Телемедицину легализовали. Теперь доктора, действительно, смогут работать онлайн. Это происходило и ранее — по телефону, в соцсетях и так далее. Что изменится с принятием закона?
Закон о телемедицине принят в третьем чтении. Использование новых коммуникационных технологий де-факто пришло в медицину не вчера. Например, в рентгенологии уже как минимум десять лет аппаратура создает картинку в электронном виде, и нет никакой разницы, где находится врач, который ее интерпретирует и ставит диагноз. Поэтому представление, что смысл закона сводится к тому, что отныне врачи будут консультировать пациентов по Skype, — это огромное упрощение. Хотя из текста пропали некоторые положения, которые профессиональные медики хотели бы видеть, говорит основатель и руководитель онкологического стартапа Unim Алексей Ремез.
Алексей Ремез основатель и руководитель онкологического стартапа Unim
«На самом деле, телемедицина гораздо более широкое понятие, чем взаимодействие врача и пациента. Это и огромный сегмент взаимодействия врача с врачом и врача с медицинскими данными, но вот так в обществе принято понимать, что телемедицина — это врач и пациент. Закон о телемедицине планировали принимать чуть ли не с начала нулевых годов, потому что появились технологии, которые в повседневной бытовой практике врачами использовались как минимум для того, чтобы поговорить с пациентом, — это телефон, электронная почта, мессенджеры. Необходимо было просто легализовать ту практику, которая существовала. Очередной виток принятия закона о телемедицине начался в 2015 году, и когда Фонд развития интернет-инициатив организовал встречу с президентом России в Ново-Огарево, где, в том числе мы рассказывали о том, как необходимы технологии в здравоохранении и как они могут что-то поменять. После этого весь процесс занял два года, до принятия в третьем чтении закона, и очень многие пожелания профессионального сообщества не получили отражения в этом законе. В целом это правильно и нужно. Даже текущая редакция закона выводит в нормальное правовое поле практику, которая существовала и которая использовалась врачами постоянно. Многие вещи будут регулироваться подзаконными актами Министерства здравоохранения, поэтому в целом это позитивное событие, но, что это будет на практике, пока не до конца понятно».
Использование телемедицины для консультаций не отменяет основного правила, что врач должен лично знать своего пациента. Причем, в законе такая норма содержится. Хотя какие формы все это примет в российских реалиях, покажет лишь практика, считает управляющий директор проекта «ОнкоСтоп» Ксения Ловцова.
Ксения Ловцова управляющий директор проекта «ОнкоСтоп»
«Очень важная поправка была внесена в законопроект о том, что все равно первичная очная консультация с пациентом обязательно должна быть, потому что нужно оценить его состояние, посмотреть на него. Доктор должен точно понимать, в каком состоянии пациент, и после этого уже можно дальнейшие коммуникации осуществлять дистанционно. Конечно, врач должен видеть пациента, в каком состоянии он находится. Может быть такая ситуация, что во время сайт-сессии ты видишь ровно половину пациента, что у него там с ногами, с руками, с кожей. Вообще, конечно, учитывая то, что в стране качественной медицинской помощи дефицит, если уехать куда-нибудь в село, это вопрос доступности получения какой-то информационной помощи».
Много вопросов и о том, как будет действовать новая система, в частности, в отношении соблюдения врачебной тайны. Предполагается, что пациент, например, сможет получать выписки из своей медицинской карты через портал госуслуг. Недавно было выявлено его заражение вредоносным кодом.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.