Если кто-то очень долго взбирался на гору, и тащил туда пресловутые хрестоматийные саночки – то у вас есть шанс лихо прокатится с горы на его саночках. То есть воспользоваться долгим и трудным чужим подъёмом для быстрого и весёлого своего спуска.
Деградация не приводит сразу к бессловесному скоту. Некогда изучавшиеся системы – остаточно застревают в голове и речи, как запчасти от проданного автомобиля в большом количестве остаются в опустевшем гараже.
Долгое время в голове человека продолжают жить странные тексты-гибриды. Их суть - крошево из былых связных текстов:
Песня Башлачева «Не позволяй душе лениться» — тоже из середины 80-х, которая есть стеб над известным стихотворением Заболоцкого и одновременно крайне злобный посыл тем, кто не обеспечил Башлачеву и Ко все ту же птицу Счастья, а говорит им, что для счастья на самом деле надо много бороться и работать:
Не позволяй душе лениться,
Лупи чертовку сгоряча.
Душа обязана трудиться
На производстве кирпича.
Ликует люд в трамвае тесном.
Танцует трудовой народ.
Мороз и солнце — день чудесный
Для фрезеровочных работ.
В огне тревог и в дни ненастья
Гори, гори, моя звезда!
Звезда пленительного счастья –
Звезда Героя Соцтруда!
Башлачев воплощает тут идеологию эстетствующего (сплошные отрывки из русской классики), зажравшегося и эгоистичного бездельника-постмодерниста, каковым в большинстве своем и оказалось поколение молодежи 80-х[1].
+++
А потом - взамен по своему даже симпатичных, просто вовремя не повзрослевших бездельников пришли монстры...
+++
Давайте говорить честно! Кто нам мешает? Мы в узком кругу интеллектуалов, «тусовщики» нашей газеты не читают, им неинтересные долгие разговоры на общие темы. Ну, вот в этом узком кругу можем же мы, в конце концов, честно поговорить?! Назвать вещи своими именами, описать явления такими, какие они есть на самом деле?
Мы на краю ямы, в которую уже провалился наш край. Заглянем в эту могилу человечества:
Порошенко – вор. Он, как и вся его клика – порождение криминального торжества на территории бывшего СССР. И это не тезис, а факт. Цель и миссия Порошенко – на произвольно отделённом сепаратистами куске территории исторически-сложившегося российского государства увековечить власть уголовной мафии. Никакой иной цели и миссии у Порошенко нет, как нет её и у всех остальных олигархов, бенефициаров криминального распила советского наследия.
Псевдогосударство олигархического типа в принципе способно только разрушать, отнимать и дожимать. Оно даже теоретически не имеет никаких созидательных потенций: всё, что можно украсть – воруется сразу, буквально на стадии ростка. Это псевдогосударство оказалось палачом и концлагерем для собственного населения. Это не нож, который можно использовать с разными целями. Это специфическое орудие пытки, которое никак нельзя использовать в быту, кроме как его прямого пыточного назначения.
США всё это отчаянно поддерживают и не дают этому псевдогосударству, этой территории неприкрытого бандитизма развалится. Кадавр украинской псевдогосударственности продолжает удерживаться на ногах – хотя он и стоя разлагается, как и положено трупу.
Но подождите: если Украина есть самовыражение торжествующей уголовщины, то кто в этом случае Америка?
Ведь безоговорочная поддержка садистов и мародёров, полностью лишённых способностей к созиданию, и даже желания созидать – очень многое говорит нам и о Западе в целом. Обозначив «друга», он обозначил и себя.
А точнее – свою антиисторическую и анти-цивилизационную роль в современной эпохе…
+++
Мы, археологи, лучше других понимаем, что такое затаптывание цивилизации. Мы своими руками, в буквальном смысле слова, поднимаем черепки и обломки, кости и осколки в своё время перспективных, но вытоптанных археологических культур. Мы, археологи, лучше других знаем, как часто прерывалась преемственность культуры. Очень часто мы откапываем города, даже имени которых не знаем. И называем их по имени близлежашей деревни, порой смешно связывая погибшую культуру с современными нелепыми топонимами…
Чем руководствовались кочевники, разгромившие и втоптавшие в землю эти безымянные города, лишь гробокопателям демонстрирующие высокие образцы человеческого творчества? Да абсолютно тем же, что и рыночные либералы-глобалисты, то есть жаждой наживы!
А вы что, думали, что они лезли на стены безымянных городов, получая на голову камни и кипящую смолу – для каких-то иных, не рыночных целей?! Вы что, действительно думали, что этих примитивных, звероподобных погромщиков вела не жажда мгновенного обогащения в набеге, а иные мотивы?!
Я не намерен вас утешать: если нашу цивилизацию втопчут в землю до анонимной безымянности такие, как Трамп, Макрон, Меркель, Трупчинов, Потрошенко и прочие Берёзы – мы станем далеко не первым археологическим пластом в истории человечества.
Не может грабитель и мародёр дать развития – никакого. Даже если он по какой-то причине не заберёт всего сразу – он непременно вернётся, вспомнив, что кое-где недобрал, и там есть ещё, чем поживиться. «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его» - говорит ещё «Повесть временных лет», один из старейших документов русской письменности.
Разве что-то изменилось? В 1991 году украинствующая до юродства криминальная мразь в конвульсиях приватизации украла Донбасс и ограбила его (откуда, собственно, и появились миллиарды долларов «личных» состояний укро-олигархов). Ограбила – но не добила, что-то оставила. С годами припомнила, что там кое-что осталось, и вернулась добивать… «повадился волк, не успокоится, пока до последнего ягнёнка не перетаскает».
То же самое, но только уровнем выше, произошло с Россией. Америка её в 1991 году украла, расчленила и ограбила. Но не добила. С годами Америка припомнила, что там есть ещё, что добрать… И возвращается со всеми видами своего оружия, от ядерного до зомбированных либералов внутри РФ…
Ничего другого в реальности нет, все остальные версии – болтовня и вымысел, опровергаемые практикой ежедневно, ежечасно. Есть воры, которые привыкли много жрать человечины. И есть те, кого воры привыкли жрать.
Подобно тому, как Циклоп не сразу съел всех спутников Одиссея, а кушал их по мере аппетита (что и спасло Одиссея) – Запад тоже не сразу съедает всех покорённых. Придёт, почавкает пятью или десятью миллионами, монетизировав и выведя к себе их средства существования – а остальных держит за загородкой, до востребования.
+++
Каковы перспективы «рыночных реформ по рекомендациям МВФ» во всём мире (включая и страны-метрополии)? Они ясны до такой степени, что оторопь берёт…
Если вы возьмёте чугунный шар, и внутри него будете надувать воздушный шарик, что получится? Ну, представьте простенькую ситуацию… Чугунный шар вырасти не может. А внутри него эластичный воздушный шарик всё больше, больше… Разве не очевидно, что в итоге надуваемый воздушный шар займёт всё пространство внутри металлического, и упрётся бортами в борта?
Теперь берём планету Земля. Есть объективный предел её ресурсной базе? Есть. Есть в рыночном либерализме предел обогащению частного лица? Нет. Богатство самых богатых людей планеты будет надуваться до тех пор, пока не займёт всё пространство планеты. То есть – пока вся планета не станет частным поместьем нескольких лиц или даже одного лица (условного Рокфеллера). Миллиарды других людей повиснут в воздухе – их ноге даже не на что станет ступить, везде – частное поместье… Кстати говоря, это уже почти случилось!
У нищеты, когда она абсолютная – два следствия: бесправие и смерть. Когда любой клочок планеты – чужая частная собственность, то ты абсолютно бесправен. Ну, а без средств к существованию, внешних по отношению к твоему физическому телу – ты труп!
О каком развитии и какой цивилизации в таких условиях можно вести речь? Итогом станет то, что эта разбухающая, как раковая опухоль, система собственности, навернётся насмерть, и наступят новые «тёмные века» самой дикой первобытности. Это если, конечно, осатаневшие от вседозволенности и сверхмогущества частники-олигархи не уничтожат человечество и всю планету не расколют, до ядра на физическом уровне…
+++
Я напрягаю все свои знания, от археологических до экономических, пытаюсь мобилизовать всю информацию из книг и личного опыта: есть ли у этой системы «новых кочевников»[1] какой-то внутренний выход, какие-то возможности «разрядки» мира насилия?
Но я не нахожу никакой зацепки: эластичный шарик раздувается внутри неподвижного; в такой ситуации насилие и подлог (давление) будут только возрастать. То есть: собственность частных лиц стремится к бесконечности, а число частных лиц - стремится к нолю. Процесс взаимосвязанный: можно нашлёпать и загробастать в одни руки любое количество денег, но нельзя напечатать новую планету.
Соответственно – расширение поместья одного сокращает участок другого, хоть тресни (в итоге и треснут все). Домен олигарха растёт – домен рядового гражданина сжимается. Докуда? До нуля. А там – бесправие раба и смерть ненужного.
+++
При этом деньги абсолютно безлики и абсолютно равнодушны к личности обладателя. Они обладают пределом нетребовательности к владельцу, который нельзя превзойти, как проститутка, которой абсолютно безразлично, кто её клиент. Чемодан с миллионом долларов, оказавшись случайно в руке бомжа, делает миллионером бомжа. Перейдя в руки идиота – делает миллионером идиота. Перейдя в руки изверга – делает миллионером изверга. Ему же, согласитесь, всё равно, чемодану-то, кто его несёт!
Чтобы сделать человека человеком в условиях развитой цивилизации требуется лет двадцать воспитания: от колыбели до трудоустройства. Чтобы сделать человека врачом, нужно 10 лет учёбы и ординаторской практики. Чтобы сделать человека историком – нужно 5 лет университета. Чтобы сделать человека электриком – нужны многомесячные курсы.
Нельзя родиться сразу человеком, сразу врачом, историком или электриком. А вот родиться сразу миллиардером – можно. А как же тогда быть с 20 (как минимум) годами воспитания человеческого в человеке, требование которого выставляет цивилизация ХХ века? Младенец ещё и человеком не стал, ещё и младшей школы не закончил – а уже владыка множества людей, заключённых в унаследованную им корпорацию!
В этом главное противоречие цивилизации и рыночного капитализма. Требовательность развитой культуры к человеку противоречит максимальной нетребовательности к человеку у денег. Не став даже бездарным музыкантом, богатый играет судьбами гениальных музыкантов, не имея даже базовых знаний – самодовольно учит академиков (а они покорно внимают) и т.п.
Это как воин, убивший Архимеда: у Архимеда было много чего, а у воина – только меч, но меч оказался решающим фактором…
В философском смысле можно отметить: цивилизация (созидание и совершенствование) требует служения себе, а деньги – наоборот, чтобы она служила любому (безликому) плательщику и пресмыкалась перед ним. Когда дикошарые кочевники разрушали описанные мною безымянные города древних цивилизаций – они тоже хотели, чтобы цивилизация послужила их самодурству, всё отдала, что имеет, и взамен ничего не потребовала. Этого они и добивались, втаптывая цивилизацию в нижние археологические слои – по «праву сабли»…
Деньги не требуют от личности ни достоинств, ни самосовершенствования, ни развития. Грабитель банка за час берёт их больше, чем профессор математики заработает за целую жизнь. С точки зрения рыночной оценки (оценки платёжеспособности клиента) – это означает, что грабитель выше профессора. А с точки зрения человеческой цивилизации?
+++
Парадокс денег в том, что они – предельно обобщённая предельная же конкретность. Такой парадокс кажется странным, и даже невозможным, но он вытекает из принципа номинализма «всё уникально, общих понятий не существует». Тут ведь тоже предельное обобщение окончательной и неумолимой конкретности: с одной стороны - «всё на свете», а с другой – «случается только один раз и в единственном экземпляре».
Нельзя сравнивать судьбы – и вывести милую сердцу И.Канта «всеобщую максиму поведения». С одной стороны понятно, что нельзя разрешить вообще грабёж банков и касс. Но с другой – удачливые грабители пользуются почётом и уважением в рыночном обществе. Их разбой не может стать общей максимой поведения, да и не нужно это ни им, ни обществу. Они – поскольку удачливые грабители – перспективны как плательщики, потому всюду принимаются с восторгом. А для лиц женского пола являются перспективными супругами, к тому же.
Обобщения грабежа (как в законодательстве) – в рыночной практике не происходит: каждый случай уникален, обобщению не подлежит: один удачливый грабитель, другой неудачливый, один ограбил меня, другой – чужого человека, а третий – моего врага, и отсюда – разница в отношении в каждом отдельно взятом случае. Ну, а венчает всё это номиналистская истина «всё в мире уникально», что в переводе на бытовой язык означает – «всем на всё наплевать». Или «Чего бы ни случилось – мне это не интересно, пока это не касается меня».
Если кто-то думает, что у хищного зверя в джунглях, или у диких кочевников, втаптывавших в землю перспективные цивилизации, было какое-то иное мышление, то скажу ему, что он сильно заблуждается. Именно такое и было. А иного быть не могло: конкретику игнорировать нельзя.
Единственное, что по силам проигнорировать уму (восприятию, осмыслению) – это обобщение. Любой, даже самый примитивный зверь – чувствует личную боль или личное наслаждение, потому что это – инстинкт, он «прошит» в конструкцию от зачатия.
А вот подумать про «боль вообще» или о «счастье для всех» - для этого нужна работа разума и на этом строится над-звериная человеческая цивилизация. Она на этом строится и ни на чём другом выстроена быть не может. ЭиМ уже публиковала афоризм – «цивилизованный человек смотрит глазами Бога». Имеется в виду, что он оценивает себя и ситуацию со стороны, абстрагируясь от своего «Я» и личной конкретики.
Если же человек смотрит своими биологическими глазами, то он неизбежно видит в центре мироздания себя (центральная точка обзора), а всё сущее – в естественной перспективе вокруг себя: чем дальше, тем мельче (таков закон зрительной перспективы). Это касается и дел, и пространства и времени – что далеко от «Я», то совсем незаметно и неважно.
Это два принципиально разных типа зрения, восприятия, отражения и мышления: или ты думаешь, как Вселенная, или ты думаешь, как локальный и кратковременный биологический объект внутри Вселенной.
+++
Отсюда и мой пессимизм относительно грядущих лет выстроенного на либеральных ценностях мира и общества. Перспективы у него самые мрачные, если говорить кратко и образно – это перспективы перерождения в ад.
Каковы очевидные тенденции «длинных трендов», намеченных ещё в конце 80-х? Умножение нищеты, духовное одичание, культурная деградация, возрастающие год от года иррациональность и сюрреализм, бред и безумие политического дискурса, ухудшение условий труда, затруднение выхода на пенси, растущий пенсионный возраст. Плюс растущие цены, нарастание правового произвола, бытовой неряшливой всеядности, утрата различения добра и зла, истины и фейка, виртуализация с прогрессирующим отрывом от реальности и т.п. Плюс нарастание преступности, алкоголизма, наркомании, лудомании и прочих форм бегства из мира в галлюцинации.
Всё это вырастает из принципа рыночной поляризации, в которой «победитель получает всё», в которой богатые становятся богаче, а бедные – беднее.
Может ли западный тип демократии привести нас к развивающемуся и созидательному, конструктивному обществу?
Нет, потому что буржуазная демократия не затрагивает собственности и собственников, а значит – не влияет на общественные отношения. По сути она, во-первых, ложь, а во-вторых, пустота. Это представление на сцене, которое никак не влияет на реалии жизни людей, сидящих в партере.
Иногда, если постановка хороша, а актёры – уровня В.Жириновского – представление на сцене скрашивает жизнь, веселит и забавляет зрителей. Иногда, если режиссёр бездарен – постановка заставляет зевать и скучать. Но в любом случае – из театра зрители театра «демократии» вернутся на те самые кухни, с которых ушли, к тем самым сковородам, от которых ушли. Клоунада, даже самая забавная, не влияет на реалии повседневной жизни. Забавная клоунада чуть-чуть украшает жизнь смехом, но это уже предел её возможностей, на большее демократическая клоунада в буржуазном обществе неспособна.
Цивилизация исходит из того, что нужно менять не актёров на сцене, не репертуар цирка, а человеческий быт, улучшая повседневность самых широких масс. Но для этого она вынуждена вторгнутся в отношения собственности, сферу производства и обменов, в финансовые отношения. Если она это не сделает – то любой её акт будет чисто-номинальным, как переименование учреждения или города без всяких внутренних в них изменений. Это будет (и есть) спор остроконечников с тупоконечниками на предмет – «брито или стрижено».
Мародёрство и хищничество, легшие в основу дегенеративного XXI века, очевидного (пока) века регресса и архаизации человеческих отношений не могут быть преодолены отзывом одних номинальных представителей мародёров, заменой их на других, столь же номинальных представителей.
Замена одного глашатая другим – не меняет ни царя, ни царство. Орал царские указы Стёпка, а стал орать Петька – и что? Они же оба попугаи, читающие с листа не свои слова!
Ведь нужно же быть слепым и тупым, чтобы не понимать: смена одного мегавора на другого меняет только имена, но не отношения!
[1] https://rossaprimavera.ru/article/e004be5d
[2]Термин ввёл на высшем теоретическом уровне, как название научной монографии, Жак Аттали, который в апреле 1991 года стал первым главой «Европейского банка реконструкции и развития». Аттали —является не только одним из руководителей, но и идеологом Бильдербергского клуба – «мирового правительства».
Александр Леонидов; 5 апреля 2018