Загадочная земля в Северном Ледовитом океане, неведомая и недоступная, не давала покоя многим сильным духом и вполне здравомыслящим людям. На одном из выпусков морского корпуса император Александр III сказал: «Кто откроет эту землю-невидимку, тому и принадлежать будет. Дерзайте, мичманы!»
На горизонте – контуры гор
Некоторые недоумевали, зачем исследовать безлюдное царство вечного снега, когда есть другие, менее опасные задачи? Один нюанс всё же был. Русский полярный геолог и исследователь Эдуард Васильевич Толль предполагал, там есть каменный уголь. Если его использовать для пополнения запасов топлива на середине великой трассы Северного морского пути, то корабли могут попасть во Владивосток кратчайшим путём, а не вокруг Африки. Найти эту легендарную землю, которую первым увидел в 1811 году охотник Яков Санников, и было его заветной мечтой. Барон работал с экспедицией в бассейнах рек Яна, Индигирка и Колыма. В своём маршруте на Новосибирские острова он увидел землю 13 августа 1886 года с острова Котельный и записал в своём дневнике: «Горизонт совершенно ясный. В направлении на северо-восток 14–18 градусов ясно увидели контуры четырёх столовых гор, которые на востоке соединялись с низкой землёй. Таким образом, сообщение Санникова подтвердилось полностью. Мы вправе, следовательно, нанести в соответствующем месте на карту пунктирную линию и написать на ней: Земля Санникова». Толль проводил комплексное изучение природы Арктики. В первой своей экспедиции, оценённой АН как «истинный географический подвиг», он сделал геологическое описание островов Большой Ляховский, Земля Бунге, Фаддеевский и Котельный. Собрал уникальную коллекцию останков мамонтов и исследовал ископаемый лёд на Большом Ляховском острове. Эти его работы вошли во все учебные руководства по геологии и физической географии и были переведены на многие иностранные языки. В 1892 году Толль вновь отправился на Новосибирские острова, где заложил продовольственные склады для своего друга Ф. Нансена, собиравшегося в путешествие на «Фраме» к Северному полюсу. В этот раз Землю Санникова ему увидеть не удалось, но он выполнил невероятный объём работ. За год прошёл от устья Лены до Енисея, описал нижнее течение реки Анабар, хребты и плоскогорья океанского побережья, сделал тысячи километров маршрутной съёмки, провёл магнитные измерения, собрал ботанические и зоологические коллекции.
Льды угрожают раздавить судно
В 1900 году барон организовал экспедицию конкретно по поиску Земли Санникова на парусно-паровой шхуне «Заря». Его инициатива вызвала в России волну энтузиазма, и все помогали чем могли. Вторым помощником и гидрографом он пригласил лейтенанта А.В. Колчака, будущего адмирала и активного участника Гражданской войны. Шхуна была первым русским судном, добравшимся до самой северной точки России – мыса Челюскина. Александр Колчак нёс ходовые вахты, производил промеры глубин, брал пробы воды, описывал берега и острова, наблюдал за движением льдов, вёл магнитные наблюдения. Толль направился в тот район, где контурами на карте он обозначил Землю Санникова. «Заря» не раз оказывалась в ледовом плену и в критических ситуациях. Льды угрожали раздавить хрупкое судно. Они вернулись к югу и зазимовали у Таймыра. Участники экспедиции совершили сорокадневный санно-лыжный поход к мысу Челюскина вместе с Колчаком, который показал себя выносливым и мужественным человеком. Неутомимый гидрограф совершил ещё две санные поездки вдоль побережья полуострова, сделал подробную топографическую съёмку вокруг судна и карту рейда «Зари». Толль записал в своём дневнике: «Наш гидрограф Колчак – прекрасный специалист, преданный экспедиции». Один из островов в Таймырском заливе, нанесённых на карту Колчаком, он назвал его именем (в 1924 году переименован в остров Расторгуева).
30 августа 1901 года шхуна освободилась из ледового плена и ушла к острову Котельный в море Лаптевых, где экспедиция зазимовала во второй раз. Колчак совершил две санные поездки и произвёл подробную съёмку острова Бельковский, к западу от острова Котельный. В начале июня 1902 года Толль с тремя спутниками на собачьих упряжках по льду отправился к острову Беннета для изучения его геологического строения и с надеждой всё-таки найти Землю Санникова. Шхуна «Заря» должна была подойти и забрать их с острова с открытием навигации. Ледовая обстановка в тот год была аномально тяжёлой, и шхуна пробиться к острова Беннета так и не смогла. А у Толля и его спутников, по расчётам, заканчивалось продовольствие. 7 октября 1902 года «Заря» с трудом пришла в бухту Тикси, на острове Новая Сибирь, и два месяца напрасно ждала группу Толля. В декабре ценой неимоверных усилий экспедиция вырвалась из ледяных просторов, и Колчак вернулся в Петербург, где в Академии наук сделал экстренный доклад о работе экспедиции и об отчаянном положении барона Толля и его спутников, счёт жизни которых шёл на недели.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.