В основе мира лежат чувства людей, а если быть точнее, то им правят эмоции.
Это потому, что люди преимущественно тратят деньги на вещи, которые приносят им удовольствие, заставляют их чувствовать себя хорошо. А там, где замешаны деньги, всегда есть сила, власть. Формально, чем больше влияния вы способны оказывать на чувства и эмоции людей, тем больше денег, силы и власти вам это принесёт.
Технологии – это один из способов достижения данной цели. Они были придуманы для удовлетворения потребностей и желаний людей. Шариковая ручка. Более комфортные сиденья с подогревом. Улучшенная сантехника. Все эти вещи являются причиной приобретения и потери целых состояний, поскольку они заставляют людей чувствовать себя лучше и облегчают их жизнь. Можно даже сказать, что экономика всех стран непосредственно зависит от капризов и причуд населения.
Тот факт, что миром правят чувства и эмоции, не всегда считался плохим. В индустриальную эпоху это, несомненно, было хорошей вещью. Тогда большинство населения страдало от холода, голода и вечной усталости. Изобретение машин, создание городов, разделение труда, установление правопорядка, представительная власть – всё это помогло людям избавиться от нищеты и многих лишений.
С развитием технологий и общества люди постепенно освобождались от физических тягот и страданий. Вакцины и лекарства спасли миллиарды жизней. Простые механизмы помогли большей части планеты избавиться от изнурительной рабочей нагрузки и голода.
Однако желание людей чувствовать себя хорошо неиссякаемо. Так, во второй половине ХХ века, когда большинство представителей населения были освобождены от нищеты, развитые страны продолжили продвигаться вперёд и внедрять инновации для того, чтобы люди чувствовали себя хорошо. И даже сегодня, в новую коммерческую эпоху, они не прекращают искать большего комфорта.
Ведомые этим новым стремлением к большему комфорту, мы создали целый век, характеризующийся взрывным ростом технологий, обеспечивающих удобство – гриль-тостер, стиральные машины, автомобили, фаст-фуд, авиаперелёты, телевизоры, электробритвы и прочее.
Жизнь стала настолько лёгкой, быстрой, эффективной и не требующей усилий, что сегодня люди при помощи телефона могут за две минуты решить то, что всего пару сотен лет назад занимало несколько месяцев.
Коммерческая эпоха, со всеми её сложностями, была относительно простым временем. Жизнь каждого человека была более или менее одинаковой. Мы смотрели одни и те же телевизионные каналы, слушали одну и ту же музыку, ели одну и ту же пищу, отдыхали на одних и тех же диванах, читали одни и те же газеты и журналы. В ту эпоху существовала некая преемственность и сплочённость, которая внушала странное чувство безопасности. Я думаю, именно по социальному единству сегодня так сильно ностальгируют многие люди.
Раньше люди читали газеты.
А потом появился Интернет.
Его намерения изначально были благими. Изобретатели и технологи из Силиконовой долины возлагали большие надежды на сетевую и компьютеризованную планету. В течение многих десятилетий они работали над созданием мира, в котором органично сосуществовали бы люди и информация.
На протяжении 1990-х и 2000-х годов компании занимались развитием технологии, которая должна была кардинально изменить наши жизни и занять в них главное место. Этот период времени отличался почти утопическим уровнем оптимизма. Технологи представляли будущее население планеты высокообразованным и способным разумно использовать бесконечные знания, к которым можно будет получить доступ при помощи нескольких кликов. Они мечтали о сочувствии, взаимопонимании и отсутствии враждебности между нациями. Они стремились создать единое глобальное движение, целями которого были бы мир и процветание.
Но они забыли.
Они были настолько погружены в свои мечты, видения и надежды, что забыли.
Они забыли о том, что в основе мира лежит вовсе не информация. Люди не принимают решения, исходя из истины или фактов. Они не тратят свои деньги, основываясь на данных.
Миром правят чувства.
И когда вы предоставляете обычному человеку возможность пользоваться нескончаемым запасом людской мудрости, он не станет искать в Google высшую истину, которая противоречит его собственным убеждениям. Он не станет искать в Google то, что является неприемлемой для него правдой. Вместо этого, большинство из нас будут искать в Google то, что является приятным, однако не соответствует действительности. Вас преследуют расистские мысли? Пару кликов – и вы уже на форуме расистов, где можно найти огромное количество убедительно звучащих аргументов в пользу того, почему вы не должны стыдиться своих расистских наклонностей.
От вас ушла жена, и теперь вы думаете, что все женщины по своей природе злые и эгоистичные? Обратитесь к Google, и вы непременно найдёте подтверждение тому, что женщины являются биологически неполноценными.
Думаете, что мусульмане будут ходить по школам и убивать ваших детей? Я уверен, что теория заговора, подтверждающая это, уже существует.
Изначально планировалось, что Интернет будет давать людям информацию, в которой они нуждаются. Однако в действительности он даёт людям информацию, которую они хотят получить.
Между первым и вторым существует огромная разница.
Например, мне очень хочется верить в то, что администрация Трампа не справится со своими обязанностями и свалится в пропасть уже через пару месяцев после прихода к власти. И, конечно же, Facebook постоянно показывает мне статьи, которые подтверждают моё желание.
Тем не менее, когда я через «не хочу» посещаю консервативные сайты, смотрю на данные опросов, ищу первоисточники и исторические аналоги, я понимаю, что такого не произойдёт. Я понимаю, что мы не мчимся со скалы в клоунском автомобиле. Но даже если это было бы и так, то за рулём его сидел бы не Трамп, поскольку он всего лишь пассажир, как и мы.
Однако суть не в этом. Дело в том, что информация, которая укрепляет страхи и подавляет мою неуверенность, сама меня «находит»; мне не нужно для этого ничего делать. Вот в чём заключается самая большая проблема. Система, которая разработана специально для того, чтобы заставить меня чувствовать себя хорошо каждый раз, когда я открываю свой ноутбук, служит той же цели, что и система, которая отсоединяет меня – отсоединяет нас – от остальной части нашей страны и, как правило, самой реальности.
Экономика 101 учит нас тому, что когда наблюдается переизбыток каких-либо вещей, люди ценят их меньше всего. Если мы проснёмся завтра утром и внезапно обнаружим, что за ночь в США было произведено три миллиарда газонокосилок, цена на них резко упадёт. Если у каждой женщины будет сумка от Луи Виттона, об этом бренде вскоре все позабудут. В свою очередь, женщины начнут выбрасывать эти сумки, проливать на них вино, забывать их в общественных местах или отдавать на благотворительность.
Что, если то же самое верно и для информации? Что, если увеличение количества информации до бесконечного множества заставило нас меньше ценить определённую её часть?
Если я сегодня прочитаю статью о том, что обработанные крупы вредны для здоровья, завтра я наткнусь на три статьи о том, что они полезны, и ещё одну о том, что всё написанное в них – полная чушь. Сейчас меня это нисколько не беспокоит. Я не доверяю ни одной из них. Обилие противоречивой информации проникает в мой мозг и заставляет меня просто хотеть поиграть в "Mario Kart" в течение часа.
Я замечаю, как становлюсь циничным и пресытившимся. На фиг статьи о питании. Те, кто их пишет – что они вообще знают о том, как нужно правильно питаться? Наверняка они просто пытаются заработать быструю копейку.
Это стало нашим ответом, казалось бы, на все вопросы.
Проблема заключается в том, что когда этот уровень недоверия переключится на политическую систему, она начнёт разъедать саму себя.
Демократия основывается на доверии. Верховенство закона требует доверия. Если мы утратим веру в различные институты, тогда они начнут рассыпаться на части или станут злокачественными.
Интернет подбирает стимулы таким образом, чтобы ему было выгодно разводить недоверие.
В общем, дела обстоят хреново.
И дело вовсе не в Трампе. Это происходит везде, не только в Америке. Филиппины, Турция, Бразилия, Россия, Франция, Великобритания. Во всех этих странах выборы являются правопопулистскими. Их лидеры становятся всё более беспокойными и непреклонными. В самом мире наблюдается тенденция к усилению политической поляризации. Сегодня люди не доверяют той информации, которую они получают, и, как результат, они больше не могут доверять многим представителям своего же общества. А всё потому, что бесконечный поток информации не просвещает, а сбивает их с толку.
Когда люди становятся растерянными и недоверчивыми, они возвращаются к своим примитивным импульсам и трайбалистским и эгоцентричным инстинктам: я буду заботиться только о себе. Плевать на всех остальных. Если я могу позаботиться о себе сам, то почему они не смогут?
Некоторые люди утверждают, что современная политика является «дезинтегрированной» по причине технологического прогресса. Простыми словами суть этого термина можно объяснить так: «Чтобы сделать омлет, вам придётся разбить несколько яиц». Прорывы в технологии, как правило, приводят к дезинтеграции и разрушению старых систем, на место которых приходят более эффективные и выгодные системы. В качестве примера я приведу автомобильную индустрию, благодаря которой с улиц исчезли конные повозки и экипажи, а также сайт Amazon, поглощающий книжные магазины.
Однако то, что происходит в политике, никак нельзя назвать дезинтеграцией. Дезинтеграция предполагает, что на место демократии придёт усовершенствованная система. Дезинтеграция предполагает, что причиной хаоса является более высокий, а не низкий порядок. И прямо сейчас мы претерпеваем процесс дезинтеграции, вызванный вовсе не возвышенными и продвинутыми частями нашей природы, а самыми что ни на есть низменными.
Цивилизация была построена благодаря способности людей подавлять собственные примитивные инстинкты – их стремлению к трайбализму и нарциссизму, их склонности убивать друг друга из-за поверхностных и мнимых различий. Потребовались тысячелетия, чтобы мы научились этого не делать. Благодаря образованию и развитию, у нас появилось уважение к науке, мы умеем вести публичные дебаты и оперировать рациональными аргументами, уравновешивать различные институты и так далее.
Проблема заключается в том, что, насколько я могу судить, Интернет и технологии не избавляют нас от трайбализма. Они не избавляют нас от примитивных инстинктов. Они делают прямо противоположное. Они «встроили» трайбализм в наши глаза. И то, что мы видим – это начало того ужасающего воздействия.
В данный момент все напуганы и настроены пессимистично. Неважно, в какой стране вы живёте или каких политических взглядов придерживаетесь, всем людям кажется, будто они стоят перед вентилятором, в который непрерывно бросают говно.
И это несмотря на то, что сейчас войны, насильственные преступления и авторитаризм находятся на самых низких уровнях в истории человечества, а уровни образования, продолжительности жизни и доходов являются самыми высокими в мировой истории.
Всё это не имеет значения, каждый думает, что мир катится в адскую пропасть.
И если все люди сразу чувствуют себя таким образом (несмотря на то, что реальность является совершенно иной), то это не потому, что побеждают радикальные левые или радикальные правые, патриархат или коммунисты, мусульмане или анархо-фашисты.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.