Главная | Регистрация | Вход | Личные сообщения () | ФОРУМ | Из жизни.ру | Модераторы: Pantera; IgChad | Контакты

Воскресенье, 24.11.2024, 00:15
Привет, Гость Нашей Планеты | RSS
ПОДПИСАТЬСЯ НА ИЗВЕЩЕНИЯ ОБ ОБНОВЛЕНИЯХ САЙТА


Форма входа

плюсы баннерной рекламы

Загрузка...


Другие новости

Загрузка...


Статистика

Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 45
Пользователей: 45
Сейчас комментируют: 0


Новости сегодня
«Бахнем! Обязательно бахнем, и не раз. Весь мир в труху. Но потом...» (6)
Перекушенное оптоволокно: опять виновата Россия? (2)
Здравствуй, перестройка в США (2)
Основной закон сверхэволюции и цивилизация России (2)
Опубликованы кадры с якобы российской БРСД «Орешник», хотя фактология может говорить о полёте грузового космического корабля (1)
Сенатор Пушков: администрация США предоставит Киеву ядерное оружие только в невменяемом состоянии (0)
Идеально сохранившийся пещерный львенок (0)
Удивительное племя с ярко-голубыми глазами (2)
Величайшие загадки: что такое пространство-время? (1)
«Газетный камень» - «самиздат» индейцев, рассказывающий об их жизни две тысячи лет назад (1)
Zefiro, или Как превратить смартфон в музыкальный инструмент (1)
Внеземные цивилизации могут использовать звезды в качестве космических кораблей, считают ученые (3)
еще не пережила это состояние… (1)
22 ноября 1941 года первая колонна грузовиков пересекла по льду Ладожское озеро, доставив продовольствие в осаждённый Ленинград. (1)
Сотко Сытинец (или Сотко Сытинич) (0)
Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского (0)
В Госдуме предложили ужесточить наказание за хулиганство против беззащитных людей (2)
Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет (2)
Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая (1)
На съемках шоу "Ну-ка, все вместе!" впервые прозвучало предложение руки и сердца (0)
Пашинян: Армения и Азербайджан должны признать страны в рамках советских границ (0)
Конгрессмен Маккол: я знаю, что Трамп встречался с президентом РФ Путиным (0)
Кнайсль раскритиковала двойные стандарты Запада в отношении решений МУС (0)
В ЦАХАЛ сообщили о запуске движением «Хезболла» 80 снарядов по Израилю (1)
Медведев заявил о непризнании Россией решения МУС по Нетаньяху и Галанту (1)
до Земли дошла ударная звуковая волна от столкновения галактик (2)
В Молдавии предрекли энергетические трудности при прекращении поставок газа РФ (0)
«Амур» прервал серию из 14 поражений в КХЛ (0)
Honda Accord и Toyota Camry уязвимы в холодную погоду (0)

Новости готовят...

Новостей: 34036

В архиве: 11391

Новостей: 8367

В архиве: 11931

Новостей: 5188

В архиве: 8413

Новостей: 3998

В архиве: 155

Новостей: 3029

В архиве: 4005

Новостей: 1354

В архиве: 338

Новостей: 1312

В архиве: 438

Новостей: 1035

В архиве: 17

Новостей: 948

В архиве: 6966

Новостей: 879

В архиве: 1480

Календарь

ВСЕ НОВОСТИАРХИВВТОРАЯ ПЛАНЕТАФОРУМПРАВИЛА САЙТАДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛ

Астрология и пророчества [1390]Астрономия и космос [1529]Бывает же такое! [2262]
Гипотезы, версии, прогнозы [6147]Дом, сад, кулинария [1229]Животные и растения [559]
Здоровье, человек [2143]Искусство, поэзия [610]История, археология, судьбы [7216]
Мир вокруг нас [1756]Наука и технологии [1401]Непознанное [3440]
НЛО, уфология [258]Новости, общество, в мире [21744]Психология и отношения [646]
Религии, учения [118]Советы и истории из жизни [867]Стихия, климат, экология [1172]
Фильмы и видео [1259]Частное мнение [2924]Это интересно! [3041]
Юмор, афоризмы, притчи [1090]


13:30
Бумажные асы Третьего Рейха


Как любителя истории авиации, меня давно беспокоила разница в количестве сбитых лучшими советскими пилотами и числом побед, одержанных немецкими асами. Объяснения этому феномену я встречал самые разные, зачастую однобокие, причём как в пользу советских, так и германских пилотов. Попробуем же разобраться в реальном комплексе причин такой колоссальной разницы боевых счетов лучших пилотов СССР и Третьего Рейха.

Когда число сбитых превышает число участников

Весна-лето 1943 года. В небе над Кубанью разворачивается одна из самых грандиозных битв в истории авиации: споры о том, что же масштабнее – Битва за Британию или сражение в кубанском небе, ведутся до сих пор. Ожесточённая схватка крылатых машин достигла невероятных масштабов - в отдельные дни в небе проходило до 50 боёв с участием десятков самолётов с обеих сторон. К концу битвы немецкие пилоты отчитались о сбитии 2280 советских самолётов. И ведь это только воздушные победы немцев, а был ещё огонь с земли… Представляете себе масштабы сражения? Аж не верится.

И правильно не верится. Советская сторона потеряла 750 самолётов, среди которых 296 истребителей. В эти цифры входят все потери наших самолётов над Кубанью. Как-то не сходятся данные, согласитесь. Некоторые могут сказать, что в СССР занизили потери, поэтому давайте просто подсчитаем силы сторон.

Немцы сосредоточили на небольшом участке (низовья Кубани, Таманский полуостров, Новороссийск) свой 4-й воздушный флот, насчитывавший более 1000 самолётов – 580 бомбардировщиков, 250 истребителей и 220 разведчиков. В поддержу этой армаде направили ещё и лучшие истребительные эскадры Германии, оснащённые последними модификациями B.f-109 и Fw-190. Кроме того, немцам помогали истребительные эскадрильи из Хорватии, Словакии и Румынии. Основную массу немецких истребителей составили B.f-109 G.

Более половины советских истребителей составили новые Ла-5, Як-1Б, Як-7Б, имелось значительное количество уже устаревших ЛаГГ-3 и Як-1,имелись американские Р-40 и Р39 (та самая «Аэрокобра», на которой летал Покрышкин) и даже британские «Спитфайры». Таким образом, над Кубанью сражалось немногим более 2000 самолётов с обеих сторон, причём количество истребителей было примерно сопоставимо.

Так каким же образом немецкие асы умудрились сбить самолётов больше, чем участвовало с обеих сторон?

Разница в применении

Вообще, показатели немецких пилотов поражают воображение: самый результативный пилот СССР (да и союзников) Иван Кожедуб имеет 64 подтверждённые личные победы. Прославившийся над Кубанью Александр Покрышкин, второй по результативности – 59 личных побед. Я не буду рассказывать о сгоревшем архиве его полка и личном блокноте с отметками о 89 победах, но… Фактически дебютировавший над Кубанью Эрих Хартман 8 мая 1945 года записал на свой счёт 352-ю личную победу.

Нет, конечно же сравнивать количество воздушных боёв советских и немецких пилотов глупо: Хартман провёл 802 воздушных боя, Кожедуб же «всего» 120, так что боевая эффективность у советского аса повыше. Такая разница в количестве боевых вылетов объясняется разными подходами к использованию своих ВВС со стороны советского и германского командований: Люфтваффе использовали своих пилотов весьма интенсивно и дни с шестью боевыми вылетами для немцев были обыденностью. Немецкие эскадрильи постоянно меняли место базирования и оказывались ровно там, где это необходимо.

В советских же авиачастях лётчики выполняли до 3 вылетов в тяжелые дни (хотя, конечно, те же Покрышкин с Кожедубом в дни тяжелых боёв совершали по 5 вылетов), а эскадрильи были как бы «привязаны» к наземным частям, поэтому советские лётчики взлетали при возникновении необходимости на их участке фронта. Самолётов и пилотов у СССР хватало, поэтому Кожедуб с Хартманом за примерно один и тот же временной промежуток совершили совершенно разное количество боевых вылетов (не путать с боями) – 330 и 1525 соответственно. Естественно, немцы получали боевой опыт куда интенсивнее советских лётчиков.

Попутно разрушу ещё один миф.

Поговаривают, что подготовка пилотов тоже весьма и весьма отличалась. Есть работающий на немцев миф, что молодой советский лётчик-истребитель к моменту прибытия на фронт в лучшем случае имел тридцать с небольшим часов налёта, из которых на боевую технику приходилось меньше 5, немцы же умудрялись налетать только на тренировочных самолётах по 400 часов. Но даже этот миф не объясняет сбития двух с лишним тысяч самолётов над Кубанью.

Почему миф? Вот, что пишет в своей книге «Сталинские соколы - Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг» немецкий генерал Вальтер Швабедиссен: «В обучении летчиков русские твердо придерживались существующего порядка, когда курсант последовательно проходил обучение в аэроклубе, авиашколе первоначального обучения, училище, запасном учебном полку, тренировочном полку и, наконец, в боевом подразделении. Программа подготовки была чрезвычайно гибка и легко приспосабливалась к текущим обстоятельствам».

Книга основана на большом фактическом материале, собранном разведкой Люфтваффе, а также обобщает мнения пилотов — участников боев. Не без попыток преувеличить достоинства немцев, Швабдиссен продолжает, противореча самому себе: «Хотя программа и была хорошо продуманной и постоянной, достигнутые с ее помощью результату все же намного уступали как немецким, так и англо-американским стандартам обучения. Так как число производимых самолетов было намного меньшим, чем количество подготовленных пилотов, русские имели возможность продлить время обучения летчикам, способности которых оценивались выше среднего. Это являлось важным преимуществом перед немецкой стороной (в рассматриваемый период), которая не могла позволить себе длительной подготовки молодых летчиков, так как не имела никаких резервов в экипажах».

Прежде чем вернуться к тайне космических счетов немцев, дополню информацию о подготовке советских пилотов данными из всё той же книги. Немец пишет, что в годы войны в СССР существовало 60 лётных школ, где готовили истребителей. Учили их там по 9-12 месяцев, после чего будущего истребителя отправляли в училище, где он проводил ещё 12-14 месяцев. Далее – запасные авиаполки, где лётчики проводили от 2 до 6 месяцев, а потом – от одного до 3 месяцев учились воевать уже в боевых полках, после чего истребителей наконец допускали к реальным воздушным боям.

Вот и получается, что минимальный срок подготовки советского лётчика-истребителя в годы ВОВ составлял 24 месяца – то есть 2 года. Взлёт-посадка, говорите?

А теперь вернёмся к результатам немецких «асов».

Справедливости ради стоит отметить, что официально немецкое командование заявило о заметно меньших потерях СССР над Кубанью: более, чем 1300 машин, из которых зенитки поразили примерно 300. Но ведь эти цифры всё равно больше, чем имелось у Советского Союза на том участке фронта… Как же так?

Бумага всё стерпит

Даже во времена Второй мировой воздушные бои проходили на огромных скоростях, часто самолёт противника «подставлялся» под выстрел лишь на несколько мгновений, постоянно менялась высота боя и положение всех его участников. От пилота требовались огромная выносливость, превосходная реакция и постоянный контроль пространства вокруг себя. Естественно, пилоту было не до попыток отследить, когда и куда упадёт поражённый им самолёт противника. Удача – если враг разваливался в воздухе, тогда однозначно сбитый. Но куда чаще противник просто резко терял высоту и входил в штопор. «Сбил!», – думал пилот и выискивал нового противника. Ну а «сбитый» выходил из штопора и отправлялся на свой аэродром.

Естественно, в сбитые записывали, в том числе, и просто повреждённые, вышедшие из боя самолёты. Просто потому, что искренне считали их сбитыми. Только и такое заблуждение не объясняет столь огромной разницы между заявленными и реальными цифрами.

Зато свою лепту в наш список вносит ещё одна причина: приписки. Да, немецкие штабы разбирались с этими приписками, сократив число побед над Кубанью в два раза. Да и не единичный это случай, а, скорей, систематический. Так, в середине мая немецкие пилоты за два дня отчитались о сбитии 112 советских самолётов, однако реальные потери оказались меньше – 34 самолёта. Завышение в 3 с небольшим раза. При этом за 14 мая на 2 немецких самолёта, по словам их пилотов, пришлось 15 сбитых – Герман Граф одержал 6 побед, Адольф Дикфельд – 9. Как боезапаса хватило – одному Богу известно. Наверное, ему же известно, откуда взялись лишние сбитые.

Только вот дела у немцев на Восточном фронте шли всё хуже и пропагандисты вовсю старались создать картину могущества слабеющей немецкой армии. Лётчики – элита воинского сословия Третьего Рейха, как нельзя лучше подходили на роль героев, вдохновляющих дойчей воевать за фатерлянд. Каждый пилот на свой сбитый самолёт должен был заполнить анкету из 21 пункта, в которой описывались обстоятельство боя и подтверждения свидетеля. К ним должна была прикладываться плёнка фотопулемёта. Должна, но зачастую не прикладывалась. Да и, собственно, фотопулемёт фиксировал зачастую лишь попадание, а не факт уничтожения. Вот и получалось, что часто немецкие пилоты записывали в личные победы факт попадания по самолёту противника. А фотопулемёты были большой редкостью, чем с удовольствием пользовались лётчики, «подтверждая» лишь словами боевых товарищей всего лишь попадания по советским самолётам.

В СССР, стране крайне бюрократической, приписки тоже существовали, но записать себе сбитый советскому пилоту было куда сложнее: требовались показания свидетелей, фиксация фотопулемётом (коих тоже было не так много) и показания с постов воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). Кроме того, групповые победы так и оставались групповыми, ведь установить, чья пуля или чей снаряд стали роковыми для противника было, чаще всего, невозможно. Правда, и эти меры не помогали дать реальной картины, но, всё же, советские данные получались куда объективнее и, в целом, боевые счета наших лётчиков (не считая, естественно, асов) мало отличались от американских или британских. У тех же американцев лучшим был Ричард Айра Бонг – на его счету аж 40 лучших самолетов, счета же лучших британцев ещё ниже.

Победил не значит сбил

Стоит отметить ещё один примечательный момент: Рыцарский крест давали за 40 побед. Гельмут Лент (всего 113 побед) получил крест за 16 сбитых самолётов. Ганс Ябс (всего 50 побед) – за 19. Это что же, награды авансом? Немецкое командование видело будущее? Но почему тогда Германия проиграла? Загадка…

Разгадка кроется в самом подходе к зачислению воздушных побед немецким истребителям. Именно побед. Естественно, сбитый самолёт – это победа, но победой у немцев считались и другие действия: например, заставить вражеский бомбардировщик сбросить бомбы не дойдя до цели. Собственно, за эти победы немцы ставили определенное количество баллов. Баллы зависели от типа побеждённых самолётов, записывались на счёт пилота, и, спустя годы, трансформировались в количество сбитых… и прекрасно стимулировали немецких пилотов защищать небо Германии: британские и американские бомбардировки не особо мешали производству немецкого оружия, а количество «побед» приравнялось к числу сбитых уже с годами.

Ну а в итоге мы имеем…

Ну а в итоге мы имеем весьма занятную картину: тотальные приписки, трансформацию «побед» в сбитые и пропаганду. Уж в чём, а в пропаганде немцы были настоящими мастерами.

Всё это не умаляет опыта и мастерства германских асов, да и фантастические счета частично объясняются количеством боевых вылетов на пилота. К вышесказанному можно прибавить и тот прискорбный факт, что из-за отсутствия связи между советскими самолетами вначале войны, 80% наших сбитых лётчиков банально не знали, что находятся под атакой – это делало их довольно лёгкой добычей для немецких истребителей.

Превосходство немцев одно время обеспечивала и техника – B.f-109 на момент начала войны был лучшим истребителем своего времени и заметно превосходил И-16, составлявший основу советских ВВС в 41-м, ну а новые Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3 были плохо освоены и требовали множество доработок. Так, например, в конструкцию поспешно принятого на вооружения Як-1 было внесено порядка десяти тысяч (!) изменений и доработок.

Однако, всё это не помешало нашим конструкторам создать, в итоге, куда более совершенные машины, сначала сравнившиеся, а потом и превзошедшие своих немецких оппонентов, ну а знаменитое «Внимание, в небе Покрышкин» или столкновение двух эскадрилий – Кожедуба и немецкого аса Вильха, окончившееся со счётом 12:2 в советскую пользу, прекрасно иллюстрирует, чьи пилоты были лучшими на самом деле.




Оцените материал:




ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:


Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: История, археология, судьбы | Источник: http://topwar.ru| Просмотров: 592 | Добавил: Pantera| | Теги: бумажные, рейха, асы, третьего | Рейтинг: 3.3/7

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 3
1 игорьсолод  
0
Факт, как говориться, упрямая вещь. Поэтому сравните:
== сколько было сделано самолётов в СССР и Германии.
== число боевых вылетов
== результативность = бомбёжки и сбитые самолёты
== влияние на боевую обстановку и стратегию боёв
== общая эффективность использования.

2 Благородный  
0
Во время боёв в Кореи нашим пилотам засчитывалась победа при сбитии американского самолёта по фото кино пулемёту, был случай когда Миг в большой высоты атаковал Сейбр и кино фото пулемёт запотел. Сейбр взорвался в воздухе, а победу засчитали только тогда, когда механик принёс кусок пулемётной ленты Сейбра случайно зацепившейся за крыло.
Американцы засчитывали победу по попаданию в Миг. Попал значит победил. А вот сбить Миг было сложно из за его большого двигателя который выдерживал, не одно попадание. К тому же у американских самолётов было пулемётное вооружение, в отличии от Мига на котором стояли пушки.

3 игорьсолод  
1
19 апреля 1951 года вошло в военную историю США как «черный вторник». Тогда в корейских небесах американские ВВС постигла настоящая катастрофа. Буквально за 10 минут было потеряно 14 самолетов, а еще примерно столько же, едва дотянув до аэродромов, так больше и не поднялись в воздух. Очевидцы вспоминают, что небо было буквально белым от парашютов американских летчиков, покидавших подбитые машины.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


По этой теме смотрите:

Загрузка...

Астрономия и космос [1380]Безумный мир [2114]Взаимоотношения людей [1055]Войны и конфликты [1527]
Гипотезы и версии [10750]Дом, сад, кулинария [3178]Животные и растения [2453]Здоровье, психология [4269]
Искусство, литература, поэзия [736]История, археология [3559]Мир вокруг нас [3006]Мировые новости [3592]
Наука и технологии [1124]Непознанное [3424]НЛО и уфология [880]Общество [7055]
Прогнозы ученых,исследования [481]Происшествия, чп, аварии [1414]Предсказания и астрология [879]Религии, учения [484]
Российские новости [5669]Советы и истории из жизни [846]Стихия, климат, экология [1926]Феномены и аномалии [915]
Фильмы и видео [4031]Частное мнение [5695]Это интересно! [4123]Юмор, афоризмы, притчи [2399]



Поиск


НАША БЕСЕДКА

СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
Онлайн всего: 45
Пользователей: 45
Сейчас комментируют: 0

Мы комментируем

Загрузка...

На форуме

Я - РУС

(239)


Интересное сегодня
«Бахнем! Обязательно бахнем, и не раз. Весь мир в труху. Но потом...» (6)
до Земли дошла ударная звуковая волна от столкновения галактик (2)
Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского (0)
Удивительное племя с ярко-голубыми глазами (2)
еще не пережила это состояние… (1)
Перекушенное оптоволокно: опять виновата Россия? (2)
Основной закон сверхэволюции и цивилизация России (2)
Опубликованы кадры с якобы российской БРСД «Орешник», хотя фактология может говорить о полёте грузового космического корабля (1)
Здравствуй, перестройка в США (2)
Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая (1)

Loading...

Активность на форуме

Постов на форуме: 8076
Группа: Модераторы

Постов на форуме: 6356
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 4194
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 3894
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 3187
Группа: Проверенные

Постов на форуме: 2879
Группа: Модераторы

Великие комментаторы:
Василёк
Комментариев: 21268
Группа: Друзья Нашей Планеты
Микулишна
Комментариев: 16982
Группа: Друзья Нашей Планеты
игорьсолод
Комментариев: 15797
Группа: Проверенные
Ferz
Комментариев: 14565
Группа: Проверенные
nikolaiparasochko
Комментариев: 13165
Группа: Проверенные
Благородный
Комментариев: 11142
Группа: Проверенные



18+