Финансовый директор оператора строительства газопровода «Северный поток -2» Пол Коркоран выразил надежду на то, что несмотря на разнообразные препятствия, реализация проекта может быть осуществлена в срок.
«Мы планируем закончить строительство и ввести газопровод в строй в конце 2019 года», — сказал Коркоран в интервью немецким СМИ 2 декабря. Директор добавил, что первые формальные разрешения на реализацию проекта должны быть выданы уже до конца этого года, а последние — во втором квартале следующего. Для осуществления строительства надо получить согласие властей пяти стран, в том числе Германии и Дании.
Несмотря на уверенность Коркорана, трудности могут возникнуть уже на этапе предоставления разрешений. 30 ноября парламент Дании одобрил законопроект, который дает возможность принимать во внимание вопросы внешней политики и безопасности при выдаче разрешений на прокладку силовых кабелей и трубопроводов в территориальных водах страны. Таким образом, теоретически власти Дании могут запретить прокладку «Северного потока-2» через свои воды по политическим мотивам, не объясняя это, например, заботой об экологии или технологическим несоответствием, как было раньше.
Впрочем, представители Nord Stream 2 еще осенью заявили, что на этот случай оператор разработал альтернативный маршрут, который не предусматривает захода в воды Дании. Он будет на несколько километров длиннее первоначального, но в целом незначительно отразится на стоимости проекта.
Против прокладки газопровода выступают и многие государства Восточной Европы, в том числе Польша, страны Прибалтики и, само собой, Украина. Но гораздо более серьезную проблему представляет позиция США, которые не скрывают своего отрицательного отношения к проекту. Напомним, что в последнем санкционном пакете Вашингтона было четко написано, что Америка продолжит выступать против «Северного потока-2», так как он «подрывает» энергетическую безопасность Европы и реформы Украины.
Закон наделяет президента США правом вводить санкционные меры «в отношении любого лица, которое сознательно после принятия закона США совершало инвестиции или продавало товары, поставляло технологии или оказывало услуги России (на сумму более 1 млн долл. или в совокупности в течение года на сумму более 5 млн долл.) в сфере строительства и обслуживания российских трубопроводов, экспортирующих энергоресурсы».
Однако документ не обязывает президента идти на такие меры, а лишь дает ему соответствующее право. Пока что Дональд Трамп этим правом не пользовался. Кроме того, позднее в Госдепе разъяснили, что санкционные поправки касаются только проектов, которые были начаты после 2 августа 2017 года, что теоретически выводит и «Северный поток-2», и «Турецкий поток» из-под удара.
Этого оказалось достаточно для инвесторов, которые не теряют интереса к «Северному потоку-2». Как уже сообщала «СП», «Газпром» занял у международного синдиката банков 1 млрд евро на пять лет под 1,85%, причем агентом по сделке выступил европейский филиал американского финансового холдинга JP Morgan. Это должно было стать сигналом для западных кредитных организаций, показывающим, что работать с «Газпромом» можно.
Тем не менее, буквально через несколько дней после обнародования этой новости представители США решили нанести очередной удар по газопроводу. Заместитель госсекретаря США Джон МакКарик в интервью Радио Польши прямо заявил, что «Северный поток-2» не будет построен просто потому, что США выступают против.
«Существует много причин, по которым этот проект не должен быть реализован. Последняя заключается в том, что мы против него. Мы не видим возможности его строительства, так почему я должен рассматривать любой другой вариант?», — заявил чиновник.
Позднее руководителя пресс-службы Госдепартамента Хезер Науэрт на брифинге не смогла уточнить, на чем именно основывалось заявление МакКарика, но добавила, что США не скрывают своего негативного отношения к проекту, о чем постоянно сигнализируют.
«Мы согласны со многими европейскими партнерами в том, что „Северный поток — 2" и многоканальный „Турецкий поток" усилили бы доминирование России на газовых рынках Европы и сократили бы возможности диверсификации источников энергоресурсов, представляли бы риск безопасности в и без того уже напряженном регионе Балтийского моря и продвинули бы цель России, заключающуюся в том, чтобы подорвать Украину, что вызывает у нас особую обеспокоенность, посредством ликвидации роли Украины как страны — транзитера российского газового экспорта в Европу», — заявил Науэрт.
Сама Украина также всеми силами выступает против «Северного потока-2», и не только с помощью лоббистов, на услуги которых тратятся десятки миллионов долларов. 2 декабря председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев заявил, что выделение оператора газотранспортной системы Украины из состава «Нафтогаза» связано с планами руководства страны сдать украинскую ГТС европейцам.
«В части разделения мы как раз завершили большой этап подготовки к разделу „Нафтогаза", которое требуется Третьим энергетическим пакетом EC. И мы говорим о выделении оператора ГТС, которого мы готовим не только к выделению, но и к привлечению европейского партнера, что является очень важной задачей не только для „Нафтогаза", но и для всей Украины», — заявил Коболев.
Проблема в том, что ранее некоторые представители европейского руководства намекали, что если украинская ГТС перейдет под контроль Евросоюза, они откажутся от поддержки «Северного потока-2». В частности, посол ЕС на Украине Хуго Мингарелли на Украинском газовом форуме в Киеве в октябре заявил, что привлечение европейских партнеров к управлению ГТС позволит Украине сохранить транзит через свою территорию.
Впрочем, заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что вопрос украинской ГТС не является ключевым для «Северного потока-2». Сейчас судьба проекта зависит только от политики и от того, насколько Евросоюз готов отстаивать свои интересы.
— Мы видим, как США под прикрытием разговоров о независимости Европы от России хотят достичь своих корыстных целей в ущерб европейской энергетической политике. Сейчас они пытаются диктовать ЕС свою волю и решать, как именно европейцам выстраивать свою энергетическую безопасность. На это направлен весь обширный американский ресурс политического, экономического и дипломатического давления. Заявления заместителя госсекретаря относятся к последнему.
«СП»: — Сможет ли Европа противостоять этому давлению?
— В Евросоюзе нет единства по этому вопросу. Некоторые страны с радостью участвуют в развернутой американцами кампании против «Северного потока-2». Другие хотели бы поддержать проект, который для них выгоден. Но дело в том, что заявления Госдепа уже не оставляют никакой свободы трактовки. Всем понятно, откуда ветер дует, и чего хотят в Вашингтоне. Некоторые европейские страны опасаются за свою судьбу и хотят, прежде всего, защитить свои интересы.
Сейчас ключевой вопрос в том, готов ли Европейский союз, как самостоятельный игрок, отстаивать свой суверенитет в принятии решений. Пока что ясного ответа нет. Германия, Австрия, еще несколько стран заявляют, что такое вмешательство недопустимо, так как вредит и статусу Европы, как глобального самостоятельного игрока, и ее экономике. Ведь, в конечном счете, навязывание невыгодной энергетической политики ведет к снижению конкурентоспособности Европы на мировом рынке.
Сегодня «Северный поток-2» — это один из ключевых вопросов для Европейского союза, и на его примере мы буквально в режиме онлайн можем наблюдать за тем, к какому решению придут европейцы.
«СП»: — Может ли передача украинской ГТС под контроль европейцев повлиять на судьбу проекта?
— Существуют силы, которые хотели бы сохранить Украину, как вечный транзитный риск для России. Действия Киева часто дискредитируют надежность «Газпрома», как поставщика, и создают угрозу срыва поставок для потребителей. Эта угроза, естественно, наносит вред позициям российского газа в Европе.
Второй момент в том, что сам транзит стоит денег. Гарантированная возможность получения нескольких миллиардов долларов в год — это большой куш для частных европейских компаний.
Но если говорить об общей картине, интерес Европы заключается в том, чтобы безопасно, недорого и с полными гарантиями получать энергоносители. В этом плане украинский риск остается даже в том случае, если ее ГТС перейдет под управление европейской компании.
Украина — непредсказуемый партнер. Мы работаем с ними уже 25 лет, и все эти годы постоянно сталкиваемся с разнообразными проблемами с их стороны. Поэтому риск украинского маршрута для европейцев все равно сохранится, и сам по себе потенциальный переход ГТС под европейский контроль вряд ли сможет убедить ЕС отказаться от поддержки «Северного потока-2».