«Не без причины неизвестно происхождение игры в шахматы: вероятно, она существовала до появления на Земле человека и, может быть, даже до сотворения мира. Если мир впадёт в хаос, а хаос превратится в ничто, игра в шахматы останется вне пространства и времени свидетельством вечного существования идей».
Бонтемпелли
Содержание Вступление У истоков шахматной игры Ещё немного о тайне шахмат Игровое поле бытия Древняя магия игры Вступление За последнее время нам были даны несколько снов, связанных с шахматными турнирами, а в 2005 году в Турции мы разыгрывали программу названную «Турецкий гамбит» по аналогии с фильмом, вышедшим на экраны незадолго до нашей поездки. Работа, написанная по прохождению этой программы, так и называется «Турецкий гамбит» и вы можете ознакомиться с ней на сайте. Всё это побудило нас обратить внимание на тайну шахматной игры, испокон веков считавшейся абсолютно символической и эзотерической.
Толчком к написанию этой работы послужило обыденное событие, повлёкшее за собой интересные результаты. Месяц тому назад, на даче мне попалась в руки научно-фантастическая книга, которая лежала там многие годы и до определённого момента не привлекала внимания. Но время пришло, и она оказалась в моих руках. Это роман известного американского фантаста «Звёздный гамбит». Естественно, я среагировала на него из-за названия и глубокого внутреннего ощущения, что мы приступаем к программе «Звёздный гамбит». Книга мне это подтвердила. В нескольких словах опишу её содержание.
Герой романа Алган, авантюрист по натуре, т. е. человек склонный к решительным и активным действиям, завербован, против своего желания, в отряд первопроходцев, исследователей других миров нашей необъятной вселенной. Человечество расселилось во вселенной, но парадокс времени, связанный с различным протеканием времени на планетах и в движущихся межпространственных кораблях, тормозит эволюционный рост. Центральное правительство и первопроходцы знали о существовании, во многих вновь открытых мирах, странных сооружений, представляющих собой колоссальные, глухие башни чёрного цвета. На них всех был изображён один символ – шахматная доска. Проникнуть в эти цитадели людям не удавалось.
На одной из освоенных планет Алгану передают странную маленькую шахматную доску и сообщают, что таких игровых досок существует только три, и они являются артефактами неизвестной звёздной расы. Странной эта доска выглядела потому, что на ней, в каждой клетке, был изображён какой-то символ неизвестный людям. Герой романа начинает свой поиск, естественно в романе, это описано захватывающе и, наконец, решает шахматную головоломку. Он понимает, что при определённом сочетании символов на шахматной доске (одновременном нажатии их пальцами), можно оказаться внутри чёрных башен, которые оказываются Вратами в другие миры.
Аналогия очевидна. В Древней Северной Традиции (Гиперборея) существует Три Закона Пространства, один из которых гласит: «Глубины соприкасаются». Речь идёт о точке Альва – центре планет, которая является Вратами для перехода в аналогичный центр любой другой планеты, что осуществляется одномоментно. Так и в романе «Звёздный гамбит» Алган начинает своё путешествие из башни в башню и оказывается в Центре, откуда «всё начало быть». Его встреча с Первотворцами совершенно символична. Его приветствовали с великой радостью, как «блудного сына», который, наконец, нашел Дорогу Домой. Было сказано, что, если хоть один человек прошел этой Дорогой, то прошло всё человечество.
Но, именно, о том же говорит Друнвало Мелхиседек в своих книгах, что если хоть один человек дорос в своём сознании до определённого уровня, то он прокладывает путь всем остальным. Героя романа «Звёздный гамбит» встретили первотворцы и ими оказались Звёзды. В научно-фантастическом произведении прописана вся наша программа, программа всего человечества, которая сейчас задействована в нас – Дорога Домой.
Наша цель на Земле – стать Звёздами, т. е. богами – вернуть свою память о божественном рождении. Об этом говорят все ченнелинги, послания Вознесённых Владык, все Древние Учения и Священная Наука. Человечество сейчас идёт по Дороге Домой и вехами на этой дороге являются звёзды. Е. П. Блавадская пишет: «Наша судьба начертана в звёздах». Об этом говорят Учителя: «Поднимайте взор к небу. Движения созвездий, планет, комет соразмерны всем земным проявлениям. Небесные циклы отражены на земле, в телах людей и всего проявленного мира».
Далее мы будем разбирать историю создания и символику шахмат, но именно шахматная доска, цвета и форма фигур отражают всё то, о чём говорилось выше: чёрное и белое, темноту и свет, проявленное и непроявленное, Солнце и Луну и т. д. Давайте отправимся в это увлекательное путешествие по шахматному полю жизни, вы не пожалеете.
Шахматы = 114 = Небо + Земля = Эквивалент = Огонь и вода = Символ магии = Самое главное = Сутратма (нить духа) = Тайна бездны = Я вижу небо = Я – человек
Звёздная игра = 115 = Дорога к Богу = Древнее знание = Огонь ума = Воля к игре (один из 12-ти типов разъятия, Гиперборея) = Мир чисел = Сам человек = Творить
Звёздная игра – шахматы = 229 = Умение видеть невидимое = Два полярных начала = Космическая магия = Жизненный принцип = Память поколений = Союз с Высшим Я = Союз человека с Богом = Строить мосты = Замок между небом и землёй = Любовь к мудрости = Бесценная жемчужина = Божественная природа = Галактический вестник = Программа «Звёздные Врата» = Огонь Преображения
У истоков шахматной игры «Черным циркулем судьбы круг начертан вкруг меня. В этом круге точка – я. Пешка шахматной доски».
Хафиз
При подготовке материала к данной работе, я встретила в Интернете очень интересную статью Черевко Кирилла Евгеньевича название которой вынесено в заголовок этого раздела. Мне не захотелось пересказывать её своими словами, поэтому привожу работу Черевко К. Е. с некоторыми сокращениями, для облегчения понимания. Кирилл Евгеньевич востоковед, экс-чемпион Токио по шахматам, предлагает свою версию возникновения шахмат и истории их развития.
Хочу добавить, что на основании всех изученных мною книг и различных материалов, нельзя, с полной очевидностью сделать вывод о времени создания и месте зарождения этой игры. Разные авторы делают свои заключения о возникновении шахмат, здесь есть мнения и о внеземном её происхождении, о заложенных в ней тайных знаниях. Мнения разных авторов весьма разнятся, хотя все сходятся в одном – шахматы пришли с востока. Поэтому данная статья, на мой взгляд, чрезвычайно интересна и затрагивает звёздную концепцию игры, что имеет непосредственное отношение к нашей теме.
Спор о прародине Прототип современных шахмат чатуранга (модель сражения четырех армий нескольких родов войск) возник в VI–VII веках в Индии. Им предшествовала аштапада – индийская «игра вперегонки» вчетвером на доске – 8 на 8 – с использованием игральной кости, символизирующей карму и служащую для определения количества ходов. В сражении принимал участие только один род войск – «войска на колесницах». Современным шахматам предшествовала также греческая игра «Петейя», в которой при полной свободе выбора ходов – фишки могли снимать одна другую. В своих последних исследованиях иранские историки стремились оспорить традиционную версию: приводя факты в пользу персидского происхождения этих игр, проникших в Греко-бактрийское царство (Северо-западная Индия), они датируют появление шахмат временем до IV века н. э.
Шахматы же, которые получили распространение в Китае, Японии, Корее и других странах Дальнего Востока, рассматриваются учеными как заимствованные, хотя конкретных указаний на это нет.
Самое раннее из дошедших до нас упоминаний о протошахматах относится к IV веку до н. э. – китайская классическая книга «Мэн-Цзы». Историк Бань Гу (32-92 годы н. э.) указывает на то, что в Южном Китае они назывались Ци, а в Северном – И. Имелось несколько разновидностей Ци, в частности – «звездные Ци», олицетворяющие небесные тела (как, впрочем, и в современных шахматах, проникших в Западную Европу через арабский мир).
В «Ши Цзи» – «Исторических записках» Сыма Цяня говорится о том, что фигуры Ци под действием сил притяжения начинали сами взаимодействовать, отталкиваясь и притягиваясь. Эти шахматы назывались Сянь И – «магические шахматы даосов» или дословно: «шахматы горных волшебников». То, что при этом использовался магнит, вделанный в шахматную доску, стало известно из разных письменных источников, дошедших полностью или частично до наших времен. Широкое его применение в Китае для этих целей относят к 1 веку до н. э. Что же касается узкого круга придворных магов, то им использование магнита при игре в шахматы было известно уже во II веке до н. э.
Большая медведица, календарь и священное Зеркало Такие протошахматы служили одновременно и календарем, фиксирующим времена года, месяцы и положение Земли во Вселенной относительно других небесных тел: Солнца, Луны и зодиакальных созвездий. Для угадывания предопределенного человеку Пути (ДАО), которым он должен следовать, чтобы находиться в гармонии с законами Земли (Природы) и Неба (Вселенной), важно было соотнести расположение созвездия Большой Медведицы на гадательной (протошахматной) доске с гороскопом этого человека.
В волшебных шахматах использовалось и Бронзовое Зеркало – один из трех символов власти японского императора. Бронзовое Зеркало служило символом правды, отражающим все существующее в Подлунной так, как оно есть на самом деле. Необходимо также отметить, что Бронзовое Зеркало являлось символом власти верховного даосского божества. В качестве этого божества почиталась Полярная Звезда.
Как подчеркивают источники, в Китае, и только в Китае, – с доминирующей в нем теорией о строении макрокосма исключительно на основании представления о взаимодействии Инь и Ян – могла возникнуть такая гадательная техника (заложившая основы протоигры), которая одновременно относилась и к области астрологии и к технике сражения.
Первое упоминание об использовании бронзовых круглых зеркал в качестве досок для игры в протошахматы, относится к 672 году до н. э., а самые древние из сохранившихся зеркал относятся к 6 и 10 году н. э. Два таких зеркала найдены в могильниках в Корее в районе Лоляна. . Отметим попутно, что на рубеже нашей эры, изящно орнаментованные ханьские бронзовые зеркала (II века до н. э. – II века н. э.) распространялись из Китая не только в Корею и Японию, но и в Центральную и Среднюю Азию и дальше на северо-запад вплоть до бассейна Волги.
После бронзовых протошахмат появляются и деревянные. «Шахматные» доски начинают изготавливать из дерева, придавая им круглую форму. На них наносят изображение перевернутого (как в зеркале) «ковша» Большой Медведицы. Известный философ (27–104 годы н. э.) Ван Чун писал, что на таких досках начали использовать вместо «ковша» символизирующие его настоящие ложки из магнитного железняка. Ручка такой ложки служила магнитной стрелкой, и назначение ее было таким же, как у стрелки компаса.
Со временем протошахматы изменились: теперь начали помещать круглую доску – символ Неба – на квадратную – символ Земли. Вместе они образовывали шахматно –календарно – гадательную доску Си. Круг воспринимался как положительное начало, свет (Ян); квадрат – отрицательное, мрак (Инь). На круглую доску наносились 24 деления, соответствующие количеству часов в сутках; квадратную – 28 делений, соответствующих 28 созвездиям лунного зодиака, эти 28 делений отмечали путь Луны в течение месяца. Кроме того, по углам и четырем сторонам света наносились 8 главных гадательных триграмм, состоящих из трех черт – верхняя обозначала Небо, нижняя – Землю, средняя – человека. Одна из квадратных досок полированной бронзы описана как «зеркало с четырьмя сторонами (света)» и относится к периоду Хань (206 год до н. э. – 220 год н. э.).
Сто ханьских круглых зеркал были подарены легендарной царице Химико, которая рядом японских ученых считается и даосской жрицей. С магическим кругом на шахматно-гадательной доске, по-видимому, связана и сферическая форма кургана, в котором была захоронена Химико: обычно могильный курган имеет форму замочной скважины.
Гадательная доска. Могильник в Корее в районе Лоляна. Историк Сыма Цянь в 90 году до н. э. писал, что прорицатели пользуются моделями Неба и Земли в виде шахматно – календарно – гадательных досок, на которых обозначены четыре времени года и соотнесенные с ними вселенские добродетели – любовь, справедливость и т. д.
Как играли в шахматы в Древнем Китае Первоначально правила игры в китайские протошахматы в значительной степени совпадали с техникой гадания. Они носили эзотерический характер, так как знание их являлось достоянием узкого круга посвященных жрецов. Но некоторые сведения об этих правилах все же удалось почерпнуть из старинных рукописей, написанных жрецами или их учениками. В одной из наиболее ранних форм протошахмат использовались дощечки-фигуры, олицетворяющие звезды и планеты (позднее они были заменены изображением людей) по 12 фигурок – в соответствии с количеством знаков зодиака – у каждого из двух партнеров; фигурки бросали как игральные кости на доски по очереди, в три приема («хода»). Именно тем, что они символизировали «волю неба», они были похожи на аштападу. Брошенные дощечки-фигуры останавливались у гадательных черт, каждая из которых имела свое определенное значение, зафиксированное в гадательных книгах, и по нему определялась будущая счастливая или неудачная судьба того, кому гадали.
В дальнейшем «ходы» состояли в поочередном встряхивании доски легким ударом снизу. В результате этого возникали новые «позиции» – конфигурации светлых и темных дощечек у изображений гадательных черт – 8 триграмм, сплошных (положительных) и прерванных (отрицательных), которые при удвоении образовывали 64 гексаграммы. Позднее, после бросания дощечек-фигур на доску, они начинали передвигаться уже по определенным для каждой из них правилам. Такие протошахматы приобретали свойства, приближающие их к дальневосточным шахматам современного типа.
Первое упоминание о протошахматах, связанных с бросанием дощечек-фигур на календарно-гадательную доску, относится к началу II века до н. э. в рукописи «И Юань» («Сад удивительных вещей»).
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.