Что мы знаем о Зимбабве? Что это страна на юге Африки, что она бывшая колония Англии, что она очень бедная. Пожалуй, всё. Ничем не выделяющаяся африканская страна, как и десятки других. Картина характерная для большинства молодых государств африканского континента, менее столетия назад начавших собственный путь в современном мире.
Отличительной особенностью «чёрной Африки» является то, что мало где в ней была более-менее развитая цивилизация. Конечно, подобное выражение звучит немного по-расистски, но факт остаётся фактом. Многие народы, живущие на территориях центра и юга Африки, до 19 века даже письменности не имели, не говоря уже о чем-то более продвинутом.
Исключения составляли две чернокожих страны – Эфиопия и Зимбабве. И если с эфиопами всё как-то понятно – близость Арабского мира и пересечение многих торговых путей просто не могли её не «развить», то факт наличия цивилизации у Зимбабве до сих пор вызывает множество споров и полемик в среде историков.
В 1570 году португальский первопроходец Франсишку Баррету был немало удивлён, когда, оказавшись в более чем семи тысячах километрах от Каира, встретил, в богом забытом месте, архитектуру, так похожую на европейскую. Впрочем, Баррету было не до удивлений – он искал золото и развалины древнего города его практически не заинтересовали.
Это был «Большой Зимбабве», как называли его местные жители – столица древнего государства, существовавшей здесь 5-6 столетий назад могущественной цивилизации, объединявшей в себя несколько самых сильных племён. Слово «зимбабве» так и переводилось с языка шонов, племени, жившего по соседству: «каменные дома».
Надо ли говорить, что археологи, посетившие впервые развалины города только в 19 веке, были немало удивлены. Найти на юге Африки архитектурные проявления, свойственные Европе 8-12 веков, это само по себе уже неординарное событие. Кроме того, был ещё один необъяснимый факт: полная сохранность всех строений и зданий с момента обнаружения их португальцами.
Баррет и Монту, первыми донесшие до европейцев информацию о Большом Зимбабве, оставили после себя рисунки удивительных строений; за 300 лет они практически не изменились. Мало того, было понятно, что внутрь некоторых подвалов и комнат никто не проникал, поскольку археологами были найдены хоть и достаточно незатейливые и небогатые, но всё же золотые украшения. Всевозможные искатели кладов и расхитители гробниц обязательно наложили бы на них руку, попади они сюда.
Как бы то ни было, ни найденные артефакты и предметы быта, ни какие-то особенности строения не могли дать ответа, кто же были творцы этих зданий. Археологи стали в тупик в попытках понять, что же это за город и кто его построил. Эпосы шонов ничего по этому поводу не говорили. Тогда Джеймс Бент, один из руководителей экспедиции решил обратиться к представителям народности ндебеле – второй по численности этнической группы этой провинции.
И вот тут археологов ждала настоящая сенсация. Оказалось, что построил Большой Зимбабве загадочный народ, бачвези. Что они пришли с севера и что были… белыми! В сказаниях ндебеле народ бачвези наделялся фантастическими способностями: они могли летать, перемещать огромные камни силой мысли, лечить все болезни. Ну и так далее. В общем, рассказы о бачвези напоминали классическую сагу про всемогущих богов.
Бачвези было относительно немного, несколько тысяч человек. Построив город, они разделили его на две части. В одной они жили сами, в другой жили местные жители. Никаких конфликтов между местными жителями и пришельцами не было. Да и быть, собственно, не могло. Пришельцы, хоть и были мирно настроены, обладали безусловным технологическим преимуществом перед аборигенами.
Так продолжалось около шести или восьми поколений. Благодаря технологическим новинкам загадочных бачвези местная империя просуществовала более 200 лет, а потом, со смертью последнего их представителя, она распалась на несколько мелких княжеств.
Бачвези были закрытым народом. В частности, они не вступали в браки с местными жителями, не пытались изменить их культуру или как-то перенять их нравы и образ жизни. В конце концов их ждала судьба любого закрытого этноса с малой численностью – они просто вымерли, не оставив после себя ничего, кроме стен древнего города.
Кто же были эти люди? Что заставило их переселиться за многие тысячи километров со своего постоянного места жительства, от чего они бежали? Если посмотреть то, что происходило в Европе и Малой Азии того времени (а это был примерно 10-12 век), то событий, которые могли привести к такому сценарию остаётся не так уж и много. Это были либо крестовые походы, либо явления, связанные с распадом Византийской империи.
Именно в это время предки османов отвоевали у Византии Малую Азию, и многие её жители были вынуждены переехать на остров Кипр или на север Африки. Возможно, какая-то группа переселенцев отправилась вверх по течению Нила и вышла на территорию Центральной Африки, а потом и попала в район современной Зимбабве. Эта теория была подтверждена в 1930 году, когда на раскопках в Большом Зимбабве были найдены предметы 10-12 веков, свойственные цивилизациям северной Африки и Крита.
Но самое интересное было обнаружено четырьмя годами позднее. В 1934 году шоны-крестьяне обнаружили на полях несколько каменных цилиндров, бока которых были исписаны загадочными символами. Подобные цилиндры до этого были найдены только в одном месте на Земле – на острове Цейлон и датированы они 14 веком. Тем самым временем, когда народ бачвези бесследно пропал из Большого Зимбабве.
Неужели представители этого загадочного этноса не исчезли, а снова снялись со старого места и переехали на новое? В истории подобных переселений зафиксировано относительно немного. Остаётся только гадать о причинах такого поведения. Никаких доказательств этой миграции нет, однако, не стоит забывать, что на Цейлоне только побережье было колонией Голландии и Англии, а что происходило в центре острова, не было известно европейцам вплоть до наших дней.
До сих пор в центре Цейлона проживают несколько компактных этнических и религиозных групп, ни история, ни происхождение которых доподлинно неизвестны. Возможно, потомки выходцев из Малой Азии, построившие Большой Зимбабве, до сих пор живут на Цейлоне?