17 декабря в "Солецкой газете" (Новгородская область) была опубликована
статья об интересном частном музее в деревне Нива. Люблю свою работу
именно за встречи с такими интересными и, главное, неравнодушными людьми
как Артур Кукса.
В небольшой деревне Нива,
расположенной недалеко от Куклино, есть два частных музея. Об одном из
них, принадлежащем краеведу Анатолию Григорьеву, мы уже подробно
рассказывали на страницах районной газеты. Не менее интересно и второе
собрание раритетов, инициатором которого является житель деревни - Артур
Кукса.
Отличие второго музея заключается в его узкой специализации, экспонатами здесь являются ... кирпичи и всё, что с ними связано.
На
первый взгляд может показаться странным такое увлечение — собирать
кирпичи. И только погружаясь в данную тему, понимаешь, насколько она
интересна.
Каждый кирпич — свидетель той или иной эпохи, он
может многое рассказать о месте, где был произведён, владельце, мастерах
производства, оборудовании кирпичных дел мастеров, качестве глины в
разных регионах.
Артур Дмитриевич всего четыре года назад начал
заниматься изучением истории кирпичного производства в России и других
странах, и за это время собрал более тысячи экспонатов. Кроме кирпичей в
его коллекции - клейма мастеров (матрицы), образцы кровельной черепицы,
чугунные печные дверки, картины, фотографии, репродукции,
рассказывающие о производстве кирпича в разные периоды времени, формы
для его изготовления.
Есть и тематическая литература, некоторые
брошюры довольно возрастные - конца 19 - начала 20 веков. Всё это
размещено в небольшом деревянном здании около дома коллекционера.
-
Мой отец собирал самовары, так что коллекционный интерес сформировался у
меня в семье, - начал разговор Артур Дмитриевич. - А первый экспонат
мне подарил мой хороший знакомый Анатолий Григорьев.
Потом
как-то с сыном Романом мы пошли на Финский залив (я с семьёй проживаю в
Санкт-Петербурге), чтобы искупаться. В воде я обнаружил старинный
английский кирпич с интересным клеймом, и серьёзно заинтересовался этим
направлением. Изучил информацию, соорудил стеллажи в сарае, где мы
раньше перебирали картошку.
Начал общаться с другими коллекционерами. Около
часа продолжалась экскурсия по музею кирпича, и это время для меня
пролетело незаметно. Коллекционер рассказал о том, что кирпич — один из
самых древних строительных материалов.
Первые упоминания о нём
относятся к 5-4 тысячелетиям до нашей эры. Он использовался практически
всеми известными нам древнейшими цивилизациями.
В третьем тысячелетии до нашей эры его стали изготовлять с помощью деревянных форм. Эта технология дожила до 20 века.
Широко
применялся кирпич на Руси, яркий пример — строительство московского
кремля при Иване III. А Пётр I организовал производство кирпича на
территории Санкт-Петербурга в 1703 году.
Через 10 лет он издал
указ о строительстве новых заводов около города, приказав их владельцам:
«дабы всякий сделал на своём заводе кирпичу в год по последней мере
миллион, а что больше, то лучше».
Построили 90 кирпичных
заводов. Контроль за качеством был очень жёстким.Форма и размер кирпича
менялись, но всегда оставались такими, чтобы мастеру было удобно
работать.
Современный стандартный кирпич получил свои размеры в 1927 году: 250/120/65 мм.
До середины 19 века кирпич изготавливали вручную, пока не были построены первая кольцевая обжиговая печь и ленточный пресс.
В наше время производство полностью механизировано. Хотя
клеймить кирпич начали ещё при Петре I,законодательно это требование
было введено лишь в 1847 году царём Николаем I. Цель указа —
установление виновных в случае разрушения зданий.
- Клейма были
анималистические (похожие на лапы животных), аббревиатурные (инициалы
владельцев) и числовые (год изготовления), - сообщил коллекционер. -
Иногда клеймо становилось очень удачным маркетинговым ходом, как это
произошло с владельцем завода «Подкова» генерал-майором В.А. Спечинским.
За его ратные заслуги ему разрешили использовать этот символ, в итоге
дело быстро пошло вверх, так как все хотели жить в домах, построенных из
кирпичей с изображением символа удачи.
В 1961 году в Боровичах
начал работать завод князя М. Голицина «Пирогранит». Облицовочный кирпич
шоколадного цвета в блестящей глазури, изготовленный на этом заводе,
заслужил серебряную медаль на всемирной выставке в Париже.
География
общения Артура Дмитриевича с единомышленниками поражает: кирпичи ему
присылают из разных концов России и даже стран ближнего зарубежья.
Некоторые
редкие образцы он покупает (стоимость колеблется от 3 до 5 тыс. рублей)
или обменивает на те, что имеются у него в нескольких экземплярах. А
вообще стоимость некоторых кирпичей по причине малой численности
(несколько штук в частных коллекциях) доходит до 100 тыс. рублей.
Часто
во время многокилометровых походов к древним развалинам коллекционеру
приходится нести 5-6 кирпичей в рюкзаке, так что это увлечение
подразумевает и хорошую физическую подготовку.
О большинстве
экспонатов музея он может многое рассказать. Кто изготовил, где, когда,
из какой глины, какие истории связаны с тем или иным заводом, мастером.
Познания организатора музея впечатляют, как и сами экспонаты.
На одном кирпиче отчётливо видны изображение головы собаки и буква «К». -
Владелец производства в Калининграде был ещё и заводчиком породистых
собак, - пояснил Артур Дмитриевич. - У вас не возникает ассоциация с
современным атрибутом электронного адреса - «собака.ру»?
Есть в
коллекции финские, шведские, английские, немецкие, датские, польские
кирпичи, но преобладают отечественные, в основном 19 — начала 20 веков.
На них — фамилии производителей — Мартынова, Ленина (однофамильца
вождя), Кононова, Стрелина, Соболева, Елисеева, Варгунина и других.
Есть
кирпичи и с женскими фамилиями. А сколько инициалов и других
обозначений смотрят на посетителей со стеллажей! Некоторые из них ещё
предстоит разгадать исследователю из Нивы. Но о большинстве он знает.
Например,
буквы «С.М.» расшифровываются как «село Медведь». Очень мне понравился
кирпич жёлтого цвета с чёткой надписью «RAMSES”. "Египетский?» - наивно
поинтересовался я.
«Нет, немецкий, но пока никакой другой
информации по нему найти не удалось», - ответил хозяин музея - Иногда
люди с иронией смотрят, как я с очередным экспонатом спешу домой, -
улыбается Артур Дмитриевич, - могут и пальцем у виска покрутить. Но я
считаю своё увлечение очень полезным и с точки зрения интересного
досуга, и с позиции изучения русской и зарубежной истории. Ведь это и
путешествия, постоянные поездки в уникальные исторические места, и
общение с образованными и увлечёнными коллекционерами. Надеюсь, что мои
сын и дочь продолжат это дело.
Сын, кстати, в свои 12 лет уже
многое знает о кирпичном производстве и даже иногда приносит мне
случайно найденные на улице образцы.
Остаётся надеяться, что когда-то эта коллекция станет доступной для широкого круга любителей старины.
Но
пока возможностей для этого в Сольцах Артур Кукса не видит. Может быть,
сольчане и гости города смогут увидеть эти раритеты и познакомиться с
эксклюзивной информацией о них во время передвижных выставок? Время
покажет.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Дорожки Нескучного сада были вымощены "бракованными" кирпичами. Прослужили уже больше ста лет = хоть бы хны... В Нижних котлах было старое производство. Из-под зюзинского леса глину возили. На Школьной частично дорожки мощёны были.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]