Колокольный
звон является символом Православной духовности. Холодный металл,
отлитый по правилам искусства, прорезывая своими колебаниями слои
воздуха, отзывается в человеческом сердце высокими, чистыми голосами
трезвыми — духовно согревает его.
"Вибрации
колокольного звона создают в мире духовно-материальном те же образы,
что пронизывающий слои эфира свет солнца и сияние свечей… Вкус к
колокольному звону, богатством колокольных композиций (рисунков звона) и
понимание смысла того языка, которым говорит колокол, вполне
соответствует высоте, глубине и красоте православно-русской литургики, в
которой колокольный звон, наряду с знаменным распевом, составляют
существенный момент". В.Р. Ильин.
Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: благовест и собственно звон.
Благовест
Благовестом
называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие
созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется
потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.
Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных,
протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют
мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти
мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если
же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его
притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется
доска и нажимом ноги производятся удары.
Благовест
в свою очередь делится на два вида: обыкновенный или частый и
производится самым большим колоколом; и постный или редкий, производится
меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.
Если
при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при
кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие
колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие
колокола: праздничный; воскресный; полиелейный; простодневный или будничный; пятый или малый колокол.
Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.
Собственно звон
Собственно
звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в
несколько колоколов. Звон во все колокола различается на:
Трезвон
- это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во
все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все
колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема.
Трезвон
выражает собою христианскую радость, торжество. В наше время трезвоном
стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон
во все колокола.
Двузвон - это звон во все колокола дважды, в два приема.
Перезвон
- это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в
каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют
много раз.
Перебор
- это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу,
начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол,
ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.
Колокольный
звон в России всегда имел местные особенности. По-разному звучали
звонницы на Севере и в Поволжье… Удивительные по красоте звоны были
рождены местными традициями: в XVII-XVIII веках в Ростове Великом
сложились Ионинский, Егорьевский, Акимовский звоны, несколько позже -
Ионафановский, в Суздале - Ефимьевский, на Валдае - рябиновый…
Колокольные церковные звоны прошли длительный путь развития, вобрав в
себя весь опыт народного творчества. К началу ХХ столетия каждый регион
России, каждая епархия имели свою сложившуюся каноническую систему
звонов в рамках общерусской традиции.