Что делать, если у вас угнали машину. Советы потерпевшего
У Семицветова машину угнал Деточкин, из альтруизма. У секретаря Ленина – Сталин («Совершенно секретно», № 4/381, апрель 2016), по революционной необходимости. «Элеонору» и ещё 49 суперкаров похитил герой Николаса Кейджа, чтобы расплатиться за брата. Кто угнал машину у нашего автора Антона Чуйкина – неизвестно до сих пор. Зато понятно, как и зачем.+
2 декабря, примерно 04:00
Длинной тёмной ночью 2 декабря некто Х прошёл по давно изученному двору, уверенно направляясь к припаркованному у глухой стены «Рено-Сандеро-Степвей». Остановившись у машины, Х покопался в сумке, достал металлический предмет, поколдовал с водительской дверью, распахнул её и сел за руль. Уверенное, резкое движение рулём, тихий хруст – и вот уже сломан замок. Из сумки Х извлёк хитрую коробочку с проводами, подсоединил к диагностическому разъёму; под капот установил ещё один электронный блок. Соединил несколько проводов, и… мотор завёлся! Автомат в положение «драйв», немного газу, и через несколько секунд только следы шин на свежей пороше напоминают, что с вечера здесь был припаркован автомобиль. Свидетелем угона оказался лишь уличный фонарь… Чтобы защитить: возвращаются времена противоугонок, как электронных, так и механических. Конечно, опытный вор обойдёт или вскроет любую систему, но ценой дополнительных минут, которых у него зачастую нет. Замок на руль, на капот, сигнализация, охраняемая парковка, на худой конец стоянка под камерой видеонаблюдения отпугнут угонщика.
2 декабря, 07:40
К тому моменту, когда из подъезда вышел хозяин, «Сандеро» успел уехать недалеко, но надолго, чтобы не сказать навсегда. В радиусе 1 км от места угона располагаются несколько крупных гаражных комплексов, а всего в трёх километрах есть так называемая «авторазборка» – рынок подержанных запчастей. Такие машины не угоняют под заказ, а похищают, чтобы разобрать на запчасти. Новые нынче до’роги! Так вот, растерянный хозяин озирается во дворе, вспоминая, где же он припарковал вчера машину, звонит супруге: «Дорогая, ты случайно не переставляла автомобиль?», постепенно утверждаясь в ужасной мысли. Увы, всё так, автомобиль угнали! И вместо тёплого салона «Степвея» дети уезжают в школу на автобусе, а сам бывший владелец отменяет важные встречи, отпрашивается на работе и отправляется в отдел полиции. Конечно, предварительно он заявил об угоне по телефону и согласился с предложением «подъехать к нам, так будет быстрее». Ещё был звонок из ГИБДД, после которого любой разуверился бы в могуществе «большого брата»: оказывается, машина с госномером В 386 МА 777 попала в поле зрения камер системы «Поток», но только один раз, на Киевском шоссе и… 3 октября. Совет: Не думайте, что невысокая цена и непрестижность машины гарантируют её непопулярность у угонщиков. Неприкасаемых больше нет, крадут и «лексусы», и «логаны».
2 декабря, 09:00
Собираясь в полицию, хозяин допустил только одну ошибку: не сфотографировал документы и оба комплекта ключей угнанного автомобиля. Через полчаса они останутся у участкового, потом будут переданы следователю, а копии их могут пригодиться – например, в страховой компании. Пока участковый пишет со слов потерпевшего разные бумаги, тот, кстати, и вспоминает про полис «Каско» и звонит по номеру, в нём записанному. На той стороне оказывается центр урегулирования убытков сразу нескольких страховых компаний, в котором почти слово в слово повторяют сказанное ранее полицейскими: приезжайте, везите комплект документов и обязательно два комплекта ключей от автомобиля. Это чуть позже, а пока потерпевший в полицейском «уазике» отправляется с участковым сначала за дежурным следователем, а потом к себе во двор. Это называется – «осмотр места происшествия». Вот тут, между «Газелью» и БМВ, угнанный автомобиль и стоял. Примерно к полудню протоколы подписаны, документы изъяты, полиция убывает восвояси, а хозяин машины – в центр «Внешэкономстраха». Где всё повторяется: объяснение, заявление, схема, копия… В отличие от полиции, эти ребята проявляют больше заинтересованности: им всё-таки деньги платить! «Везите недостающие документы, и всё будет в порядке. А мы тем временем по своим каналам пробьём кое-что». Совет: Копия подписанного протокола об изъятии ключей и документов – самый важный документ. Не отпускайте участкового, пока его не сделаете. И будьте тверды и с полицией, и со страховщиками: они живут на ваши деньги, вы их клиент!
4 декабря
Голос в телефоне был с лёгким акцентом, нагловатый, с нарочитой хрипотцой: «Да, брат, заказ был на твою машину. Она сейчас у нас, в отстойнике. Можешь забрать, только вот что. Из неё всё выкинули, никаких вещей не осталось. Забирать надо быстро, или она уйдёт заказчику. И стоит это 50 тысяч – через полчаса на Комсомольской отдаёшь деньги. Едешь, нет?» Остался без машины, но не без ума, успокоил себя хозяин угнанного «Степвея» и быстро прокрутил в уме: торопят, пытаются сбить с толку. Говорят, ничего в машине не осталось. Значит, пытаться её опознать вот так, по телефону, невозможно. И главное – был заказ на «Сандеро»? Не смешите мои тапочки! В общем, он никуда не поехал. А потом вспомнил, что по таким же схемам «возвращают» украденные документы: человек размещает объявление в социальных сетях и на специализированных сайтах, ему звонят, дурят голову, вымогают деньги и оставляют с носом; хорошо, если без травм обходится. Совет: Ни в коем случае не пытайтесь выкупить машину. Люди, вам звонящие, её даже не видели, а всего лишь прочли ваш крик о помощи. Проще всего не обращать внимания на такие звонки, но можно и обратиться в полицию. Едва ли кого-то поймают, но если вам станет легче – пожалуйста.
25 декабря
Следователь был дружелюбен и деловит. «Так, сейчас сниму с вас показания, а потом и справку сделаю. О возбуждении дела, конечно. О приостановке – после двух месяцев только». Допрос был не более чем формальностью, из которой владелец угнанной машины уяснил главное: её никто не ищет. Автомобили, находящиеся в розыске, не находят. Они иногда находятся. Это если их не разобрали, если отправили на дорогу, если попался ретивый гаишник или эксперт нашёл перебитый номер… В общем, надежда, что машина вернётся, осталась в следственном отделе, откуда сам потерпевший отправился в страховую. Ну хоть тут, в центре урегулирования, утешили: везите документ о приостановке дела – вы его получите в начале февраля – а там и выплату оформим, мы же сами заинтересованы всё побыстрее закрыть. Почуял тут бедолага некое лукавство, да что ж поделать. Совет: Отдавая документы в страховую, всегда отмечайте, когда и какие бумаги привезли. Желательно оформлять расписку.
10 февраля
Неизвестно, кто был рад больше – следователь, наш герой или страховщики, – когда последний нужный документ оказался в центре урегулирования. Радость владельца, правда, была совсем недолгой: ещё месяц, сказали ему, подготовим соглашение-абандон, потом неделька – и деньги у вас. Только знаете, там будет не вся страховая сумма, а чуть меньше, с учётом амортизации машины. Таковы правила! Ещё через месяц телефонная барышня его огорошила: «У вашего дела статус – не все документы предоставлены. Как всё привезли? Я перезвоню вам через два-три часа!» Перезвонила, извинилась, заверила, что теперь всё в порядке. Когда выплата? Вам позвонят, ожидайте! Для справки: Абандон – это договор, по которому деньги идут страхователю, а машина, ежели её найдут, становится собственностью страховщиков.
20 марта
110 дней прошло с момента угона, а хороших новостей хозяин «Степвея» так и не дождался. Машина не найдена, деньги не выплачены! Разозлившись, он решает насколько возможно «поднять волну» – может, гласность заставит «Внешэкономстрах» поторопиться. «Фейсбук», многочисленные перепосты и лайки, сочувствующие друзья не принесли немедленного эффекта. Еженедельные звонки в страховую стали уже привычкой, как и ответ: документы на оформлении… у наших юристов… в бухгалтерии… ожидайте! В интернете, на сайте, где много отзывов на любые темы,в том числе и на работу страховщиков, владелец пропавшего авто гневно пишет и сюда, без особой надежды на успех. Примерно в это же время сработала, правда частично, социальная сеть: узнав об угоне и всех проволочках, коллеги-корреспонденты подготовили публикацию на сайте «Комсомолки» и эфир на радио «Шансон». Всё равно – тишина. Скептики утверждают, что «ваши статьи никто не читает». Знакомый юрист тем не менее советует: продолжай давить, судиться с ними ещё рано, и потом – тебе нужны деньги, а не полгода волокиты! Совет: Гласность в любом случае мощное оружие. Не надо ограничиваться соцсетями: есть и сайты с отзывами, и вышестоящие организации. Например, Российский союз автостраховщиков. Вот только… эта компания в нём не состоит.
12 апреля
Уже без всякой надежды наш герой читает уведомление в почте: на ваш отзыв получен ответ. Очередной скептик, видимо. И вдруг! «Уважаемый клиент, задержка была, но теперь деньги вам перечислены, просим подтвердить данное мероприятие… Ваш Внешэконом…и так далее». Он чуть не повёлся! Чуть не побежал в банк, но вовремя вспомнил, что вообще-то вместе с деньгами должна прийти эсэмэска. Да и абандон не подписан. Так что вместо банкомата – компьютер, вместо денег – очередной отзыв на сайт: не вводите в заблуждение, нас ведь люди читают. Мероприятие не подтверждаю, денег нет! А ещё спустя два часа тренькнул телефон и многострадальный хозяин увидел сообщение от банка с шестизначной суммой зачисления. Ура! Таков финал этой почти детективной истории. Чтобы в неё не попасть или, раз случилось, добиться скорейшего и благополучного завершения, я изложил вам некоторые советы. Вкратце повторю: защищайте машину; не рассчитывайте, что недорогие авто не угоняют; если это случилось, распространяйте информацию широко, но остерегайтесь мошенников. И главное – страхуйте автомобили! Пусть с проволочками, пусть не полностью, но это всё-таки компенсация ущерба.
Только страховую компанию выбирайте не по минимальной цене полиса (как это сделал хозяин угнанной машины), а по рейтингу, известности и собственному опыту. И тогда опыт нашего героя (читайте – мой) вам больше не пригодится.
Народные средства защиты
Немного о защите. Выбирая противоугонную электронную систему или механическое устройство, следуйте следующим нехитрым правилам. Конечно, установка «сигнализации» у автомобильного дилера сохранит вам гарантию. Но неминуемо ослабит противоугонные функции: ведь на крупной СТО поточные технологии, и единожды использованный секрет или хитрость будут повторяться на следующих машинах. Опытный угонщик уже знает, где искать разъём, тумблер, электронный блок – то есть мы сами облегчили ему задачу. Индивидуальная или даже самостоятельная установка защиты хороша как раз оригинальным подходом. Что выбрать – решать вам. В любом случае, вы, как хозяин, должны быть тем единственным человеком, который знает, как отключить или вовсе обезвредить противоугонную систему в случае её поломки. И вы же должны знать, как настроить чувствительность датчиков – чтобы в ветреную погоду или дождь загрубить их, не досаждая соседям завыванием сирены. Даже простейшая «кочерга» на руле с нехитрым замком, который можно вскрыть за 15 секунд, всё-таки защитит вашу машину, как минимум дав понять вору, что вы подумали о защите. Пара народных и самых доступных средств: вмонтированный в панель светодиод и потайной тумблер «сделают вид», что это часть настоящей противоугонки. А спущенное колесо сделает вашу машину непривлекательной, если пришлось её оставить в ненадёжном месте. Внимание: рецепт разовый и требует наличия компрессора! И последнее: любая противоугонка бесполезна, если вы ею пренебрегаете. «Я на минутку», «днём не обязательно», «сейчас вернусь» – вряд ли эти объяснения утешат вас, когда останетесь без машины. Чтобы этого не случилось, активируйте весь арсенал противоугонных средств всегда! Для того они и нужны.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.