«Когда устранили великое Дао, появились «человечность» и «справедливость». Мудрость Лао-цзы, 119
Лао-цзы призывает относиться с осторожностью к таким ценностям, как
человечность и справедливость. Они являются механизмом, с помощью
которого общество вмешивается в изначальную природу человека, путем
манипуляций навязывая обывателю такое поведение, которое усиливало бы
общественную систему за его, обывателя, счет. Ценности под названием
«человечность» и «справедливость» замешают собственные желания и
потребности человека, неизбежно приводя к поступкам, входящим в
противоречие с его собственными интересами. Такие вроде бы
доброкачественные ценности, как любовь, честь и патриотизм, на самом
деле обладают коварной властью над человеком. Они позволяют социуму
достичь своей цели — контроля — и разрушить жизнь индивидуума.
Как могут ценности, столь очевидно противоречащие собственным интересам
личности, получать такое широкое распространение? Разве не должны эти
ложные ценности, неминуемо ведущие к несчастливой жизни, выказать свою
несостоятельность, едва появившись? Как даосизм объясняет этот абсурд?
Чжуан-цзы отвечает:
«И тогда перепутались радость и гнев, простое смешалось с хитроумным, добродетель стала соперничать со злом». Мудрость Лао-цзы, 126
Ученик Лао-цзы объясняет, что такие ценности, как человечность и
справедливость, вызывают такую путаницу в умах, что могут понуждать
человека действовать вопреки его собственным интересам. Ведь эти
ценности социума кажутся изумительно прекрасными! К сожалению, в
реальной жизни они не действенны и являются своего рода предписанием к
заблуждениям и страданиям. Как это возможно, что христиане на всех углах
расхваливают Десять Заповедей, когда на протяжении многих веков они не
перестают убивать друг друга? Когда кто-то нападет на доброго
христианина, как может он во исполнение библейских заповедей подставлять
другую щеку только для того, чтобы получить по ней еще и еще раз? Как
может получиться так, что человек всю Жизнь работает изо всех сил и
добросовестно платит налоги только для того, чтобы на склоне лет
оказаться позабытым-позаброшенным в доме престарелых? Подобные неувязки
между ценностями социума под названием «человечность» и «справедливость»
и грубой реальностью жизни вызывают путаницу и заблуждения. Когда такие
ошибочные ожидания не получают подтверждения в реальном мире, это
напоминает использование неточной дорожной карты. Ясное видение
реальности невозможно, а жизненное странствие наталкивается на серьезные
препятствия.
Далее Чжуан-цзы подробно объясняет, что «человечность» и
«справедливость» были принесены нам «общественными мудрецами». Он
решительно утверждает, что законы «общественных мудрецов» нужны им,
чтобы спасать свои воровские душонки. Он предупреждает, что общество —
это хитрый вор, который ворует у своих добровольных жертв — у граждан.
«Общественные мудрецы» долго убеждали нас, что большая семья, большой
дом и большая машина символизируют эдакий протокол, где зафиксирована
победа в игре под названием «жизнь». Политики, религиозные лидеры и
академики пропагандируют такую расстановку приоритетов, которая служит
их собственным интересам, а не интересам личности. В своем крайнем
лицемерии «общественные мудрецы» призывают народ отказаться от своих
естественных инстинктов, отдав силы защите интересов меньшинства на
вершине социальной лестницы.
Как выражается Чжуан-цзы, такие мудрецы — «острое оружие Поднебесной» (Мудрость Лао-цзы, 124).
Важно помнить, читая Лао-цзы и Чжуан-цзы, что они проводят различия
между мудрецами истинными и «общественными мудрецами». И тот, и другой
часто употребляют слово «мудрецы», и читателю приходится самому каждый
раз соображать, какое значение этого слова следует применить. Истинный
мудрец — это наставник с ясным взглядом на мир и четким пониманием, как
следует действовать в нем; ему неинтересно принимать участие в лицемерии
общественной жизни. «Общественный мудрец», напротив, является мощным
манипулятором, который наслаждается своим положением лидера в обществе и
который использует «человечность» и «справедливость» в своих интересах —
как правило, для стяжания богатства, славы и власти.
Если человек и дальше углубляется в туман заблуждений под воздействием
чар «общественных мудрецов», ему приходится столкнуться с постоянной
сменой ценностей социума. В то время гак законы природы неизменны,
искусственные ценности «человечность» и «справедливость» пребывают в
постоянной изменчивости. В соответствии с даосским принципом единства
противоположностей, чем более лицемерны ценности социума, тем более
значительно и непредсказуемо они имеют свойство меняться. Например,
Германия в конце XIX века была одной из самых либеральных и
прогрессивных стран в мире, а через двадцать лет она превратилась в
общество, где процветали нетерпимость и террор.
В 1917 году правительство России объявило вне закона религию и частную
собственность. Религия вернулась в 1990 году, а капитализм теперь правит
бал. В 1920-е годы среди представителей клана Кеннеди были люди,
которые занимались незаконной торговлей спиртным и махинациями на
фондовой бирже, однако это семейство сделалось любимой и уважаемой
политической династией, щедро подарившей миру многочисленных
конгрессменов, сенаторов и одного президента.
Такая смена ценностей на диаметрально противоположное служит источником
путаницы в умах простых людей и порождает анархию и хаос по мере того,
как лицемерие становится все беззастенчивей. Как сказал Чжуан-цзы,
«Когда рождаются мудрецы, плодятся и разбойники» (Мудрость Лао-цзы, 123).
Вопиющее лицемерие служит причиной того, что появляется оппозиция, а
затем все выливается в осознанные акции революционного насилия или в
неосознанные психические расстройства. Поэтому-то Чжуан-цзы и предлагает
людям
«отбросить человечность и справедливость — и люди придут к Мистическому Единству» (Мудрость Лао-цзы, 125).
Ясно, что ликвидация заблуждений и смуты в умах является ключевой
предпосылкой для выбора правильного действия. Мы не можем жить
счастливой и здоровой жизнью, пока пребываем в состоянии смуты.
Заблуждение и путаница сводят на нет те способы, с помощью которых мы
определяем, когда нужно действовать. Заблуждение также разрушает нашу
способность обнаруживать те силы, которые оказываются у нас на привычном
пути. Нередко этот грех — заблуждение — даже не позволяет нам понять,
каков наш путь. Вести самолет без навигационных приборов или ехать на
машине через нескончаемый туман — вот чему подобно заблуждение.
В войне между личностью и всеобщими ценностями конечный результат
определяется ясностью мышления. Лао-цзы призывает нас «осознать простую
самость». Для этого мы должны заглянуть за полосу тумана и увидеть
реальность без искажений. Так как же нам противостоять шквалу ценностей
социума, который от самого рождения обрушивается на нас и ослепляет?
Каким образом ученику начать преобразовывать себя из послушного, сбитого
с толку орудия общества в даоса с ясным мышлением? Разве реально
возможно достичь «простой самости» в сегодняшнем мире? К счастью,
Лао-цзы ясно указал с чего начинать:
«Кто признает безумие безумием, тот сам не безумен.» Мудрость Лао-цзы, 297
Через понимание того, какие из ваших ценностей навязаны вам обществом,
вы начинаете продвигаться по пути уничтожения этого главного источника
заблуждений. Отдавая себе отчет, какие ваши желания являются
естественными, а какие привиты вам обществом-надзирателем, вы медленно
осознаете и реализуете свое естественное «я», свою «самость». Сказать
легко, а на деле это требует строжайшей дисциплины мысли. Это путь,
который далеко уведет вас от жвачного стада обывателей. Выбор у вас
есть; принять искусственную любовь «человечности» социума и
искусственные законы его «справедливости» — или сражаться за свою
естественную сущность.
Чтобы справиться со своим «безумием», напоминайте себе о своих
неизбежных ограничениях. Принципы «человечности» и «справедливости»
зиждутся, во-первых, на вере в то, что индивидуум способен понять и
решить проблемы этого мира, а во-вторых, на вере в то, что инструментом,
с помощью которого возможно совершить такой подвиг, является
усовершенствованный общественный порядок.
В реальности ограничения, присущие каждому человеку, не Дают
возможности делать что-либо иное, кроме как наблюдать за этой
реальностью, которая непосредственно влияет на его благополучное
существование.
Следствием лживого утверждения общества, будто один человек может
улучшить этот мир, является контролирующая власть «человечности» и
«справедливости». Понимая, что ваши ограничения позволяют вам осознать и
осуществить лишь ваш собственный путь, вы избавляетесь от ложных и
неподходящих ценностей. Даже случайные мысли о том, что можно улучшить
мир, приняв ценности социума, — это проявление душевной болезни. Даос
знает, что его ограничения направляют его мысли и действия лишь к тем
ценностям, которые могут улучшить его текущую ситуацию. Думать иначе —
нелогично или откровенно ошибочно.
Для излечения от «безумия» жизненно важно признать, что ценности под
названием «человечность» и «справедливость» суть ценности вора, цель
жизни которого — обокрасть вас. «Общественные мудрецы», пропагандирующие
некие ценности, действуют в ущерб вашим интересам и только умножают
ваши заблуждения и смуту. Эти провокаторы неустанно трудятся, чтобы
убедить вас работать на двух работах, купить дом побольше, рожать и
растить детей и воевать вдалеке от дома, пока вы полностью не выбьетесь
из сил. Все эти уважаемые политики, учителя, религиозные вожди и
философы вынашивают тайные замыслы, чтобы повлиять на ваш ум с выгодой
для себя. Чжуан-цзы признает этот факт;
«Добрых людей мало, а плохих много, поэтому польза от [общественных] мудрецов незначительна, а вред велик». Мудрость Лао-цзы, 123
Смешно, но грабитель, который вынесет ваш телевизор, вполне заслуженно
сядет в тюрьму, тогда как величайшие воры — «общественные мудрецы» —
присваивают состояния и пользуются уважением общества. Осознание того
факта, что творцы «человечности» и «справедливости» — люди дурные служит
важным ключом к ликвидации той разрухи, которую они устроили в ваших
мозгах. Став конструктивным циником, вы выстраиваете психическую защиту
против «общественных мудрецов», бомбардирующих вас своими ценностями.
По мере того как проясняется ваш взгляд, вас ожидает пугающее открытие:
ценности большинства окружающих вас людей абсурдны в корне. Как ни
печально, но большинство не может и не хочет слышать, как с треском
разламываются их устоявшиеся, взлелеянные убеждения. Им слишком трудно
отказаться от спокойствия, обеспеченного им их заблуждениями, ради света
ясного видения. Обыватель не желает слушать критические замечания,
вскрывающие лицемерие высокочтимых «мудрецов».
Истинный даос признает это и, соответственно, держит свои мысли и
мнения при себе. Он прячет свое понимание абсурдности ценностей социума,
маскируя свои убеждения. У него нет желания становиться мишенью для
разъяренного общества и таким образом преобразить запутавшееся сборище
людей. Ничто не может больше отвлечь даоса от его удобного повседневного
распорядка, чем вступление на путь демагога. Любая попытка преподать
обществу естественные ценности — это плачевный акт заблуждения, за
которым неизбежно следует несчастье. Следовательно, необходимым условием
осознания и осуществления своего пути является маскировка своего
неприятия «человечности» и «справедливости».
Основная причина использования маскировки для сокрытия присущей
даосизму чуждости общественному соглашению заключается в признании того
факта, что общество не готово к истине Дао. Лао-цзы понимал, что
общество в большинстве своем зависит от успокаивающих заблуждений,
каковыми являются «человечность» и «справедливость»; он также знал, что,
поскольку человечество утратило свои природные инстинкты, по-настоящему
постичь его учение способна только горстка избранных даосов. Он
предупреждал, что, если научить простого человека отбрасывать ценности
социума, это может обернуться против того, кто учит, и выльется в
анархию.
Естественный порядок животного царства остается в силе, поскольку он не
испорчен социальной инженерией, получившей неверное направление, как в
человеческом обществе.
Однако время для масс, из которых состоит общество, уже навсегда
упущено, так как они никогда не смогут вновь обрести свою утраченную
сущность. Поэтому любая альтруистическая попытка распространить в народе
даосское знание будет подобна открытому ящику Пандоры. Если отнять у
обывателя сдерживающее начало ценностей социума, он, утративший свою
направляющую природную сущность, станет своего рода неуправляемой
ракетой. Лао-цзы предлагает даосу сосредоточить свои ограниченные
способности на исцелении собственного «душевного нездоровья» и оставить
обывателя барахтаться в его заблуждениях.
Материал взят из книги «Истина Дао. Даосизм для Запада». Автор Грандмастер Алекс Анатоль.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|