 2019-го года ведётся нешуточная борьба за передачу в руки Роскомнадзора и государства праздношатающегося интернет-трафика. Под лозунгом «пресечения действий нарушителей российского законодательства». Согласно принятому Закону о «суверенном Рунете» от 1 ноября 2019-го. Задумка хорошая, поскольку в случае «враждебных действий» со стороны собственников корневых DNS-серверов или правительств недружественных стран (США и Европа) – необходимо жесточайшим образом контролировать собственное кибер-пространство.
Не буду погружать аудиторию в технические решения, призванные обеспечить целостность, устойчивость и безопасность Рунета, но они активно внедряются. Создавая централизованную систему контроля и ограничивая доступ к запрещенным сайтам. Попутно снижая риски массированных DDoS- и BGP- атак. Когда «падают сервера» или захватывается с чужого IP-адреса интернет-соединение жертвы с перехватом его трафика. Большинство провайдеров уже обзавелись специальным оборудованием, более-менее приближая Россию к китайской модели функционирования Интернета. Концепции сегментированной Сети, способной работать при полной блокаде мировой инфраструктуры.
Насколько мы способны построить суверенный Великий Русский Файрвол? Пока такой задачи не стоит, во всяком случае могущественные структуры Правительства категорически не желают самоизолироваться от мирового Интернета. По многим причинам, начиная с объективных технического характера, поскольку добрые две трети российских сайтов и сервисов используют коды зарубежных серверов. А почтовые ... три четверти. Урони «железный занавес» с любой стороны государственной границы – рухнет всё, начиная от «Госуслуг», заканчивая поисковиками, видеохостингом, мессенджерами. До Великого Китайского Файрволла нам далеко.
Поскольку для создания его аналога требуется минимум двадцать лет, пара-тройка бюджетов России, и политическая воля. Для создания принципиального технического решения в несколько слоёв: полная фильтрация входящего/исходящего трафика, анализ оного в режиме реального времени, автоматическая блокировка запрещенной информации, последующая проверка и возбуждение судебного производства по инциденту. Сегодня задача кратно усложняется, поскольку блокировать приходится не просто вредоносный IP-адрес, а обходные контуры доступа к оному через прокси-серверы и VPN.
Пострадал Китай от введения такой «цифровой цензуры»? Нет, на удивление именно китайский Интернет год за годом бьёт рекорды по развитию ресурсов и активности пользователей, вовлекая в свой «концлагерь» огромное количество граждан других стран, большей частью – азиатских. Обеспечивая высочайшую скорость передачи данных и бесперебойность доступа. Посрамив критиков Великого Китайского Файрволла, прочивших Поднебесной из-за большого числа «авторитарных фильтров» – крайне низкую скорость обмена данными.
То есть, главный жупел наших любителей «свободного Интернета» – ползающие со скоростью породистой эстонской улитки пакеты данных ... в Китае летают пташками, дело в инфраструктуре и организации процесса. С полной герметичностью персональной информации, обязанной храниться только на территории Поднебесной. А пятилетняя «цифровая война» с «Apple», «Amazon» и «Microsoft» закончилась убедительной победой китайской стороны, колонизаторы вынуждены теперь соблюдать драконовские меры безопасности по экспорту в зарубежные дата-центры любой информации.
Таков результат государственной программы стоимостью в $180 млрд. создания суверенного Интернета. Давшей Китаю не только главный элемент национальной и технологической безопасности, но и сотни тысяч рабочих мест, инвестиции в развитие инфраструктуры, создание прибыльных центров IТ-компетенций. Неспособных в честной конкурентной борьбе одолеть монстров американского хай-тек, но вырастивших благодаря «цифровому концлагерю» и тотальным блокировкам таких упитанных драконов, как гиганты «Baidu», «Alibaba», «Tencent», «Ant Financial» (платёжная система) и DiDi (китайский сервис «Яндекс-такси») и столь мешающий янки «ByteDanace».
Демократия или свобода Оговорка «по Байдену» о выборе Америки между свободой или демократией ... уверен, войдёт в историю, поскольку произнесена чистая правда. А законопроект о выборе Китая в части платформы «Tik-Tok»: быть запрещённой в США или проданной американской корпорации (там уже очередь копытами стучит) – яркая иллюстрация агонии романтических рассуждений о священности Идеи «интернет-пространства без ограничений и границ». Самое время для принятия принципиальных решений о суверенном Рунете, как способе избежать рисков полного и безоговорочного отключения от западной инфраструктуры глобальной коммуникации.
Россия уже имеет ряд ограничений, те же крымчане не имеют права купить американский или международный домен там, где посольство США обладает реальной властью. А когда нам пели серенады «бизнес вне политики» и карательными методами кошмарили добрых русских людей использованием только лицензионных продуктов «Microsoft» с налётами на офисы ... многие умные люди призывали государство Российское заняться совсем другими вещами. Стоить своё, а не ползать на коленках перед западными хищниками. Теперь нам накидали полную ушанку санкций, а интернет-гиганты Кремниевой Долины ударились в такой «цифровой фашизм», что клятая либералами советская цензура смотрится на этом фоне мирными уговорами моралиста.
Могут в один очень важный день Россию отключить от западного хостинга и устроить тотальный хаос? Скорее «да», чем «нет». Технически такое возможно, а насколько справится суверенные редкие элементы безопасности и полностью национальные каналы передачи данных – большой вопрос. С опасением вообще проверить подобный сценарий в качестве теста. Китайские товарищи проводили подобные рискованные мероприятия трижды, как только поняли: американцы перестали говорить о «свободе», а предпочитают «демократию». Строго по партийной программе Демократической партии США, со строительством цифровой Великой Американской Стены. Когда быкам не позволено то, что разрешено Юпитерам.
Почему взялся за столь пресную тему, спросите. По причине окончательного понимания, что мир заканчивает подготовку к полному развалу глобализации. Где свободный Интернет существовал главным связующим звеном между Севером и Югом, Западом и Востоком. Американский Конгресс не просто борется с бешеным коммерческим успехом китайского TikTok на своём рынке тинэйджеров, не выступает за мораль и бережение умственных способностей будущих поколений – он про другое. Отстыковку последнего шлюза.
Экономика, финансы, ресурсы, мировоззрение, торговля, политика ... за последние несколько лет начали дрейфовать в сторону разобщения, осталось только «свободное цифровое пространство». Как среда дискуссий, возможность коммуницировать цивилизационным сообществам. Но янки совершили страшную ошибку, слишком рано начав через социальные сети и невнятные угрозы отключать IТ-ресурсы, пытаться давить на непокорных.
Первым озаботился своей безопасностью Китай, без всяких сантиментов выпнув со своего рынка «Apple» и «Microsoft», каждый год перекрывая им кислород доступа на территорию своей страны. Взамен создавая их суверенные клоны государственными инвестициями в том числе. После появился индийский «суверенный Интернет», следом – подобие российского. Все они между собой коммуницируются с большим трудом, но выполняют одну глобальную сверхзадачу – отстыковаться от Запада. Понимая, что полный разрыв общего «цифрового пространства» приведёт к последствиям трудно прогнозируемым, конфликтным, чреватым появлению «чёрных лебедей».
Лично рассматриваю историю о насильственной продаже или тотальном запрете «TikTok» в качестве очень любопытного прецедента, благодаря которому «гарант мировой демократии» в лице президента США имеет право одним росчерком пера закрыть огромный сектор социального общения своих граждан. Хорошо то или плохо – пусть философы разбираются, а вот государевы люди нашей Богоспасаемой обязаны делать правильные выводы. Поскольку речь идёт о фашисткой идеологии, консервировании Запада в собственной информационной среде и разрешённых коммуникациях.
Пойти нам по такой тропинке? Тут крепко чешу в затылке, не зная что выбрать. «Свободу», лёгким движением руки превращающуюся в тоталитарные инструменты «правил» лютой цензуры в угоду враждебным силам моей страны. Или «демократию», которая отсекает любую точку зрения в Интернете, не желательную для конкретного государства. Америка свой выбор сделала, де-юре сообщив: мы входим в эру «цифрового фашизма» полного контроля за мыслями. Последовать следом? Тут протестую. Крамольные мысли вращая в голове, какая именно «демократия» нам нужна. Сохранив свободу.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.