В первый день осени тысячи детей идут в школу. Одни ученики ждут этого дня с радостью, надеясь побыстрее встретиться с одноклассниками; в сознании других праздничная линейка едва ли не приравнивается к расстрелу. О том, какой отпечаток оставили школы, лицеи и гимназии в жизни Корнея Чуковского, Юрия Никулина и других известных людей – в нашем материале.
Сергей Комовский, лицейский товарищ Пушкина
«Упражнения в словесности французской и российской были всегда любимыми занятиями Пушкина, в коих он наиболее успевал. Кроме того, он охотно учился и наукам историческим, но не любил политических и ненавидел математических; почему всегда находился в числе последних воспитанников второго разряда и при выпуске из Лицея получил чин 10-го класса.
<…>
Из лицейских профессоров и гувернеров никто в особенности Пушкина не любил и ничем не отличал от других воспитанников. Все, однако ж, с удовольствием слушали его сатиры и эпиграммы насчет других».
Александр Грин
«По истории, закону божию и географии у меня были отметки 5, 5-, 5+, но по предметам, требующим не памяти и воображения, а логики и сообразительности, — двойки и единицы: математика, немецкий и французский языки пали жертвами моего увлечения чтением похождений капитана Гаттераса и Благородного Сердца. В то время как мои сверстники бойко переводили с русского на немецкий такие, например, мудреные вещи: «Получили ли вы яблоко вашего брата, которое подарил ему дедушка моей матери?» — «Нет, я не получил яблока, но я имею собаку и кошку», — я знал только четыре слова: копф, гунд, эзель и элефант. С французским языком дело было еще хуже».
Анна Ульянова, сестра Ленина, о брате
«Чрезвычайно проворный с детства, он так и летел на урок. Помню, раз мать в холодное осеннее утро хотела одеть его в пальто, но не успела оглянуться, а его уже нет. Выглянула, чтобы позвать его обратно, а он уже за угол заворачивал».
Корней Чуковский, исключенный из гимназии согласно этому циркуляру
«5 июня 1887 года (полвека назад) этот циркуляр ["о кухаркиных детях"] вступил в силу.
<…>
Директора гимназий стали состязаться в жестокости. Например, из одесских гимназий изгоняли всех тех, кто… жил в маленьких и тесных квартирах. Не меньше четырех комнат должен был занимать человек, чтобы иметь право посылать своего сына в гимназию! Если он занимает три комнаты, мальчика даже не допустят к экзаменам. Если у него одна кухарка, его сыну никогда не бывать гимназистом. Только те, у кого есть и кухарка и горничная, могут надеяться, что их дети пройдут гимназический курс. Плату за обучение в гимназии Иван Давыдыч, конечно, повысил, чтобы окончательно отвадить бедноту от наук.
И результаты этой меры оказались блистательными: в гимназиях стало тихо и пустынно».
Юрий Никулин
«Первый раз в школу (правда, с опозданием на пятнадцать дней, потому что мы задержались в деревне) меня повела мама. Школа от дома была довольно далеко, и дважды требовалось переходить дорогу. Встретила нас учительница Евгения Федоровна. В пенсне, в синем халатике с отложным белым кружевным воротничком, она сразу мне понравилась.
- Пойдем, Юра, в наш класс, — сказала она и увела меня от мамы.
Я просидел первый урок. Все шло хорошо. Для меня, правда, все было ново и чуть страшновато, но интересно. Читать, считать и немножко писать меня научили до школы родители, и я не чувствовал на уроке, что отстал от ребят.
Началась перемена. Евгения Федоровна вышла из класса, и тут все ребята накинулись на меня с криком: «Новенький! Новенький!». С испугу я начал дико орать. К счастью, в класс вошла Евгения Федоровна.
На другой день мама, подведя меня к школе, ушла. Я вошел в вестибюль и растерялся: забыл, где находится наш класс. Подходил ко всем и спрашивал:
- Вы не скажете, где класс, в котором учительница в пенсне?
Почему-то меня повели в четвертый класс. Там действительно учительница носила пенсне, но меня она, конечно, не признала. С опозданием, к концу урока, я все-таки попал в свой класс».
Воспоминания ученика яснополянской школы
«В 1859 году ранней осенью нам оповестили по деревне, Ясной Поляне, о желании Льва Николаевича открыть школу в Ясной Поляне и о том, чтобы желающие дети приходили учиться, что школа открывается бесплатная. Я помню, какая была суматоха. На деревне начались сходки, начались разные толки, суждения:
«Как? Почему? Не обман ли какой? Махина не махонькая учить бесплатно. Их, пожалуй, наберется пятьдесят ребят, а то и больше. Он обучит и отдаст их в солдаты. И они как раз попадут под турку».
«Вы как хотите, а я пошлю своего», — сказал один, за ним другой и третий, помялись некоторые, согласились и все: «И я, и я своего»…
На проулок стали собираться ребята, некоторых их отцы и матери провожали, каждый своего. Шествие тронулось, и я позади всех, провожаемый своей сестрой. Через несколько минут мы стояли перед домом Льва Николаевича».
Владимир Путин
«Родился я в октябре, поэтому в школу пошел, когда мне было уже почти восемь лет. У нас в семейном архиве сохранилась фотография: я в школьной форме еще старого образца, серой, очень похожей на военную, стою с цветочным горшком в руках. Почему-то не с букетом, а именно с горшком».
«В эти тревожные дни особенно хотелось увидеться с друзьями по школе, но увы! Школа № 16, где до войны училась моя бабушка, стала военным госпиталем. Но занятия всё же начались, правда, не в школе. Детей собрали в полуподвальные помещения красного уголка дома 1/3 по второй линии. Здесь не было, конечно, парт: их заменили канцелярские столы и откидные стулья. Когда-то, в мирное время, здесь проводились собрания жильцов и управдом, стоя на подиуме, обращался к ним. Теперь это место заняла учительница».
Марк Твен
«Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию».
Бернард Шоу
«Я прихожу в бешенство от одной мысли о том, сколько бы я всего узнал, если бы не ходил в школу».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Для меня школа это настоящая школа. Не только талантливо воспринимать информацию, меня научили эффективно использовать время (уроки делала перед уроком на перемене если давно не спрашивали или сдавать тетради), уважать не только взрослых (из позиции от обратного), но и детей, то есть тех, кто не имеет власти. Научила понимать, что чистота и уют в школе - старание всех (у нас было самоуправление, я была председателем учкома школы - типа директора), за борзоту 12летних беспредельщиков можно и за шкирку потрясти, закрыть в кабинете оттирать пакости. Я себя всегда чувствовала свободно, училась почти отлично 4,8 средний, моя внутренняя сила никому из учителей не позволяла меня как-либо оскорбить, в моих школах это было обычным делом...к сожалению. А слабых учителей мы и сами защищали, была у нас такая банда Было классно, весело, дружно, нелениво и в радость. И металлолом, и мвкулатура, и демонстрации, и субботники - все вместе, со смехом, с приколами. Мы были беззаботными и веселыми детьми, сейчас только понимаю, как нам повезло..
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]