Бурлацкий труд, ушедший в небытие с развитием пароходства
... несмотря на то, что принадлежал к числу тяжелейшим в физическом отношении работам, привлекал не только мужчин, но и женщин.
Желавшие поправить своё удручающее материальное положение или сбежать от беспросветных неурядиц представительницы слабого пола, в марте приезжали на бурлацкие базары, где работодатели отбирали рабочую силу на весенне-осенний сезон.
Самая большая подобная биржа труда находилась в городе Рыбинск (Ярославская область), в XIX веке носивший звание бурлацкой столицы Российской империи.
Женские артели Женские артели формировались по тому же принципу, что и мужские бригады, но с не большим послаблением в нормативах: на каждые 1000 пудов перевозимого груза судовладелец обязан был взять на работу пять бурлачек, чей коллективный коэффициент полезного действия равнялся производительности трёх бурлаков.
В зависимости от тяжести поклажи численность женской артели могла варьироваться от 4 до 40 человек, которая, заключив договор с хозяином судна и условившись со всеми тонкостями задания, принималась за нелёгкий труд.
Женщины в ряды бурлачек в основном попадали по собственной воле. Но встречались среди них и каторжанки, тянувшие лямку по приговору суда, а не из желания заработать неплохие деньги, которые при грамотном распределении позволяли семье рабочей безбедно прожить более полугода.
Низкая оплата Несмотря на то, что женщины-бурлаки отрабатывали по 19 часов в сутки, оплата их труда была несколько ниже, чем мужского.
Объяснялось это двумя факторами. Во-первых, представительницы прекрасной половины человечества намеренно сбивали цену за свой труд, поскольку стремились выиграть в конкурентной борьбе с превышающими их число мужиками. Во-вторых, из-за того, что для выполнения одной и той же работы требовалось большее количество женщин, чем мужчин, даже получив одинаковое с ними вознаграждение, бурлачки вынуждены были делить его на большее число работников бригады.
Иерархия женщин-бурлаков В женской артели бурлаков существовала такая же иерархия рабочих, как в мужском аналоге, позволявшая повысить эффективность труда. Во главе транспортировщиков речного судна против течения воды, всегда стояла бурлачка-бригадир, которую называли «шишка». Ею становилась самая опытная и мощная женщина, которая знала тропу и координировала действия всех работников, задавая темп, ритм, и запевая песни, в том числе знаменитую бурлацкую «Эх, ухнем!». В случае, если синхронно начатое с правой ноги движение сбивалось, бурлачка –«шишка» выкрикивала «заклинание» «сено-солома», которое восстанавливало одновременность хода.
Следом за «шишкой» шли «подшишельники», которые обычно были верными товарищами бригадира, помогая ему в организационных и финансовых вопросах.
В отличие от мужских артелей, в женских, наблюдалась более слаженная работа, поскольку в них отсутствовали так называемые «кабальные» и «халтурщицы», трудившиеся исключительно за еду, а потому относившиеся к делу спустя рукава. Замыкала движение «косная», следившая, чтобы лямки не цеплялись за береговые преграды в виде камней и кустов. В её роли могла выступать бывалая, но наименее сильная представительница группы. В женском коллективе высокая нагрузка между членами бригады распределялась более равномерно и справедливо.
Окрошка Однообразный рацион бурлаков, обычно ежедневно состоявший из пшеничной каши и двух килограммов чёрного хлеба, в обед дополнялся долго не портившимся на жаре питательным квасом и воблой.
Пытаясь как-то усовершенствовать меню, женщины-бурлачки придумали замачивать вяленую рыбу в квасе и добавлять в него крошеный хлеб, став «изобретателями» традиционного блюда русской кухни под названием окрошка.
Со временем дополнив его зеленью и овощами, бурлачки, сами того не подозревая, создали питательное кушанье богатое жирами, белками, углеводами и витаминами, помогавшее им восстанавливать силы при изнурительном труде.
Помимо заряда энергии окрошка позволяла без особых усилий разжевывать твёрдую рыбу, которая была не по зубам многим работникам.
Работа на судне и на суше Стоит отметить, что работа бурлаков содержала две составляющие: когда уровень воды был низкий, им приходилось тянуть лямки, идя вдоль берега, а в обратном случае, они подтягивали баржу, стоя на палубе, используя специальную систему из канатов, барабана и якорей.
Плывя против течения, они попеременно протягивали канат от носа судна к корме, накручивая его на барабан, и в нужное время, опуская и поднимая якорь.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.