«В 2017 году число медицинских туристов из Юго-Восточной Азии, обратившихся за медицинской помощью в России, увеличилось более чем вдвое по сравнению с 2016 годом», — сообщила пресс-служба Российской ассоциации медицинского туризма.
По оценкам экспертов, в текущем году число таких туристов составит порядка 20 000 человек. Кроме того, статистика гласит, что около 60% от всех приехавших за медуслугами иностранцев направляются именно в Москву.
Как уточняется в сообщении, для граждан Китая, Южной Кореи, Японии, Вьетнама, Таиланда и Индии удобны туристические поездки в Россию, совмещенные с решением медицинских проблем. Это выгодно в связи с ослаблением российского рубля к мировым валютам — лечиться в России дешевле, нежели в Европе. Действует и территориальное предпочтение: ведь Москва — ближайшая к ним европейская столица.
«Чаще всего пациенты из Юго-Восточной Азии обращаются в московские клиники за стоматологическими услугами, очень популярны услуги ЭКО (Экстракорпоральное оплодотворение — авт.), а также пластическая хирургия и офтальмология», — пояснили в пресс-службе.
В федеральные учреждения медицинские туристы поступают по сложным случаям в области сердечно-сосудистой хирургии и ортопедии. Эти операции в России на 30−50% дешевле, чем в Европе, а квалификация российских врачей из известных медицинских институтов не вызывает сомнений. Растет привлекательность московских клиник и среди европейцев, и среди жителей ближнего Востока.
По словам пресс-секретаря МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика Федорова Анастасии Роговой, в московское отделение клиники обращается около 5000 иностранных пациентов в год, и еще порядка 40 000 иностранцев приезжает в региональные филиалы компании. Едут со всего мира — и из Европы, и из Америки, и из Азии, из Африки. «Есть, например, соглашение на уровне Минздрава между Суданом и Россией по оказанию медицинской помощи, и каждый год по этой программе поступает большой поток пациентов. Главная причина, по которой едут именно к нам — доступность высокотехнологичного лечения», — говорит пресс-секретарь. В клинике есть специальный отдел по работе с иностранными пациентами.
Кстати, в последние годы в России стал набирать популярность и внутренний медицинский туризм. Жители Москвы и других крупных городов, желая сэкономить, все чаще отправляются лечиться к региональным специалистам — стоматологам, пластическим хирургам и офтальмологам. Об этом говорит статистика, которую приводит Российская ассоциация медицинского туризма: за первую половину текущего года количество наших соотечественников, путешествующих внутри страны с лечебно-оздоровительными целями, составило почти 8 млн человек, что на 35% больше, чем за тот же период 2016 года.
— Медицинский туризм был и во времена СССР, — рассказывает президент Российской ассоциации медицинского туризма Константин Онищенко. — В клиниках Москвы можно было наблюдать пациентов из всех союзных республик — из Казахстана, Таджикистана, Украины, Прибалтики. И сейчас в Москву приезжает огромное количество пациентов из бывших советских республик — тех же таджиков, узбеков. Этот поток даже сложно подсчитать. У нас есть статистика на первую половину 2017 года, которая говорит о том, что число пациентов увеличилось примерно на 60% по сравнению с прошлым годом. Почему сюда едут — понятно: клиники Москвы всегда славились врачами и оборудованием. И сервис у нас постепенно подтягивается. Ведь тот же Институт Склифосовского — это имя. И люди готовы лежать там даже в коридоре, лишь бы лечиться у врачей, к которым они хотят попасть.
«СП»: — Если говорить о пациентах, прибывающих к нам на лечение из дальнего зарубежья — из каких стран они чаще всего приезжают?
— Много пациентов из Европы: Германии, Израиля, стран Прибалтики. В Санкт-Петербург едут шведы, финны, датчане. Чаще всего их интересует стоматологическое направление. На Дальний Восток (в Хабаровск, во Владивосток) приезжают китайские граждане — и тоже за стоматологией. Они въезжают по туристическим визам, и день-два посвящают медицине. Все больше и больше китайцев приезжают и в Москву. К сожалению, у нас пока еще нет медицинской визы. Обещают, что до конца года этот механизм будет запущен.
«СП»: — Какие московские клиники наиболее востребованы у иностранцев?
— С проблемами офтальмологии едут в первую очередь в Институт микрохирургии глаза имени Федорова, там лечится очень много пациентов с Ближнего Востока. С онкологией обращаются в Российский онкологический центр имени Блохина, московский онкологический НИИ имени Герцена, Институт хирургии имени Вишневского. Сердце приезжают лечить в Центр сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева. Ну и по стоматологии — в Москве большой выбор медцентров.
«СП»: — Действительно вторая по популярности (после стоматологии) цель приезда медицинских туристов в Москву — это ЭКО?
— Мы обсуждали эту тему с советником министра здравоохранения — говорили о том, чтобы на госуровне привлекать пациентов из Китая на лечение в Россию, в частности, на ЭКО. В Китае разрешили ЭКО, но все государственные клиники переполнены, и очередь расписана на несколько лет вперед. Частные клиники тоже не справляются с потоком. Появляются подпольные центры, где за качество никто ответственности не несет. Так что в этом плане Россия для китайцев очень интересна: на сегодняшний день уже более 100 человек в месяц приезжает из Китая на эту процедуру.
В Москве есть несколько шикарных клиник, занимающихся ЭКО — с оборудованием, которого не встретишь и в Европе. И процент рождаемости детей с помощью ЭКО в этих московских клиниках больше, чем в Европе процентов на 10.
«СП»: — А цены на ЭКО у нас намного дешевле, чем в Европе?
— Разница будет в 6−7 раз (учитывая подготовку и саму процедуру). К тому же, наше законодательство более лояльно. Едут и за этим. Например, в Израиле есть ограничение по возрасту для пациенток — 42 года, а у нас такого ограничения нет. До недавнего времени к нам на ЭКО приезжало много пациенток из Италии — там по религиозным соображениям его запрещалось делать. У нас есть и направление суррогатного материнства. А в Европе этого нет.
«СП»: — А обратный поток — российских пациентов, выезжающих на лечение в зарубежные клиники (Израиля, Германии) в условиях кризиса значительно снизился?
— Поток российских пациентов продолжает из года в год падать. Если в 2015 году выехало порядка 100 тысяч пациентов, в 2016 — уже 60−70 тысяч, то в 2017 по прогнозам будет не более 40−50 тысяч. Это связано и с курсом рубля, и с тем, что многие страны, например, Израиль, сильно себя скомпрометировали. Недобросовестные посредники, действующие на рынке медуслуг, завышали цены. Недавно у нас была пациентка: ей в Израиле посредники насчитали за лечение 85 тысяч долларов. А в итоге через наше представительство ей оказали те же услуги за 35 тысяч. И там это не такое уж редкое явление. И посмотрите на сайте любой израильской клинике анкеты русскоговорящих врачей — что они заканчивали? Какой-нибудь заштатный институт. А где они повышали квалификацию? Нигде. Просто у них есть знание русского языка. Хороший врач должен пройти стажировку либо в Европе, либо в Америке. В этом плане более честные, конечно, немцы…
Еще одна причина снижения потока — у нас запретили выезжать силовикам (из МВД, ФСБ) и многим чиновникам. А эти люди пересекали границу регулярно и составляли процентов 30 от числа выезжающих на лечение. Теперь они вынуждены искать помощи здесь. Поэтому наши клиники подтягиваются под западные стандарты. У нас сейчас и протоколы о лечении перекликаются с теми же израильскими протоколами. Россия развивается.
«СП»: — Говорят, многие москвичи сейчас стали ездить лечиться в Юго-восточную Азию — в тот же любимый россиянами Таиланд. Это правда?
— Сейчас вектор медицинского туризма плавно смещается в сторону Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Если раньше даже американцы (самая путешествующая нация) ездили за помощью в Европу и Израиль, то сейчас они все чаще едут в Южную Америку. Там хорошие врачи, получившие отличное образование, и невысокие цены. Индия тоже очень здорово подтягивается. У них доступные цены, и для пациентов они стараются предоставить достойный сервис. Едут медицинские туристы из России и в Таиланд, и в Южную Корею.
«СП»: — Скажите: а москвичам есть смысл ехать за медицинскими услугами в российские регионы — чтобы сбежать от сумасшедших московских цен? За той же доступной стоматологией?
— Не только за стоматологией. Многие пациенты едут, например, в Астрахань — там есть сильнейший офтальмологический центр. Причем, многие операции можно сделать и по ОМС — бесплатно. У меня есть знакомый, который живет около аэропорта и летает лечиться в Астрахань. Билеты туда и обратно можно найти за 5 тысяч, а по времени это занимает 2 часа — как смотаться в центр Москвы. Едут москвичи и в Чувашию, в Чебоксары. Там находится Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования — занимающийся заменой суставов и работающий по самым современным технологиям. Там и отличная реабилитация, и грязелечебница. Есть возможность сделать операцию по полису ОМС. Но и платно получится дешевле, чем в Москве. Например, если замена сустава в Москве обойдется в 500 тысяч, то там 230 тысяч — разница существенная.
«СП»: — А часто ли москвички ездят в регионы за красотой — делать пластические операции? Там дешевле?
— Да, там цена будет в два раза дешевле, чем в Москве, однозначно. Но едут не просто в какой-то определенный регион, а к определенному хирургу. Работает сарафанное радио. Есть «звездочка» — допустим, в Ярославле, Петрозаводске — к ним и едут. Времена изменились, и врачи в регионах учатся, развиваются — проходят обучение в Женеве, Лондоне, Париже.
«СП»: — А если все-таки вернуться к стоматологии: куда стоит поехать из Москвы, чтобы вылечить зубы качественно и недорого?
— Берёте и ищите в интернете: «стоматология — близлежащие регионы». Например, Рязань, Владимир, Калуга, Ярославль. Это же два часа езды, а цена будет минимум процентов на 40 дешевле. В Москве дорогая аренда, высокие зарплаты персонала, поэтому и стоимость услуг вырастает. А врачи в регионах не хуже. И есть отличные клиники.
P.S. У меня оказалось сразу двое знакомых москвичей, протестировавших на себе медицинские услуги в регионах.
Николай ездил в Брянск в командировку. Решил задержаться на 1 день, чтобы полечить зубы — местные коллеги порекомендовали врача. Рассказывает: «Пролечили 6 зубов, запломбировали каналы, а цена оказалось в 2 раза ниже, чем в Москве. Мне кажется, все сделали идеально. Прошел уже год, ничего не болит».
Впрочем, бывают и другие случаи.
Татьяна, пару лет назад делала подтяжку лица в Саратове. Фейсбучная приятельница порекомендовали хирурга, который оперирует «хорошо и по очень доступным ценам». Наутро после операции пациентка уже села на обратный поезд в Москву — пугая окружающих своими бинтами. Обошлось без осложнений, но спустя буквально год эффект от операции исчез. «Когда я обратилась в московскую клинику пластической хирургии, там объяснили: в Саратове мне был сделан не современный СМАС-лифтинг мышц лица, (операция, которую повсеместно делают в Москве), а обычная кожная подтяжка — как в советские времена», — рассказывает Татьяна.
Прошлой зимой Татьяна отдыхала в Таиланде и наведалась в тайскую клинику пластической хирургии. Говорит, что там ей очень понравилось. И цены оказались почти как в Саратове. Так что теперь она собирается делать пластику уже в Таиланде… Вот такие у нас смелые москвички!