Антисанкционному заводу СПГ нашли почти идеальное место в Российской Арктике
«Новатэк» планирует построить завод СПГ в Мурманской области. Регион позволяет максимально снизить эффект санкций. Остаются, однако, риски глобального рынка и необходимость компромиссов с «Газпромом», без газа которого проект может не состояться.
В Мурманской области «Новатэк» планирует построить самый мощный в России завод СПГ — мощностью 20,4 млн тонн. Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источники, строительство первой линии из трех хотят начать в поселке Белокаменка, где располагается Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, уже в середине 2024 года. Хотя точное место установки платформ в акватории Кольского залива пока неизвестно, запуск проекта намерены осуществлять с конца 2027 года.
«Ведутся необходимые проектные изыскания и оценки. Прорабатываются основные технические условия по энергоснабжению. Также для строительства необходимого магистрального газопровода проектной мощностью до 30 млрд куб. метров газа в год ожидаем от ПАО „Газпром“ технические условия на подключение к ЕСГ для ресурсного обеспечения проекта», — сообщили «Коммерсанту» в «Новатэке».
Плюсы проекта — максимальное снижение эффекта санкционных ограничений и возможность загрузки газа, который стал не нужен для экспорта в Европу из-за диверсий на «Северных потоках». Так, вместо газовых турбин, которые запретили поставлять в Россию из-за санкций, на заводе могут использовать электроприводы, которые производятся в России, и подключить проект к Кольской АЭС. Акватория Кольского залива, в свою очередь, как и путь к Европе, не замерзает, что избавляет от необходимости привлечения газовозов ледового класса, ввод в строй которых для второго арктического проекта «Новатэка» «Арктик СПГ — 2» уже задерживается.
Проблема заключается в том, что своего газа для проекта у «Новатэка» нет и газопровод от Единой системы газоснабжения (ЕСГ) в Мурманскую область также отсутствует.
Проект обсуждался у вице-премьера Александра Новака, и «Новатэк» планирует получать газ из ЕСГ по еще непостроенному газопроводу Волхов—Мурманск—Белокаменка протяженностью 1,3 тыс. километров, пишет «Коммерсант». Там добавили, что «Газпром» приступил в этом году к проектированию газопровода Мурманск—Волхов и предварительно оценивал его стоимость в 350 млрд руб: «Этот газопровод обсуждается давно, но проект буксует из-за дороговизны и низкого спроса на газ в регионе».
Независимый промышленный эксперт Максим Худалов отмечает, что с учетом наличия свободных резервных мощностей газа в северо-западном направлении идея строительства СПГ-завода мощностью более 20 млн тонн имеет смысл.
«Это дозагрузит Кольскую АЭС. Кроме того, технология сжижения будет опираться в основном на отечественные решения и технологии из дружественных стран, что позволит их обкатать и впоследствии масштабировать полученный опыт», — добавляет эксперт. Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что завод СПГ в Мурманской области будет интересным проектом, в том числе для «Газпрома», если реализовать его на подлинных коммерческих условиях.
«Рыночная цена сырьевого газа и рыночная цена услуг по транспортировке до будущего завода. Еще можно подумать о толлинговой „американской“ схеме. Поскольку у „Новатэка“ нет сейчас сырья для завода, он может продавать услуги по сжижению по фиксированной цене, и если они будут привлекательны для собственника ресурса с целью последующего экспорта СПГ, он, думаю, с удовольствием этой опцией воспользуется», — замечает Алексей Гривач.
Если внутреннего компромисса достичь можно, то риски глобального рынка никуда не денутся. Место под новый проект СПГ находится в более удобном месте для поставок в Европу, а правительства стран ЕС целенаправленно пытаются заставить компании не заключать новые контракты по поставкам СПГ из России.
«Рынок все больше глобализируется. Растут количество и объемы арбитражных сделок. Но коммерческие и политические риски, безусловно, есть. Тем более, что наши заклятые партнеры показали нечуждость самым грязным и опасным методам конкурентной борьбы с российским газом», — говорит замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач. Кроме того, к 2029−2030 годам на мировой рынок выйдет довольно большое количество проектов по сжижению газа, работа которых может серьезно ухудшить окупаемость проекта компании, добавляет Максим Худалов. Тем не менее, по его мнению, с учетом необходимости диверсификации поставок российского газа на внешние рынки, данное решение представляется стратегически разумным.
Независимый эксперт по энергетике Александр Собко считает, что покупателями СПГ, в принципе, могут стать и компании из Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Конечно, отдаленное расположение от азиатских рынков несколько снижает конкурентоспособность по сравнению, к примеру, с американским СПГ. Но разница в цене доставки не так уж и значительна, и может быть компенсирована, к примеру, более низкой стоимостью сырьевого газа», — эксперт отмечает, что круглогодичная навигация по Северному морскому пути (СМП) в восточном направлении планируется в районе 2030 года, но уже сейчас «Ямал СПГ» использует европейский маршрут.
«Если говорить о зимнем периоде, когда навигация по СМП прекращается, то суда с Ямала идут также обходным маршрутом, и здесь Мурманский СПГ даже выигрывает по логистике против арктических проектов», — отмечает Александр Собко.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.