Словосочетание Grand Slam («Большой шлем») в наше время известно прежде всего поклонникам тенниса — так называется серия из четырёх самых престижных турниров. Но у английского слова slam есть ещё несколько значений. Одно из них – «хлопок». Название Grand Slam («Большой хлопок») носила самая большая и самая мощная неядерная бомба Второй мировой войны. Первый случай её боевого применения произошёл 14 марта 1945 года.
Изобретатель широкого профиля
Обычно, когда речь заходит о «чудо-оружии» времён Второй мировой, вспоминают Германию с её многочисленными Wunderwaffe. Но бомбу «Большой хлопок», которая тоже вполне может претендовать на звание «чудо-оружия», создал британец Барнс Уоллес — человек удивительной судьбы. Его работа на фирму «Виккерс» началась ещё до Первой мировой войны и продолжалась вплоть до выхода на пенсию в 1971 году.
В 1920-х Уоллес спроектировал R.100 — один из самых знаменитых и красивых дирижаблей Британии с революционной обшивкой из дюралюминия. Он мог взять на борт 100 пассажиров, 10 тонн груза и перелететь через Атлантику. Уоллес впервые применил геодезическую конструкцию при проектировании каркаса газового баллона дирижабля. Такой каркас состоял из сетки стержней, расположенных на кратчайших расстояниях между точками криволинейной поверхности, и не имел внутренних растяжек. В результате система получалась заметно легче, чем традиционная.
С использованием тех же принципов позже Уоллес спроектировал «Виккерс Уэллсли» — один из наиболее выдающихся английских бомбардировщиков периода между Первой и Второй мировыми войнами. В ноябре 1938 года три этих самолёта смогли долететь от Исмаилии в Египте до Дарвина в Австралии, установив абсолютный мировой рекорд, который будет побит лишь на В-29 в 1946 году. А для одномоторного поршневого самолёта и для полёта в группе этот рекорд не побит до сих пор.
Затем Уоллес создаёт «Веллингтон» — основу британских бомбардировочных сил первой половины войны. Он стал и самым массовым многомоторным английским бомбардировщиком. Последние «Веллингтоны» применялись как учебные ещё в начале 50-х годов.
С началом Второй мировой войны Уоллес задумался, чем ещё он может помочь родине. Хотя планы по бомбардировке Германии существовали ещё в 30-е годы, поразить важные цели было не так-то просто. Даже в 1941 году менее 10% сброшенных ночью бомб падало в пределах пяти миль от назначенной мишени. К тому же многие объекты были рассредоточены, что не позволяло накрыть их небольшим числом рейдов.
Уоллес предложил атаковать в первую очередь такие объекты, которые невозможно рассредоточить чисто физически, то есть дамбы, виадуки, мосты, шахты, нефтяные скважины и другие подобные сооружения. На них теоретически можно было бы скинуть всего одну бомбу — но зато очень большую. Например, весом около 10 т (или 22 000 фунтов), при весе взрывчатки внутри в 7 т. Если такую бомбу сбросить с высоты более 12 км, то она, превысив скорость звука, уйдёт глубоко в землю и только тогда взорвётся. Сотрясение от взрыва разрушит цель — так что даже не потребуется прямое попадание.
Однако ни таких бомб, ни самолётов ещё не существовало даже в проекте. Имеющиеся у англичан авиабомбы весили до 1000 фунтов (450 кг). Причём заказ на 1000-фунтовые бомбы был размещён лишь спустя полгода после начала войны. Уоллес сам придумал огромный шестимоторный бомбардировщик весом в 50 тонн, чьей защитой должна были служить высота полёта (до 14 км) и скорость (до 510 км/ч). Однако в мае 1941 года штаб ВВС ответил отказом Уоллесу на его предложения и по бомбе, и по самолёту, который вряд ли успели бы достроить ранее окончания войны.
Воплощение в жизнь диснеевских фантазий
Интересно, что в мультфильме Диснея «Воздушная мощь — путь к победе» 1943 года демонстрируются многие идеи, совпадающие с первоначальными замыслами Уоллеса. Но в реальности Уоллесу пришлось «пойти другим путём» и создавать сначала очень необычную конструкцию. Итогом его работы стала одна из самых необычных авиационных операций за всю войну с применением прыгающей бомбы. Успешное разрушение дамбы на Руре творением Уоллеса так впечатлило главу бомбардировочного командования Королевских ВВС Артура Харриса, что он сказал Уоллесу: «Теперь вы можете продать мне розового слона».
Слона Уоллес продавать не стал, а вот тяжёлые бомбы снова предложил. Дело в том, что каналы и виадуки нередко выдерживали даже близкий разрыв бомбы-«блокбастера» в 12 000 фунтов (около 5 т). «Блокбастер» ради большего количества взрывчатки внутри имел слишком тонкий корпус, поэтому не мог сильно углубиться в землю. Семейство новых бомб Уоллеса изначально планировалось в двух вариантах: «Большой» (Large) весом 10 т, и «Cредний» (Medium) — «всего» 6 т. Уоллесу намекнули, что гигантомания пока не требуется, и он сосредоточился на втором изделии, которое получило окончательное название «Толлбой» (Tallboy — «верзила»). Стабилизаторы бомбы были расположены таким образом, чтобы при падении она закручивалась вокруг своей оси и не рыскала.
Первые «Толлбои» были сброшены 8 июня 1944 года на железнодорожный туннель у холма Сомюр в долине Луары. Одна из бомб пробила меловой холм и взорвалась в туннеле, полностью разрушив его. В следующие полгода «в расход» против укрытий подводных лодок, позиций ракет ФАУ и даже линкора «Тирпиц», не считая других целей, ушло свыше 700 сейсмических бомб. Как правило, их сбрасывала 617-я эскадрилья, «эксперт» в точном бомбометании — давать дорогие бомбы штучного выпуска обычным пилотам было бы слишком накладно.
В июле 1944 британское Министерство авиапромышленности наконец согласилось начать выпуск десятитонных бомб, поставка которых планировалась с начала 1945 года. Особо прочный корпус бомбы требовал закалки в масле и других тонкостей в обработке. После того как внутрь стоячей бомбы заливалась взрывчатка, необходимо было ждать около месяца, пока торпекс (бризантное вещество, в полтора раза более мощное, чем тротил) затвердеет. На испытаниях 13 марта первый сброшенный Grand Slam оставил воронку почти в 40 м шириной и более 9 м глубиной. И уже на следующий день (если точнее – ночь) состоялось первое боевое применение нового оружия.
Первый раз
Под весом такой тяжёлой бомбы даже плоскости крыла четырёхмоторного «Ланкастера» в полёте немного деформировались. Чтобы она хотя бы частично влезла в самолёт, пришлось снять створки бомболюка. Кроме того, с «Ланкастера» снимали пулемётные турели (кроме хвостовых) и радио — для облегчения носителя. Зато устанавливали более мощные моторы «Мерлин 24».
Из 20 назначенных на задание «Ланкастеров» лишь две машины, под командованием Фоквайра и Кальдера, несли супербомбы (больше на тот момент их просто не было). Однако при взлёте у машины Фоквайра отказал один из моторов. Не желая упускать шанса, командир эскадрильи Фоквайр выскочил наружу и бросился к «Ланкастеру» Кальдера, но тот не понял намёков бегущего рядом командира и улетел.
Целью налёта был железнодорожный виадук у города Билефельд в Вестфалии, на который уже сбросили 3000 тонн бомб, включая «Толлбои», но без особого результата. Несмотря на небольшую облачность у цели, Кальдер успешно совершил бомбометание с высоты менее 12 000 футов (порядка 3,5 км). После сброса бомбы самолёт подбросило в воздух на полтораста метров, но пилоту удалось сохранить управление. Спустя 35 секунд бомба достигла земли, уйдя вглубь примерно на 30 м и подняв небольшое облако грязи рядом с виадуком. Через 11 секунд сработал взрыватель с замедлением. Когда после чудовищного взрыва рассеялся дым, около 80 метров прочной кладки просто исчезло. При взрыве образовалась огромная подземная полость, и арки виадука, лишившись опоры, рухнули вниз. Все самолёты, участвовавшие в налёте, благополучно вернулись на базу.
Хотя Фоквайр так и не простил Кальдера, он рекомендовал подчинённого ко второму ордену «За выдающиеся заслуги». Оный Кальдер и получил в июне 1945-го.
Британской промышленности заказали 400 десятитонных сейсмических бомб, ещё 200 штук планировали произвести в США. Но эти планы остались не выполненными. За время войны успели применить лишь 41 «Грэнд Слэм» (и 854 «Толлбоя»). «Большие хлопки» при условии точного бомбометания оказались очень эффективным оружием и пробивали даже железобетонные крыши укрытий для подлодок толщиной в 4,5 м. Ещё 57 собранных бомб так и остались без дела. После войны их испытывали на американских бомбардировщиках В-29, причём и эти самолёты несли их снаружи. До настоящего времени «дожило» лишь пять таких бомб, хранящихся в различных британских музеях.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.