ЗИС-8 – советский городской автобус на длиннообразном шасси ЗИС-11 (удлинённом с 3,81 до 4,42 м варианте ЗИС-5), который выпускали на Московском автомобильном заводе им. Сталина с 1934 по 1936 г. Автобусы ЗиС-8 стали первыми советскими экспортируемыми автобусами. В 1934 г. партия из 16 машин «ушла» в Турцию, куда чуть раньше прибыла и первая партия советских экспортных автомобилей - 100 грузовиков ЗИС-5.
В связи с реконструкцией Завода им. Сталина во второй половине 1936 г. выпуск автобусов ЗиС-8 пришлось прекратить. Однако по чертежам завода автобусные парки и кузовные мастерские в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Туле, Калуге, Тбилиси, Иркутске сами изготавливали автобусные кузова, монтируя их на ЗИСовские шасси. Такое производство имело стихийный характер и не контролировалось, у большинства предприятий полностью отсутствовала техническая документация и чертежи для производства, приходилось делать автобусы по заводскому «образцу». Часто собранные этими предприятиями машины не имели обозначения. Некоторые заводы старались усовершенствовать конструкцию ЗиС-8.
Т. о., в Туле, Калуге и Ленинграде выпускались машины с кузовом, более обтекаемым, чем предусматривали чертежи ЗиСа. Вторым авторемонтным заводом автотранспортного управления Ленсовета (АТУЛ) в конце 1936 г было освоено производство автобусов АЛ-2 с колёсной формулой 6х2, использовавших удлинённую раму ЗиС-8 и дополнительный мост-балку.
Кузовной отдел НАТИ (ныне - НАМИ) в 1935 г. спроектировал и построил автобус для курортов на шасси ЗиС-8. Кроме пассажирских автобусов, на шасси ЗиС-8 были разработаны и построены специализированные фургоны для перевозки мясопродуктов, хлеба, промтоваров, пожарные фургоны различных конструкций, однако к автобусам ЗИС-8 их вряд ли можно причислить. Следует отметить, что существовали также экспериментальные газогенераторные автобусы ЗИС-8, в т. ч. с прицепной тележкой, где размещался газогенератор.
За 2 года производства непосредственно ЗИСом было выпущено всего 547 автобусов ЗИС-8, но со второй половины 1936 г. производство данной модели (несмотря на большие потребности быстрорастущих городов СССР) было остановлено в связи с реконструкцией завода и переходом на более совершенную модель ЗИС-16. Производство более совершенного автобуса ЗИС-16, отличавшегося в соответствии с тогдашней автомобильной модой обтекаемой формой кузова, но по-прежнему выполненный на деревянном каркасе, было развёрнуто с 1938 г. и продолжалось до августа 1941 г. Однако, вариантов ЗИС-8 было очень много, поскольку их строили авторемонтных предприятиях во многих других городах. За основу брали конструкцию ЗИС, но вносили в нее по мере надобности и необходимости местные изменения.
Сейчас оригинальных автобусов ЗИС-8 не сохранилось и не осталось вовсе. До наших дней в состоянии «на ходу» сохранился так называемый «Шараповский» ЗИС по прозвищу «Фердинанд», на котором ездит группа оперативников МУРа в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Однако, его нельзя считать полноценным ЗИС-8, ведь он построен на шасси обычного ЗИС-5.
Любопытный пример воссоздания легендарной машины – ЗИС-8 производства «Мосгортранса». Но этот автобус имеет раму не той модели – ЗИС-12, а у неё задний свес меньше, чем у ЗИС-8.
Один из наиболее идентичных заводскому варианту ЗИС-8 отреставрирован в Санкт - Петербурге. В основу реставрационного проекта легла сохранившаяся машина ЗИС-8, имеющая оригинальное шасси, на котором восстановлен автобус. Деревянный каркас кузова изготовлен по имеющимся образцам и заводским чертежам, обшит металлом согласно техническим условиям. На автобусе установлен оригинальный двигатель ЗИС-5 мощностью 73 л.с., карданный вал с подвесным подшипником, тормоза с механическим приводом.
Технические характеристики
Компоновка - Переднемоторная, заднеприводная
Колесная формула 4x2
Количество мест 22 (сидячих), 29 (общее)
Габариты, мм - Длина7000 - Ширина 2300- Высота2750
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.