Опубликовано: 31 мар. 2017 г.
Одно из ключевых событий этой недели - прибытие в Сабетту нового танкера-газовоза «Кристоф де Маржери». За один рейс судно в состоянии перевезти более 170 тысяч кубометров сжиженного природного газа. Для сравнения - это объем месячного потребления голубого топлива в Швеции. Мегатанкер длиной с Эйфелеву башню построен с учетом достаточно жестких требований Полярного кодекса. В первую очередь - высокая экологическая безопасность. Впрочем, этим, достоинства нового судна не ограничиваются. В чем убедился наш специальный корреспондент Станислав Тропилло, который уже побывал на борту уникального газовоза ледового класса.
Первый пошел! Пожалуй, так можно было бы назвать то, что произошло в Сабетте. После непростых ледовых испытаний в Карском море и Море Лаптевых, у газового терминала «Ямал СПГ» пришвартовался первый танкер. «Кристоф де Маржери» - судно-сенсация. Единственное, в своем роде.
Станислав Тропилло – корреспондент: «Этот танкер обладает великолепными характеристиками. А самое главное он может преодолеть лед двухметровой толщины. Это означает, что Северный морской путь становиться судоходным практически круглый год».
Примечательно, что Сабетту газовоз прошел по специально созданному морскому каналу. И это тоже впервые! Его проложили, чтобы крупногабаритные суда смогли преодолеть песчаную подводную отмель там, где Обь впадает в Карское море. Это событие уже получило высокую оценку Владимира Путина во время организованной видеоконференции.
Владимир Путин - президент Российской Федерации: «Заход танкера нового ледового класса - это большое событие в освоении Арктики. Так же, собственно говоря, как и строительство самого порта Сабетта, куда танкер сегодня зашёл, - порта, который построен в чистом поле, как у нас говорят, с нуля. Это большие капиталовложения, хорошие, современные технологии, которые позволяют осваивать богатство Арктики».
Леонид Мехельсон - председатель правления ПАО «НОВАТЭК»: «На сегодняшний день проект в полном объеме обеспечен проектным финансированием. В нем приняли участие финансовые институты России, Китая, Италии, Франции, Японии. Данный регион является богатейшим местом по своим запасам, здесь возможно производить более 70 миллионов тонн. Здесь возможно создать хаб с долей на мировом рынке более 15 процентов по СПГ. Созданная инфраструктура поможет обеспечить это в кратчайшие сроки».
Тем временем, в Сабетте активно разворачивается строительство завода СПГ. Он будет использовать ресурсную базу Южно-Тамбейское газоконденсатного месторождения. Работы идут полным ходом. Сегодня здесь вахтовым способом трудятся около тридцати тысяч человек. Несмотря на суровые арктические условия, график соблюдается жестко. Кроме того - это еще и гигантский стартовый комплекс, который запустит другие проекты такого рода.
Максим Соколов - министр транспорта Российской Федерации: «Реализация этого проекта в полном масштабе позволила не только осуществить строительство самого завода по сжижению природного газа, но и, конечно же, упрочила позиции Российской Федерации в Арктике, послужила развитию Северного морского пути, формированию новых логистических цепочек и стала инфраструктурной основой для реализации других масштабных проектов в северных широтах нашей страны».
Конечно, логистика - основа основ и новый уникальный танкер-газовоз является лишь первой ласточкой. Всего для «Ямал СПГ» будет построено 15 судов такого класса. Они уже получили название «Ямалмакс» в честь нашего региона.
Станислав Тропилло – корреспондент: «Я нахожусь на капитанском мостике. Это своего рода интеллектуальный центр, мозг корабля. Именно отсюда, с этой точки осуществляется контроль за всеми системами жизнеобеспечения судна».
Танкер обслуживают всего 29 членов экипажа. На маршруте следования в порт Сабетта из Мурманска, газовоз сопровождали атомные ледоколы «50 лет Победы» и «Вайгач». Все это позволило оттестировать транспортную схему вывоза сжиженного природного газа с Ямала.
Сергей Франк - генеральный директор государственной судоходной компании «Совкомфлот»: «Я с удовольствием отмечаю, что ледовые испытания, мы 18 дней провели ледовые испытания с привлечением ведущих научных центров, исследовательских экспертного сообщества, они показали, что судно достигло всех проектных значений и по ряду показателей даже их превысило».
Сергей Зыбко - капитан газовоза «Кристоф де Маржери»: «Возможности нашего судна, они сопоставимы с возможностями атомных ледоколов. И в некоторых условиях, мы даже можем их чуть-чуть обгонять. И когда судно работает в Арктике, и ты знаешь, что практически всегда, ну за редким исключением тебе не нужна ледокольная поддержка, то это дает чувство уверенности, радости в работе, уверенности в будущем».
Впрочем, в полной мере показать свой потенциал «Кристоф де Маржери» сможет уже через несколько месяцев. Когда будет запущена первая очередь завода «Ямал СПГ».