Многим из нас знакомо чувство тоски по другим людям – близким, друзьям, возлюбленным. А почему мы вообще по кому-то скучаем? И сколько это может длиться?
Нарушение баланса
Мы обычно скучаем по переживаниям, ощущениям, воспоминаниям, связанным с тем или иным конкретным человеком. Недавно сотрудники Томского политехнического университета выдвинули теорию подкорковой регуляции человеческих эмоций, которая объясняет, почему люди утрачивают чувство счастья, например, если любимого человека нет рядом. Они описывают этот механизм следующим образом. У человека имеются две основные поведенческие модели — стресс-избегающая и поисково-вознаграждающая. Первая модель связана с защитой от внешних угроз, боли, дискомфорта и проч.
Вторая – с обеспечением более удобного существования: поиском пищи, удовлетворением полового инстинкта, созданием комфортных условий для проживания. Реализация стресс-избегающего поведения приводит к отсутствию стрессов и ощущению счастья – эйфории, а реализация поисково-вознаграждающей стратегии – к ощущению удовольствия – гедонии. В норме эти механизмы, за которые, кстати, отвечают разные нейронные скопления в мозгу, должны уравновешивать друг друга. Но если баланс между ними нарушается, то человек становится несчастным. Выражаться это может в тоске по другому человеку.
Какие отделы мозга отвечают за тоску?
Современным нейробиологам известно, что многие чувства рождаются в лимбической системе мозга. Например, влюбленность связана с вентральным стриатумом, который чаще называют «центром вознаграждения». Эта область активизируется во время оргазмов, поедания вкусной пищи и всего, что доставляет человеку удовольствие. Кроме того, в мозгу есть зона, называемая соматосенсорной корой. Недавно британские исследователи с помощью компьютерной томографии выяснили, что прикосновения других людей вызывают мощные всплески активности в этой части мозга. Причем всплески были тем сильнее, чем ближе и дороже был этот человек испытуемому.
Одиночество делает нас несчастными
По мнению ученых, с точки зрения физиологии мозга нам просто необходимо чужое участие. «Клинические эксперименты показывают, что одиночество провоцирует стресс больше, чем любой другой фактор, — пишет немецкий исследователь Стефан Кляйн в своей книге «Наука счастья». — Одиночество — это бремя для мозга и тела. Его результатом становится беспокойство, беспорядок в мыслях и чувствах (следствие работы гормонов стресса) и ослабление иммунной системы. В изоляции люди делаются печальными и больными. Одно прикосновение того, кто вам близок и заслуживает вашего доверия, облегчает печаль. Это следствие работы нейромедиаторов — окситоцина и опиоидов, — которые высвобождаются в моменты нежности».
Как долго мы можем тосковать?
Итак, если мы по какой-то причине не можем находиться рядом с человеком, который является для нас источником радости, то гормоны радости перестают продуцироваться, в «зону вознаграждения» перестают поступать соответствующие сигналы, и мы начинаем ощущать себя несчастными. Отсюда тоска по человеку, который заставлял нас ощущать счастье.
Как долго это может продолжаться? Все зависит от ситуации. Если мы не успели слишком привязаться к человеку, то, как правило, переживания длятся не более недели. В случае с сильным чувством или привязанностью период тоски может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет. Большинство психологов склоняются к тому, что более или менее интенсивно тосковать по покинувшему нас или умершему человеку мы способны максимум 4-6 лет. Потом чувство тоски притупляется или вообще исчезает. Оно может исчезнуть и гораздо раньше, особенно если мы находим новый источник эмоционального наслаждения. Дольше всего тоскуют те, кто так и не нашел замены утраченным отношениям. В редких случаях это может длиться до конца жизни.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Кто ЗНАЕТ, что всё есмь игры Света, тот ГАРМОНИЧНО радостен в любых обстоятельствах. Кто ВИДИТ тонкие планы, тот спокоен. Кто ВЕРИТ в вечность существования, тот радуется движению Духа близкого. Кто РАЗМЫШЛЯЕТ о возможности бессмертия, тот убеждает себя в естественности прихода и ухода. Кто ИГРАЕТ в материи, тот страдает. Кто ПЕЧЕТСЯ ТОЛЬКО О СЕБЕ, тот может и обвинять ушедшего. Это урок, урок жизни, как и рождение человека, подразумевает ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. (Это не мои размышления, это ответ, рожденный внутри)
Гармонично радостен тот, кому ещё недоступны трансцендентные проявления Любви. Сам Кришна и скорбел, и рыдал, и был в отчаянии. Но по-другому, конечно. И все эти проявления Любви выше радости и Света. Радость может быть как бы "эгоистична", направлена на саму душу. А может быть и другой, конечно. И радость за других всегда "слаще" для себя самой(души). Не такая простая это тема, в общем.
Если мать потеряла единственную дочь, составляющую все ее богатство, и не может больше жить, так как сердце горит факелом скорби, выжигая кровь, — эта мать не внесет в новую, невидимую ей, жизнь своей дочери ни счастья, ни облегчения. У нее нет знания, чтобы, стоя на земле, понимать, что стоишь не у черты земли, а стоишь у черты Вечности. Та же мать, что знает в себе и каждом лишь форму Вечности, сумеет победить личную скорбь и будет всем мужеством сердца посылать дочери помощь своей любви в улыбке, а не в слезе и стоне доставлять горечь ее новой форме. Со смертью любимых не кончаются наши обязанности перед ними. И первейшая из них: забыть о себе и думать о них. Думать об их пути к совершенству и освобождению. Думать и помнить, что если мы плачем и стонем, мы взваливаем на их новую, хрупкую форму невыносимую тяжесть, под которой они сгибаются и даже могут погибнуть. Мы же склонны приписывать себе в число добродетелей усердное их оплакивание. Тогда как истинная любовь, им помогающая, — это мужество, творческая сила сердца, живущего в двух мирах, а не уныние от нарушенных привычек одной земли. Трудясь над самообладанием, над самодисциплиной, мы помогаем не только живым, но и тем, кого зовем мертвыми и кто на самом деле гораздо более живой, чем мы, закутанные в наши плотные покровы грубых тканей.
К.Антарова "Две жизни" 2том. Владыка Павел Венецианец.
Мы плачем о себе, потому что потери матерей невосполнимы. Мы плачем потому, что заменить их НЕКЕМ. Есть друзья, близкие, какие-то родные. Но ЗАМЕНИТЬ РЕБЕНКА не сможет никто. И как это важно матерям - иметь живых детей.
На самом деле мы плачем в этом случае о потерянной Любви. Пока ребёнка не было, мы не подозревали о Ней даже. И любовь к ребёнку - это любовь к Богу, только искажённая. А любовь к Богу, который сам Источник всей любви во всех мирах, это жизнь для души и есть. И при этом любовь к другим душам (людям) не исчезает, только раскрывается по-другому. Любовь земная, обычно, только на одну нашу жизнь.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]