Бакинская нефть, осетинский транзит. Это слишком серьёзно
Возвращение освобождённой четырнадцать лет назад республики в Грузию маловероятно, но решение по транзиту вряд ли будет ждать политиков. Новый президент Республики Южная Осетия Алан Гаглоев 30 мая приостановил действие недавнего указа своего предшественника Анатолия Бибилова, где объявлялось о проведении 17 июля в РЮО референдума об объединении с Россией.
Причиной, побудившей принять это решение, официально была названа необходимость консультаций с российской стороной. При этом указывалось также на «недопустимость принятия односторонних решений в вопросах, затрагивающих интересы России».
Если подробнее,
сегодня мы видим, что наш стратегический партнер – Российская Федерация – занимается геополитическими вопросами, проводит специальную операцию на Украине. Мы должны понимать нашего стратегического партнёра.
То же мнение высказал посол РФ в РЮО Марат Кулахметов:
решение о референдуме принималось без учета мнения российской стороны.
А эксперт МГИМО Сергей Маркедонов советует
обратить внимание и на поведение Грузии, которая не форсировала отмежевание от России и поддержку Украины в нынешнем конфликте. Полагаю, исходя из этого будет принято окончательное решение об объединении.
Хотя и в мягкой форме, но поддержал все эти мнения пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Заметим, что с 2008 года это уже четвертый прецедент с отменой такого референдума, хотя его проведение неизменно поддерживают власти Северной Осетии-Алании.
По следу нефти
Похоже, в позиции Москвы в данном вопросе прослеживается и отчётливый «нефтяной след». Дело в том, что объединение Южной Осетии с Россией обозначит окончательный российский контроль примерно за двухкилометровым участком 840-километрового нефтепровода Баку – Акстафа – Тбилиси – Гори – Самтредиа – порт Супса (Азербайджан – Грузия), находящимся с 2015 года в Лениногорском районе РЮО – вблизи её границы с Грузией.
«Вклинивание» Южной Осетии в эту артерию произошло в ответ на грузинские провокации на этом участке её границы с Южной Осетией. В Цхинвале поныне утверждают, что тот же участок всегда был в составе Юго-Осетинской автономной области Грузинской ССР. И хотя в Тбилиси это утверждение отвергают, данный нефтетранзитный участок остаётся в составе Южной Осетии.
Понятно, что в нынешней геополитической ситуации и включение РЮО в состав РФ, и распространение российской территории на этот нефтепроводный участок усугубит и без того сложное положение для РФ. И наверняка приведёт к полномасштабному «обоснованию» НАТО не только в Грузии.
Но и, вероятно, в Азербайджане: именно азербайджанская нефть поступает на Запад через тот нефтепровод, а в её добыче с середины 1990-х доминируют западные компании.
Поэтому неудивительно, что 7 апреля нынешнего года генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что альянс расширит военно-техническую поддержку Грузии. А вскоре, 27 апреля Госдеп США сообщил о планах в ближайшее время направить Грузии дополнительные партии вооружения на 35 млн долларов.
Качать всегда, качать везде
Между тем упомянутая артерия работает без сбоев на всех её участках, включая южно-осетинский. Так, в конце ноября 2021 года тысячный по счету танкер, загруженный 650 тыс. баррелей нефти с морского нефтегазового блока «Азери – Чираг – Гюнешли», был отправлен с терминала Супса.
Поставка из азербайджанского сектора Каспия предназначалась для Италии. Перекачкой по данному трубопроводу занят оператор – компания ВР. Комментируя этот «юбилей», вице-президент компании BP по Грузии Айтен Гаджиева заявила, что
Баку – Супса является важным международным нефтяным маршрутом. И хорошим примером наших безопасных (именно безопасных – Прим. авт.) операций в Грузии и регионе.
То же мнение высказал Эльдар Газиев, менеджер BP по экспортным трубопроводам Азербайджан – Грузия – Турция Эльдар Газиев:
Мы гордимся высокой эффективностью трубопровода Баку – Супса на протяжении более 20 лет его эксплуатации.
По трубопроводу Баку – Супса с момента его ввода в действие в 1999 году было транспортировано до начала 2022 года более 700 млн баррелей нефти. По данным BP (май 2022 года), по этой трубе по-прежнему перекачивается не меньше 100 тыс. баррелей нефти в сутки.
Характерно и то, что вскоре после «включения» РЮО в нефтетранзит государственная нефтяная компания Азербайджана весной 2016 года сообщала, что
не возникает проблем с перекачкой до порта Супса через территорию Южной Осетии.
В свою очередь, Хох Гаглойти, глава южно-осетинской делегации, в рамках «Механизмов предотвращения и реагирования на инциденты» (МПРИ) тогда же заявил, что
участок маршрута Баку – Супса, проходящий в Южной Осетии, работает в рабочем режиме. В случае каких-либо проблем оператор – компания ВР – может самостоятельно обратиться к Южной Осетии.
Кстати, правительственная газета РЮО «Осетия» 20 марта 2017 года писала, что
если нефтепровод де-факто проходит через Южную Осетию, тогда надо говорить и об оплате за транспортировку нефти де-юре.
Но потом этот вопрос в Цхинвале, что называется, замолчали. Поскольку нефтяной транзит для Южной Осетии важен, прежде всего, политически. То есть, чтобы это способствовало официальному международному признанию РЮО.
Так что нефтепроводный фактор наверняка влияет на дискурс о возможном объединении Южной Осетии с Россией. Или же и вовсе предопределяет невозможность этого решения?
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.