На протяжении долгого исторического периода слово «баба» на Руси
применялось в качестве синонима лексеме «женщина», и не несло в себе
никакого негативного или оскорбительного подтекста. Однако жители
поморского Севера употребляли его только в том случае, если намеренно
пытались оскорбить представительницу слабого пола. Поморская женщинаСуровые
природные условия, в которых приходилось выживать поморам,
способствовали выковыванию у обитателей этих мест не только
выносливости, физической силы, терпения, свободолюбивого духа, но и
почтительного отношения к женщине. Несмотря на то, что поморская
семья была всецело патриархальной, то есть мужчина в ней значился
однозначным хозяином, местные барышни не чувствовали себя ущемлёнными
существами, поскольку от рождения обладали равными правами с
противоположным полом. По
замечанию исследовательницы Русского Севера Ксении Гемп у здешних
мальчиков и девочек, с малых лет приучаемых к грамоте, воспитывалось
уважение не только к старшим, но и друг к другу. Детвора с молодых
ногтей видела, как распределяются роли в семье, где у каждого были свои
полномочия и повинности. Благодаря чёткому разграничению обязанностей в
поморских родах удавалось избегать двоевластия и раздоров. Мужчины-поморы,
постоянно уходившие на рыбный промысел в Белое море, спокойно
отправлялись за добычей, поскольку были уверены, что оставшиеся дома
хозяйки с успехом справятся со всеми возложенными на их плечи работами. Профессор
педагогики Светлана Щёкина писала, что помимо заботы о детях и
стариках, а также выполнения типичных бытовых дел, поморки во время
отсутствия мужей, должны были самостоятельно решать все возникавшие
хозяйственные и организационные проблемы, а также замещать мужские
должности в административных структурах. Становясь на определённый срок
главой семьи, они демонстрировали подрастающему поколению, как умело,
они управляют домом, который даже без мужской руки всегда был в
образцовом порядке. Если на Руси к боевым и деловитым барышням,
проявлявшим инициативу, относились с неким презрением, то в Поморье
женская уверенность, ум и независимый взгляд на вещи были приметами
привлекательной и гармонично развитой личности. Таких
замужних прелестниц на севере именовали «жонками» или «большухами», но
никак не «бабами», поскольку это слово считалось в местной среде грубым и
унизительным оскорблением. Такой оттенок у этого слова был из-за
того, что оно имело широкое распространение в остальных районах
Российского государства, где фактически бесправная женщина
воспринималась мужчинами как личная вещь. В словаре Ивана Моисеева
«Поморьска говоря» отмечено, что услышав в свой адрес
общеупотребительное в русском языке обращение баба, обиженная поморская
женщина непременно парировала: «Бабой-то сваи бьют! Каки мы те, к
лешому, бабы!» В высшем светеЕще
одной средой, где употребление слова «баба» являлось проявлением
моветона, было высшее общество. Боярыни считали оскорбительным обращение
к ним посредством этого словечка, использовавшегося в отношении
замужних крестьянок. Баба
олицетворяла собой принадлежность к необразованной простолюдинке, чью
свободу сковывали крепостные узы. В глазах светских красавиц они
представлялись бесформенными созданиями, чьим предназначением было
покорно служить мужу, постоянно рожать детей, пахать в огороде и
заниматься тяжёлыми домашними делами. Лексема «баба», некогда
применявшаяся в речи в качестве синонима слову «жена», к XVIII веку
окончательно утратила свою нейтральную номинацию, перейдя в разряд
обидных терминов.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|