В Минэнерго ситуацию описали по-своему, хотя её едва ли не впервые комментировал замминистра Павел Сорокин (на фото):
«Текущий уровень полностью удовлетворяет формирующийся спрос. Вместе с
тем, сезонный рост спроса на биржевых торгах перед летним периодом
начала отпусков создает дополнительный биржевой спрос на бензины марки
АИ-92 и, в особенности, АИ-95, спрос на который растет ежегодно».
Заметьте
– «ежегодно». Хотя на самом деле чуть ли не ежедневно. И вроде бы можно
понять тревогу главы «Российского топливного союза» (РТС) Евгения
Аркуши, который в письме к вице-премьеру России Александру Новаку
заявляет, что
«принятых правительством мер по стабилизации рынка бензина недостаточно, есть риск появления дефицита топлива уже летом».
Итак, опять всё, как всегда – подорожала нефть, и из топливного союза
РТС чуть ли не ультимативно пугают дефицитом бензина внутри России. При
том, что спрос от
авиации
на керосин упал просто катастрофически и высвободившиеся мощности по
переработке должны были бы исключить даже намёк на какой-либо дефицит.
Но
дефицит уже случился. И первые меры против него, как и против
«возможного», но на самом деле – уже случившегося роста цен, вроде бы
приняты. Ну, хотя бы дано понять, что перекрытие крана на экспорт
бензина сразу на три месяца вполне возможно.
Однако, что это
даст – очередную отсрочку скачка цен? И этот скачок потом можно будет
перевести в ползучее преодоление очередных «психологически важных
отметок и закрепление на новых стабильных ценовых рубежах»? Это слова из
одного из прошлых писем от РТС в Минэнерго.
Теперь РТС
опасается иного – «дальнейшего роста оптовых цен или появления суррогата
для замещения недостающих объемов». Признание самого факта возможности
заливать нам с вами в баки суррогат из уст руководителя РТС – не самый,
скажем мягко, хороший признак.
Мы-то думали, что суррогаты – дело
прошлое, и что с ними покончено навсегда, но сейчас важнее предложения и
выводы. В РТС вдруг, вообще, перестали твердить про сложности с
расчётами по топливу, когда регулярно меняются акцизы, сборы и разного
рода демпферные механизмы (
Нет ничего дороже дешёвого бензина).
Сейчас
всё как-то проще – первым делом из топливного союза предлагают
увеличить общий объём производства топлива в РФ, словно это делается по
мановению волшебной палочки. Но как с этим увязать идею отграничения
экспорта? Причём сразу до 1 октября – понять непросто.
Тут самое
время поиграть с цифрами. И для начала напомнить, что на данный момент
запасы топлива в стране превысили 1,7 млн тонн. При ежедневном
потреблении 67 тыс. тонн АИ-92 и 40 тыс. тонн АИ-95, а также с учётом
дизеля и ещё чего-то прочего, хватит на полторы недели как минимум.
Но
это только запасов, которые ведь ежедневно пополняются. А если
производство нарастить, то и резервных мощностей не хватит. Правда,
помочь может другая «интересная» идея РТС – увеличить норматив
минимального объёма продажи топлива на бирже сразу до 15 %.
При
этом биржевые цены на бензин марки АИ-92 с середины декабря, когда
начался их активный рост, выросли на 20,8 %, АИ-95 – на 27,5 %. Стоит ли
вообще верить в то, что розничные цены долго смогут удерживаться от
такого же роста?
На фоне «почти паники», которой просто-таки веет
от письма РТС в Минэнерго, не может не радовать демонстративное
спокойствие уже упомянутого замминистра Павла Сорокина. Тот, словно по
бумажке, напомнил, что Минэнерго ведёт ежедневный мониторинг ситуации с
ценами и удовлетворением спроса на внутреннем рынке моторного топлива.
А
что, собственно, им там, в Минэнерго, ещё делать? Если только с ОПЕК –
организацией стран-экспортёров нефти о российском бензине договориться? С
нефтью же совсем неплохо получается?
Кто виноват – ОПЕК или туристы
Раньше наше топливное ведомство непременно свалило бы все свои грехи как раз на коллег из ОПЕК (
Сколько плюсов в запасе у ОПЕК?).
Теперь не получится. Слишком многие в наше время уже поняли слишком
многое. Например, то, что бензин у нас будет дорожать – что при дешёвой,
что при дорогой нефти. И ничего с этим даже ОПЕК поделать не сможет.
Значит,
для начала неплохо будет напомнить профильному министерству, а заодно и
публике, которая хотела бы разобраться в причинах очередей на АЗС
чехарды с ценниками, и о проблемах «несчастных заправщиков». И первым
делом – о низкой марже.
Хотя даже неспециалистам ясно, что
низкая маржа при хороших оборотах – куда более верная гарантия хороших
прибылей, чем высокая маржа при оборотах ближе к нулю. Так вот, в
упомянутом уже письме РТС говорится о той самой «маржинальной доходности
розничного бизнеса».
Господин Аркуша ничуть не сомневается, что
«минимальный уровень, необходимый для уплаты налогов и компенсации
эксплуатационных затрат, должен быть 10–12 % от розничной цены». В 2021
году этот показатель был на порядок ниже, что для АЗС, судя по
тональности письма в Минэнерго – смерти подобно.
Однако,
простите, но 10–12 % – это многовато. Да так, что впору старину Маркса
вспоминать. И если кто из «королей бензоколонок» в эпоху пандемии с
такой маржой и разорился, то, скорее, из-за падения спроса, когда какую
маржу не задирай, а зарабатывать всё равно не на чем.
Понятно,
когда лоббисты от бензина требуют «принятия для снижения оптовых цен на
топливо». Понятно, что они жаждут обеспечить «безубыточность бизнеса».
Но не совсем понятно (точнее – совсем непонятно), как это поможет
«удержать цены в пределах инфляции и в рознице»?
При ажиотажном
спросе и маржа вверх вылезет, и на инфляции дорожающий бензин скажется,
тем более что с ней теперь справляться становится всё труднее. Не потому
ли в письме РТС вдруг появляется вот такая нетрадиционная для наших
реалий аргументация, когда, оказывается, во всём виноваты, кто бы вы
думали – туристы:
«На фоне ограничений
отдыха за рубежом, принимаемых правительством РФ мер по стимулированию
развития внутреннего туризма приближающийся период отпусков приведёт к
ещё большему росту спроса, который, по нашим оценкам, может вырасти ещё
на 10–20 %. Особенно рост потребления проявляется по бензину АИ-95».
А что, собственно, плохого, в росте спроса?
Ведь возможности для наращивания объёмов производства, как считают в РТС, у России есть?