Бензин – как шины, летним зимой уже не заправишься
Запретить или порулить
Разговоры о том, что в России
ценами на бензин лучше управлять вручную, идут уже не первый год. Из-за
пандемии и резкого, хотя и краткосрочного, падения нефтяных цен, они
приобрели характер массового помешательства.
Впрочем, оно почти
не коснулось самих покупателей бензина на АЗС, преодоление знаковой
отметки 50 рублей за литр АИ-95 они, кажется, предпочли вообще не
заметить. Полный или почти полный бак примерно за две тысячи рублей
остаётся нормой едва ли не для всех. Большегрузки и суперкары не в счёт.
На наш взгляд, определённо надо поклониться в ноги
организаторам продления сделки ОПЕК+ за то, что избавили Россию от
необходимости вводить что-то вроде госмонополии на реализацию топлива.
Всё-таки конкуренция, не всегда здоровая, к сожалению, это лучше, чем
талоны и дикие очереди на АЗС.
Аргументы «за» и «против»
попробуем привести в одном из более прагматичных обзоров рынка, здесь же
ограничимся оценкой его нынешнего состояния и осторожным прогнозом. И
начнём с того, что во второй половине июня в правительстве «ситуацию изучали и готовили соответствующие предложения».
Эта
цитата от Александра Новака – профильного вице-премьера, которая прямо
свидетельствует, что ажиотаж на российских АЗС, пока ещё не слишком
заметный, беспокоит его гораздо меньше, чем разборки в ОПЕК, грозившие
обрушить цены на нефть.
А поскольку угроза от ОПЕК так и осталась
угрозой, в июле надо ждать реальных решений внутри страны. Вопрос на
сегодня стоит довольно просто – либо заключать ценовые соглашения с
нефтяными гигантами, либо как-то ограничивать экспорт.
Иначе
летний бензин всё-таки будет дороже зимнего. Причём не только прошлой
зимы, но и будущей, под которую те же нефтегиганты, похоже, успеют
сделать хорошие запасы. А от них потом, если не случатся жуткие морозы,
придётся избавляться, причём даже демпингуя.
Что такое таргет, демпфер и инфляция?
Просим
извинения у не самых продвинутых читателей за то, что вспомнили про
демпинг, то есть использование заведомо низких цен. Ведь первая реакция,
как известно, самая верная, и многие вправе сказать, что авторы
умничают.
А первая реакция любого нормального человека, если он
не «из отрасли», на этот набор слов из подзаголовка – абракадабра
какая-то. Но вот парадокс – именно ею нам и пытаются втолковать, почему
снова и снова растут цены на бензин.
И это в стране, где давно
уже всё в порядке и с добычей, и с первичной переработкой, то есть с
переработкой в топливо. Со вторичной, кстати, у нас тоже теперь не всё
так плохо – просто локализация и необходимость самим производить и шины,
и пластик, и многое иное заставили.
Тем не менее про демпфер
ещё из доковидного 2018 года и про то, что рост цен на бензин не должен
превышать инфляцию, нам напоминают весьма регулярно – и, как правило,
непосредственно с главных телеканалов. Вплоть до прямой линии с
гарантом.
Кстати, если уж вспомнили об инфляции, то заметим, что
топливные цены и есть один из главных факторов, который её
раскручивает, поскольку тянет за собой слишком много других. И незачем
нам постоянно голову морочить своими разговорами о каких-то регулирующих
мерах, в том числе о пресловутом демпфере, который ввели ещё до
Александра Новака на посту вице-премьера.
От того, что деньги вместо одного кармана будут класть в другой, больше
их всё равно не станет. Тем же демпфером, о котором любой мало-мальски
технически грамотный человек скажет, что это – компенсатор, у нас
назвали механизм, который позволял покрывать разницу между внутренней и
экспортной оптовой ценой топлива.
Но покрывал-то он её за счет
бюджета, да и то – частично, в связи с чем в 2019 году власти официально
отменили такие соглашения с нефтяными компаниями. Сейчас демпферы
другие, но и о том зачем-то снова вспомнили, как видно потому, что из-за
резкого роста цен на нефть сдерживать стоимость топлива удаётся уже
совсем плохо.
Так, уже к началу июня бензин подорожал на 4,1 %
при инфляции в 3,7 %. Данные к июню ещё не опубликованы, но по всем
признакам опережение будет только расти. Это лишь подтверждает наш тезис
о том, что первично и что вторично – инфляция как таковая или же цены
на топливо.
Не потому ли теперь решено договариваться на ином
уровне – уровне мелкооптовых цен? Российский топливный союз,
объединяющий владельцев независимых заправок, уже три недели назад
пожаловался Александру Новаку на убытки из-за роста оптовых цен. И
обращался с предложением снова заключать топливные соглашения.
Но
на данный момент ситуация стала не столь напряжённой – рост спроса
позволил АЗС минимизировать убытки, и правительство, скорее всего,
ограничится некими рекомендациями в адрес оптовых продавцов. Им просто
придётся слегка умерить аппетиты.
Сам же по себе рост цен – дело
привычное, и его даже изрядно обедневшая из-за пандемии публика боится
куда меньше, чем дефицита топлива. Но в Минэнерго её успокаивают, что
«для предотвращения недопоставок топлива сформированы запасы, которые
по бензину сохраняются на уровне 1,6 млн тонн, а также мониторится ход
ремонта ряда НПЗ, который должен завершиться в течение июля».
Да они сговорились!
Многие
годы фактор нефти называли решающим для ситуации с бензиновыми ценами. И
многие годы жестокая реальность такой подход опровергала. Как АИ-92,
так и 95-й, и уж тем паче элитные 98-й с сотым дорожали и при дорогой и
тем более при дешёвой нефти.
Ситуация лета 2021-го отличается от
минувших лет, вообще-то, не сильно – бывали кризисы и покруче
коронавирусного. Прошло уже полтора года, как участники сделки ОПЕК+
ухитряются держать нефтяные цены на такой планке, которая могла бы быть
нормой при бурном росте не только китайской, но и всей мировой
экономики.
Этого нет, а значит – жизнь в конце концов чему-то
научила и арабских шейхов, и русских олигархов, а главное – техасских
боссов, которым приходится подкармливать сразу две ненасытных
политических партии. Чтобы было где спрятаться, по всей видимости.
то ведь не только Капитолий, но и самый-пресамый Пентагон разгромить
могут. Но мы совсем не об этом и даже не о том, как подпустить в квотное
пространство иранской нефти и что делать с взбрыкнувшими эмирами из
ОАЭ. Зальют же танкеры внеквотной нефтью и поминай как звали.
Ан
нет, и шейхи научились, как реагировать на такое, и русских с их
технологическими сложностями вот уже не первый месяц как построили.
Поэтому о демарше не самого важного из участников сделки ОПЕК+ у нас
будет особый разговор.
А пока? Пока – терпение, господа,
терпение! Июльский саммит ОПЕК, который почти никто и не заметил под
шумок футбольных баталий, это было что-то вроде клофелина для
развратника. Уснули, а разбираться будут после – в здравом уме и светлой
памяти.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.