Многие люди считают, что сознание в какой-то форме продолжает существовать после смерти. На протяжении всей истории человечества большинство религий и философских течений предлагали свое объяснение и описание жизни после смерти, чтобы поощрять соблюдение их кодексов веры и поведения. Рассмотрим наиболее популярные из них.
Теоретики рассматривают отношения между загробной жизнью и временем по-разному. Некоторые считают загробную жизнь как вневременное состояние существования после смерти или после конца света. Другие рассматривают его как состояние нескончаемого времени. Третьи рассматривают его как циклическое повторение воплощения в различных формах.
В ранних египетских писаниях описывается восхождение царя на небо, где он становится звездой и допускается в общество богов. Позднее обещание бессмертия было расширено и ограничивалось не только самим фараоном, но и членами его семьи, далее оно распространилось на все население. В некоторых египетских писаниях описывается путешествие мертвых в подземный мир. Те, кто проходит испытания в пути, прибудут в царства благословенных, которые расположены либо на земле, либо на небесах.
В отличие от египтян, большинство людей на древнем Ближнем Востоке (включая шумеров, ассирийцев, вавилонян, хананеев и израильтян) считали, что мертвые продолжали существовать в подземном мире, и это было лишь мрачным отражением их прежней жизни. Еврейские писания описывают мертвых как «тени» (рефаимы), которые спускаются в Шеол, темную и пыльную яму, расположенную под землей
В некоторых писаниях упоминается о надежде на помощь и присутствие Яхве после смерти, но ученые спорят о том, указывают ли такие отрывки на веру в бессмертие или воскрешение. Самые яркие ссылки на воскрешение мертвых - это Исаия 26:19 и Даниил 12: 2. В Екклесиасте 3: 19-21 говорится о восхождении праведных мертвых на небеса.
Зороастрийские тексты Персии описывают мост, ведущий через ад в рай, через который праведники проходят успешно, а нечестивые падают с моста в ад, где они страдают в вечной тьме и печали. Хороший человек проходит через три уровня небес, чтобы добраться до рая («сада» или «парка»), блаженного места, свободного от боли и страданий.
Индуизм верит в бесконечный цикл смерти и возрождения (называемый сансарой). Карма, моральный закон причины и следствия, определяет будущее существование человека. Благодаря практике йоги можно обрести истинное знание о том, что физический мир, включая смерть, является иллюзией и тем самым получает Самадхи, высший уровень духовного совершенства.
Объединение Атман ( индивидуальная душа, субъективное духовное начало, «Я» ) с Брахман ( универсальная, безличная мировая душа, основа бытия, объективное духовное начало, из которого возникает весь мир с его элементами) приведет к освобождению (мокша) от сансары. Между смертью и возрождением люди награждаются на небесах или наказываются в аду на основе природы их поступков.
В отличие от индуизма, буддизм настаивает на том, что смерть является неизбежным фактом человеческого существования, который должен быть принят. Чтобы преодолеть желание освобождения от смерти, нужно следовать Восьмеричному Пути, чтобы достичь анатмана (или Анатты), состояния нирваны или «не-я». Карма определяет, в какой из сфер возрождается человек. Некоторые буддисты, однако, отвергают идею реинкарнации. Современник Будды, Конфуций, также принял реальность смерти, но был агностиком в отношении жизни после смерти. Однако многие конфуцианцы сегодня верят в реинкарнацию души.
Ранняя греческая мысль отражает концепцию теневого подземного мира, называемого Аидом, но все чаще она вытесняется концепцией астрального бессмертия. Орфизм и пифагорейство способствовали явному пониманию бессмертия души, и Платон (и позже Цицерон) разработал обширные аргументы, чтобы защитить эту точку зрения. Напротив, эпикурейцы считали, что человек перестает существовать после смерти. Аристотель скептически относился к индивидуальному бессмертию, а стоики не соглашались между собой. Тайные религии предлагали достичь астрального бессмертия всем, кто подчинился их тайным обрядам посвящения. Греки и римляне, как правило, отвергали идею о том, что организм будет играть какую-то роль в загробной жизни. Римляне верили в апофеоз (возвышение к божественности после смерти) некоторых императоров, таких как Юлий Цезарь, Август и Клавдий.
Иудаизм под влиянием персидской и греческой мысли, разработал различные концепции загробной жизни. Некоторые писания учат бессмертию души, но воскресение тела стало более популярным. В некоторых работах описываются праведники, превращенные в звезды или ангелов. Однако они также говорят, что они живут на трансформированной земле. Некоторые еврейские писания разделяют обитель мертвых (Шеол) на две части, таким образом после смерти праведник получает все наслаждения рая, а и нечестивые страдают от в муках ада.
В I веке н.э. саддукеи (одна из трёх древнееврейских религиозно-философских школ ) отрицали какую-либо концепцию загробной жизни, но их взгляды не были широко распространены. Фарисеи верили в воскресение тела, а еврейский философ Филон Александрийский утверждал, что есть предсуществование и бессмертие души.
Апокалиптическая тексты часто описывают обители благословенных праведников и место наказания нечестивцев. Раввинский иудаизм и современный иудаизм учили промежуточному состоянию и будущему воскресению мертвых, но некоторые евреи больше придерживались платонической концепции бессмертия души. И Иисус, и Павел приняли еврейское понятие о воскресении тела. Они учили сознательному существованию бестелесного человека между смертью и воскрешением. Позже христиане утверждали, что нашли в Новом Завете указание на два других взгляда на промежуточное состояние: сон души и немедленное воскрешение.
Страшный суд. 1504 Художник – Иероним Босх (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken, 1450-1516). Академия изобразительных искусств, Вена
Христиане верят, что после Божьего суда искупленные испытают благодать нового неба неба и земли, а неискупленные будут либо уничтожены, либо отправлены в ад на вечные муки. Позже христианские богословы попытались интегрировать платоновскую концепцию бессмертия с верой в воскресение тела.
Согласно исламу, мученики будут немедленно допущены на небеса, где они получат особую награду. В последний день души всего человечества восстанут и воссоединятся с телом. Будучи судимыми по своим делам, они проведут вечность либо в блаженстве небес, либо в мучениях ада.
Кроме всего перечисленного на протяжении всей человеческой истории люди утверждали, что испытывают видения загробной жизни. Эти состояния часто принимали форму временного пребывания на небесах или в аду и, зачастую, связаны с состоянием "клинической смерти" человека.
Несмотря на множество версий, существующих в различных религиях и учениях, на сегодняшний момент никто не может подтвердить существование загробной жизни и с уверенностью ответить на вопрос:"Возможна ли жизнь после смерти и какая она?"
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.