От интерьеров «Титаника» до античных кораблей, груженных амфорами: какие драгоценные артефакты находят ученые в морских и океанских водах.
В сентябре 2018 года у берегов Португалии, недалеко от курортного города Кашкайш близ Лиссабона, археологи обнаружили корабль, затонувший на рубеже XVI–XVII веков. Судя по всему, судно возвращалось из Индии с грузом специй. На борту безымянного корабля нашли бронзовые пушки с португальскими гербами, китайский фарфор и ракушки каури, которые использовались как валюта в работорговле. Как комментирует руководитель археологического проекта Хорхе Фрейе, этот корабль является находкой десятилетия и, возможно, важнейшим археологическим открытием в истории Португалии. Тем не менее это не первое затонувшее судно, найденное в этом районе: Reuters сообщает, что в 1994 году неподалеку от Кашкайш, в устье реки Тежу, был найден португальский корабль Nossa Senhora dos Mártires, а местные власти уверены, что в этом районе скрывается целое подводное кладбище. Однако, несмотря на шумиху вокруг этого открытия, в истории археологии случались и более крупные находки затонувших судов, способные как пролить свет на обстоятельства гибели судна, так и снабдить ученых обширным количеством артефактов.
«Титаник»
Океанский лайнер отправился в свой первый рейс 10 апреля 1912 года, а через четыре дня врезался в айсберг и затонул в 600 км от Ньюфаундленда менее чем за три часа, унеся с собой около полутора тысяч жизней. Останки судна были обнаружены только в 1985 году американо-французской экспедицией под руководством Жана-Луи Мишеля из Французского научно-исследовательского института по эксплуатации морских ресурсов (IFREMER) и Роберта Балларда из Океанографического института в Вудс-Хоуле (WHOI). Носовая и кормовая части судна покоились на глубине 3,8 км в 600 метрах друг от друга, вокруг были разбросаны предметы, смытые с корабля, и тела пассажиров и членов экипажа, изъеденные морскими организмами. Сохранились практически все интерьеры носовой части, в то время как корма была полностью разрушена.
Остов «Титаника» оказался слишком хрупким, чтобы его можно было поднять с океанского дна. Защищенный конвенцией «Юнеско», он оказался в центре пристального внимания исследователей, режиссеров и туристов. Тысячи предметов были извлечены со дна и стали экспонатами музеев и выставок.
Как отмечают специалисты из института океанологии им. П. П. Ширшова РАН, ржавеющий под водой «Титаник» стал частью местной экосистемы: всего при одном погружении в окрестностях остова было замечено более 28 видов животных, в том числе четыре вида рыб. Металлические конструкции корабля — настоящий пир для бактерий Halomonas titanicae, которые получают энергию за счет окисления соединений двухвалентного железа до трехвалентного (ржавчины). Колонии этих бактерий предлагалось использовать для уничтожения затонувших кораблей и нефтяных платформ, мешающих судоходству.
Роберт Баллард также прославился обнаружением в 1989 году обломков немецкого линкора «Бисмарк», авианосца USS Yorktown в 1998 году и останков торпедного катера PT-109, которым во время Второй мировой войны командовал будущий президент США Джон Кеннеди.
«Месть королевы Анны»
История происхождения этого судна достоверно неизвестна: считается, что оно было построено в 1710 году в Бристоле и называлось «Конкорд». В 1717 году корабль был захвачен пиратами под предводительством Черной Бороды и в 1718-м сел на мель. Судно было обнаружено в 1996 году частной исследовательской компанией Intersal Inc. В 2011 году власти Северной Каролины подтвердили, что находка является остовом «Мести королевы Анны»: на это отчасти указывают предметы, найденные на корабле, такие как бронзовая монета, которая чеканилась во время правления королевы, остатки посуды, сделанной в честь ее коронации, и шприц для лечения венерических заболеваний с контрольной меткой, указывающей на производство между 1707 и 1715 годами в Париже. Археологи проекта ежемесячно рассказывают о новых и новых артефактах.
23 античных судна в Эгейском море
В 2016 году греческие и американские археологи обнаружили в Эгейском море 23 затонувших корабля. Они располагались в районе архипелага Фурни. Суда были построены в разное время, в диапазоне от примерно 525 года до нашей эры до 1850-х годов. Больше всего археологов заинтересовали древние корабли: греческое судно (525–480 до нашей эры) времен позднего архаического периода, эллинический торговый корабль, а также римские и позднеримские торговые и грузовые суда. Практически все они были нагружены столовой посудой. Эта масштабная находка показала, насколько важным был торговый путь, соединявший Черное и Эгейское моря с Кипром, странами Восточного Средиземноморья и Северной Африкой.
40 затонувших кораблей в Черном море
Британские и болгарские геофизики и археологи из Black Sea Maritime Archaeology Project нашли на дне Черного моря более 40 затонувших кораблей, в том числе принадлежавших Византийской и Османской империям. Это произошло случайно: ученые хотели построить карту подводных ландшафтов на глубине примерно 1800 метров, чтобы выяснить, как затопление прибрежных территорий после окончания последнего ледникового периода (примерно 12 тысяч лет назад) повлияло на жителей этих районов и когда именно оно произошло. Исследовательское судно прошло 1250 километров вдоль береговой линии Болгарии. Типы некоторых кораблей были известны только по историческим описаниям, однако случайная находка дала возможность изучить древние суда вживую. Благодаря тому, что на глубине свыше 150 метров в Черном море практически нет кислорода, корабли отлично сохранились.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.