Вертикаль православной власти: кто на самом деле руководит в РПЦ
Система построена таким образом, что любые реформы снизу невозможны
Как показывает опыт, даже хорошо образованные люди имеют крайне смутное представление о внутреннем устройстве жизни Русской православной церкви и часто путаются в самых простых понятиях. Как в известном анекдоте: «Вышел дьякон, размахивая паникадилом…»
Давайте устроим маленький ликбез на тему «Структура РПЦ». Возьмем только РПЦ на территории России (потому что она есть еще и в других странах, но сейчас не будем отклоняться в сторону).
Ну, всем известно, что во главе РПЦ стоит патриарх. Точнее, является ее предстоятелем. Часто ошибочно говорят: «Патриарх — глава Церкви». Глава Церкви — Христос, а патриарх — глава организации под названием РПЦ (МП). (МП — Московский патриархат — второе официальное название РПЦ. А Московская патриархия — это уже название высшего церковного чиновничьего аппарата во главе с патриархом.) Многие патриарха воспринимают как церковного президента с неограниченными полномочиями (и нынешний патриарх Кирилл (Гундяев) так и пытается себя вести), но в теории патриарх — это первый среди равных епископов, он сам — епископ Москвы, а прочие епископы вполне самодостаточны в своих епархиях. Опять-таки теоретически «Патриарх Московский и всея Руси… подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам» (Устав РПЦ, гл. IV, 2).
РПЦ состоит из епархий. Во времена патриаршества Алексия II (Ридигера) епархия обычно совпадала в границах с областью. Архиерей (епископ, архиепископ или митрополит — эти ранги отличаются лишь степенью чести, но в принципе есть только один сан (чин) — епископ) сидел в областном центре, будучи на церковном уровне вроде губернатора.
Нынешний патриарх Кирилл пошел по пути дробления епархий: с каждым годом количество их увеличивается, в некоторых областях уже по четыре епархии с соответствующим количеством епископов. Архиерей областного центра получает звание митрополита и становится первым по чести среди мелкопоместных епископов этой области (но не их начальником).
Иногда в епархии может быть два епископа: один главный, правящий, а другой — викарный, что-то вроде замдиректора, помощника, действующего от лица своего начальника. Обычно викарного епископа дают в помощь в большой епархии или престарелому архиерею, который уже не справляется со своими обязанностями.
Кстати, по правилам каждый архиерей по достижении 75-летнего возраста обязан написать прошение «на покой», но часто он остается на своей кафедре (продолжает управлять епархией) до самой смерти.
При каждом архиерее есть епархиальное управление — бухгалтерия, епархиальный склад, разные отделы — учебный, молодежный, миссионерский, социальный, по взаимодействию с военными, полицией, казачеством и т.п. Бывают разные комиссии, например по подготовке канонизации местных святых. Часто при епархии есть духовное училище или семинария.
Архиерей регулярно собирает епархиальный совет. В этот совет входят маститые священники — благочинные и руководители епархиальных отделов. Они обсуждают разные текущие вопросы, разрабатывают внутренние инструкции, вызывают провинившихся священников на ковер и проч. Но все решения в епархии принимает только архиерей. Правда, в тех епархиях, где архиерей известен слабой волей или слабым здоровьем головы, реальные решения часто принимают те священники или просто прихлебатели — «помощники», которые имеют на него влияние, а епископ только подмахивает документы. Таких влиятельных священников в поповской среде называют «олигархами».
Пару-тройку раз в год (в некоторых епархиях — только один раз) созывается епархиальное собрание. На нем — теоретически — должны бы присутствовать (вместе с духовенством и монашеством) и миряне, чтобы решать общие епархиальные вопросы. Но в реальной практике епсобрание — это что-то вроде пленума обкома КПСС: напыщенные речи архиерея про «углубить и расширить», доклады руководителей отделов о том, что «правсомол всегда готов, а партия — тем паче», перекличка присутствующих, которая может занимать часа два, зачитывание циркуляров из патриархии (об очередном сборе денег), которые все равно потом скинут на электронную почту. В общем, несколько часов формальностей, которые никому не нужны.
В епархии, как и в патриархии, есть церковный суд, состоящий из избранных священников (общецерковный суд — из епископов). На этом суде рассматривают дела провинившихся священников, решается вопрос об их наказании — запрещении в служении или лишении сана. Разумеется, никогда священник не выиграет суд против своего архиерея в епархиальном суде, хотя бывали редкие случаи, когда общецерковный суд рассматривал апелляцию священника и отменял несправедливые решения (преще́ния, то есть наказания в виде запретов) епархиального архиерея. Правда, после «победы» священнику все равно придется покинуть епархию, потому что житья ему там уже не будет.
Благочинные — это священники, которые исполняют функции бригадира или прораба на вверенном им участке. Например, крупный город делится на несколько условных районов (область также делится на такие «провинциальные» районы) и назначается священник, надзирающий над остальными. Благочинный тоже время от времени собирает настоятелей приходов на бессмысленные собрания благочиния, где тратят время на пустые бумажки. Главная же функция благочинного — быть глазами и ушами архиерея, выбивать из своих подчиненных священников епархиальные взносы и отчеты.
Между собой рядовые настоятели приходов порой называют своих благочинных «злочинными» или «бесчинными», потому что в руках благочинного обычно находится судьба любого священника — он может оклеветать того перед архиереем, предложить снять или перевести по надуманному поводу, например, чтобы освободить богатый хороший приход для себя или своего родственника в сане. Чаще всего архиерей прислушивается к благочинному, а мнение рядового настоятеля и его протесты просто никого не интересуют.
Следующий уровень — настоятели приходов. Надо сразу учесть, что приход и храм — это не одно и то же. Приход — это юридическая единица в епархии, существующая в первую очередь на бумаге и в органах юстиции. Сейчас это называется МРОП — местная религиозная организация прихода храма такого-то. То есть на бумаге и в отчетах приход может быть, а храма еще нет, даже земельного участка под храм может еще не быть. Приход начинается с того, что десять человек (любых, хоть прихожан другого прихода) собираются на учредительное собрание, они могут зарегистрировать приход на домашний адрес одного из учредителей, а потом уже начинается процесс оформления земли, строительства храма и т.п.
Но вот храм есть и у прихода есть настоятель — священник, который всем руководит: и людьми, и хозяйством. Он может быть один в храме, но могут у него быть подчиненные священники — обычные клирики (то есть члены клира, духовенства). Настоятель в своих руках держит всю полноту власти, все финансы, он общается с благочинным и архиереем, а рядовые священники служат, исполняют требы и прочие рутинные священнические обязанности. Разумеется, доход настоятеля обычно несравним с зарплатами рядовых клириков, ну, впрочем, как и в любой светской фирме.
Так происходит в реальности, хотя (часто приходится повторять это слово) теоретически управлять приходской жизнью должно приходское собрание из всех активных взрослых членов прихода, на котором должны решаться все вопросы — начиная со стройки, ремонта, заканчивая зарплатами клириков и настоятеля. Еще на приходе есть фиктивные органы — ревизионная комиссия и приходской совет, но… см. выше по поводу «теоретически».
Практически же — и это одна из основных проблем РПЦ в последние 30 лет — миряне, прихожане в церкви ничего не решают ни на своем родном приходе, ни в масштабах всей РПЦ. По последним двум уставам РПЦ (1988 и 2000 гг.) абсолютной властью в епархии и на приходах обладает только архиерей. Он может все: снять в любой момент без объяснения причин настоятеля, разогнать приходскую общину, если она выступает против несправедливых решений епископа. В случае конфликта закон всегда будет на стороне архиерея, все имущество прихода до последнего гвоздя принадлежит ему (епархии), поэтому приход не сможет «отложиться» от своего архиерея вместе со своим храмом — придется уйти, оставив все то, что, возможно, построено руками прихожан и на их деньги.
Эта схема во многом объясняет жизнь нынешней РПЦ. Система построена таким образом, что любые реформы снизу невозможны, потому что голоса мирян и простых священников ничего не значат ни в моральном, ни в юридическом смысле, а все «реформы» сверху направлены только на укрепление власти верхушки руководства РПЦ, ее абсолютизма.
Впрочем, тут патриархия идет рука об руку с нашим дорогим государством
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
А нам какая разница, какая у них там структура. Кто согласен, тот внутри, кому не нравится, тот уже и не там. Ну, а к вере это никакого отношения не имеет. И в церкви есть верующие, и среди невоцерковленных есть.
НЕСМОТРЯ на то что христиане I века были разными людьми, в их собрании царило единство. Среди них были выходцы из Азии, Европы и Африки. Кроме этого, они представляли разные слои населения: христианами становились священники, воины, рабы, беженцы, ремесленники, чиновники и торговцы. Среди них были как евреи, так и представители других народов. Многие из них были прелюбодеями, гомосексуалистами, пьяницами, ворами и вымогателями, однако, став христианами, они отказались от прежнего неправильного образа жизни и объединились в вере. Каким образом христианские учения сплотили этих людей в I веке н. э.? Почему они жили в мире друг с другом и с остальными людьми? Почему они не участвовали в мятежах и вооруженных столкновениях? Почему раннее христианство так сильно отличалось от большинства современных религий? У апостола Петра и других ранних христиан были близкие отношения с Богом, в основе которых было точное знание качеств Бога, а также того, что́ ему нравится, а что нет. Божья воля для них заключалась в том, чтобы они «были соединены одними мыслями и одними рассуждениями» (1 Коринфянам 1:10; Матфея 22:37; Деяния 10:1—35). Вера в Иисуса Христа еще больше сплотила служителей Бога. Они хотели в точности идти по стопам Христа, который повелел им любить друг друга так, как любил их он сам. Иисус отметил: «По тому узнают все, что вы мои ученики, если между вами будет любовь» (Иоанна 13:34, 35). Он говорил не о показном чувстве, а о самоотверженной любви. Что было бы результатом такой любви? Иисус молился о проявляющих в него веру: «Прошу... чтобы все они были одно, как ты, Отец, в единстве со мной и я в единстве с тобой, так и они были в единстве с нами» (Иоанна 17:20, 21; 1 Петра 2:21). Дух от Бога Иеговы содействовал единству между ними. Он помог им понять библейские учения, и это понимание было принято всеми собраниями. Христиане несли людям одну и ту же весть Матфея 6:9,10! То есть освящали имя Бога и говорили о Его Царстве которое должно править всем человечеством.( Псалом 2; Даниила 2:44). Ранние христиане понимали, что они должны быть «не от этого мира». Поэтому во время гражданских беспорядков и военных конфликтов они сохраняли нейтралитет. Христиане стремились к миру со всеми людьми (Иоанна 14:26; 18:36; Матфея 6:9, 10; Деяния 2:1—4; Римлянам 12:17—21). Все служители Бога понимали, что должны укреплять единство. Как они могли это делать? В точности следуя библейским советам. Апостол Павел писал христианам, чтобы они отложили «старую личность, которая сообразуется с прежним образом жизни» и облеклись в «новую личность» (Эфесянам 4:22—32). Конечно, христиане I века не были совершенными, поэтому возникали ситуации, которые могли разрушить их единство. Например, из Деяний 6:1—6 мы узнаём, что между иудеями, говорящими по-еврейски, и иудеями, говорящими по-гречески, возникло разногласие, так как последние считали, что их в чем-то обделяли. Однако, когда об этом рассказали апостолам, дело было разрешено быстро и справедливо. Позднее возникло разногласие в вероучении. Вопрос касался христиан из неевреев. Когда было принято библейски обоснованное решение, его единодушно приняли во всех собраниях (Деяния 15:1—29). Как видно из этих примеров, разногласия, возникавшие среди христиан в I веке, не становились причиной этнических раздоров и неразрешимых споров о вероучениях. Почему? Потому что любовь к Богу Иегове, вера в его Сына Иисуса Христа, самоотверженная любовь друг к другу, желание следовать руководству святого духа, единое понимание библейских учений и готовность изменяться помогали сохранять единство и мир в собрании первых христиан. * «Будет проповедана эта благая весть о царстве по всей обитаемой земле для свидетельства всем народам, и тогда придет конец» (Матфея 24:3, 14). Широко известно, что сегодня такая проповедь ведется по всему миру. Царство, которое будет проповедано, как об этом говорил Иисус, и есть то Царство, о котором он учил нас молиться в образцовой молитве: «Да придет царство твое. Да будет воля твоя и на земле, как на небе» (Матфея 6:10). Да, это Царство — средство, с помощью которого Бог осуществит свои замыслы, свою волю, в отношении человечества и земли. Что это означает? Пусть на это ответят слова из Откровения 21:3, 4: «Услышал я, как громкий голос от престола говорит: „Вот, шатер Бога пребывает с людьми, и он будет обитать с ними, и они будут его народами. И сам Бог будет с ними. И отрет он всякую слезу с их глаз, и смерти уже не будет, ни скорби, ни вопля, ни боли уже не будет. Прежнее прошло“». Тогда воля Бога действительно будет исполняться и на земле и на небе — во всем. Не хотели бы вы увидеть все это? Даже мёртвые будут воскрешены «Настает час, в который все находящиеся в памятных склепах услышат его голос и выйдут» (Иоанна 5:28, 29).
Признаки истинной религии Учения и деятельность христиан I века: * Они искали руководства в Слове Бога (2 Тимофею 3:16; 2 Петра 1:21). * Они учили, что Иисус не Бог, а Божий Сын, подчиненный Отцу (1 Коринфянам 11:3; 1 Петра 1:3). * Они учили, что мертвых ждет воскресение (Деяния 24:15). * Они были известны любовью, царившей среди них (Иоанна 13:34, 35). * Они не поклонялись Богу поодиночке, но были организованы в собрания и объединены под надзором старейшин, а также руководящего совета старейшин, которые в свою очередь подчинялись Христу как своему главе (Деяния 14:21—23; 15:1—31; Эфесянам 1:22; 1 Тимофею 3:1—13). * Они были ревностными проповедниками Царства Бога как единственной надежды человечества (Матфея 24:14; 28:19, 20; Деяния 1:8)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]