В 1965 году произошло крупное событие в исследовании истории материальной культуры всего мира
в Самарканде на городище Афрасиаб археологами был открыт дворцовый
комплекс с настенными росписями, относящимися к доарабскому времени –
VII век нашей эры. Полихромные сюжетные росписи украшали все четыре
стены большого квадратного зала размером 11х11 метров.
Росписи,
представленные в центральном зале музея на городище Афрасиаб,
уникальные для своего времени, украшали зал для приемов в доме,
находившемся в нескольких сотнях метров к западу от музея. Раскопками
был открыт большой аристократический дом. Скорее, это дворец или
резиденция самого царя, который царствовал в третьей четверти VII века.
Таким
образом, через живопись рассмотрим Самарканд и жизнь людей того
времени. Эти настенные рисунки продолжают рассказывать многое о жизни и
культуре древней Согдианы. С какой целью были нарисованы эти картинки и
какой смысл имеет эта живопись?
Согласно надписи, предполагается,
что на западной стене изображены послы из разных стран, ожидающие
аудиенции у царя Вархумана. Нарисованных здесь персонажей можно
разделить на две группы. Левая часть – группа послов из Запада, а правая
– из Востока.
Лица левой группы предполагаются главными
персонажами надписи – то есть это чаганианцы и представленные в конце
надписи послы из Чача. Чаганиан и Чач – сегодняшние Сурхандарьинская и
Ташкентская области – были соседними с Согдом областями. [Они вооружены
мечом и кинжалом, висящим горизонтально на поясе, одеты в шелковые
кафтаны, украшенные изображениями животных, вписанных в медальоны – эта
согдийская мода распространилась до Китая; одни несут украшения, другой
рулон шелка. Чередование людей с белыми и темными лицами отражает,
вероятно, существование в Согде двух различных физических типов,
контраст художник использовал для ритма всей композиции.]
Тюрки с
косами изображены также справа от китайских послов. В этом случае они
появляются в качестве иностранцев – как послы одной из конфедераций,
возникших на развалинах Тюркского каганата.
Выше стена разрушена и
в настоящее время невозможно увидеть, что там было. Ее середина – цель
процессии. Возможно, там находился сам царь Вархуман, но также возможно
предположить, что господин Самарканда решил предоставить главное место
на росписях изображению богов.
Конечная цель кортежа – отдельно
стоящее здание на платформе со склоном, на которой находятся несколько
персонажей. К этому месту, близ мавзолея предков царей, белый слон несет
паланкин с персоной высшего ранга. Возможно, это царица Согда, супруга
Вархумана.
Почти в конце кортежа, на желтой лошади, едет
гигантский персонаж, одетый в красный кафтан с медальоном на перлах, и с
налучником, покрытый шкурой леопарда. Это, несомненно, сам Вархуман. За
ним – его охрана. Мнение ученых разделились: этот парад либо свадебный,
либо поминальный процесс. Но ясно, что религиозные факторы, выраженные
выше на южной стене, соответствуют в основном характеристике
зороастризма.
Первоначально было высказано предположение, что
перед нами торжественный въезд в Самарканд иностранных послов. Однако
профессор Маршак (Эрмитаж, С.-Петербург) предложил более убедительное
объяснение.
Обращает на себя внимание, что процессия движется не в
сторону сцены приема на главной стене, но, напротив, удаляется в
восточном направлении. Конечная цель кортежа (на стене слева) – не
город, а отдельно стоящее здание на платформе со склоном, в котором
находятся несколько персонажей.
Мы знаем из китайских хроник, что
каждый год в Навруз (весеннее равноденствие, новый год зороастрийцев),
согдийские правители возглавляли процессию к мавзолею своих предков,
находящемуся к востоку от столицы (восток и юг у зороастрийцев –
направление в Рай). В конце церемонии совершалось жертвоприношение
животного. Центральная часть композиции подтверждает эту интерпретацию.
Местоположение
Вархумана (справа на южной стене) соответствует положению императора
Китая (справа на северной стене), и если продолжить симметрию, то
императрице Китая (слева на северной стене) должна соответствовать
царица Самарканда (слева на южной стене). К этому месту, близ мавзолея
предков царей, белый слон несет паланкин с персоной высшего ранга (эта
часть росписей утрачена), должно быть это и есть супруга Вархумана.
За
ней следуют три молодые женщины на лошадях под седлом, у одной хорошо
сохранилось надпись на запястье, переводимая как «знатная госпожа».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.