Северное влияние. О судьбах Арктики посовещались у Ледовитого океана
Послов, высокопоставленных чиновников, учёных и представителей международных компаний поселили в вахтовом городке строителей первого в российской Арктике завода по сжижению газа «Ямал СПГ».
В Арктический совет, созданный в 1996 году по инициативе Финляндии, входят 8 приарктических государств — Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция. Ещё 13 — в том числе, Китай, Индия, Германия, Франция, Италия, Южная Корея — имеют статус наблюдателей.
«Не всё, что происходит в Арктике, остаётся в Арктике», — философски заметил во время заседания чрезвычайный и полномочный посол Финляндской республики в России Микко Хаутала. Получилось несколько двусмысленно. Особенно после того, как между делом профессор Лапландского университета Ласси Хайнинен, рассуждая о защите окружающей среды региона, вспомнил о радушии ямальцев: «Рыба была просто потрясающей». Имелся в виду банкет накануне, где радушные хозяева угощали гостей разносолами и изысканными блюдами из рыбы и оленины и развлекали выступлениями фольклорного коллектива из Салехарда. Впрочем, работали и отдыхали без пафоса: для банкета, а затем и для заседания в режиме «без галстуков», использовали спортзал вахтового городка. Здесь сейчас живут 32 тыс. строителей завода по сжижению газа. Работяги из разных регионов России спешили со смен и на смены, почти не обращая внимания на солидных соседей.
«Разогрев» к заседанию начался ещё во время застолья. Взяв слово для тоста, бывший президент Исландии, председатель международного форума «Арктический круг» Олавур Рагнар Гримссон напомнил, что Арктика с периферии мирового развития недавно переместилась в его центр, стала «местом силы». На заседании многие участники обращали внимание и на огромные запасы углеводородов, и на революцию, которую совершит переход к полноценному использованию Севморпути.
Будет больше газа и ледоколов
Первая из трёх линий по сжижению газа «Ямал СПГ» мощностью 16,5 млн тонн СПГ в год (или 22,7 млрд кубометров газа — для сравнения, в 2016 году в России добыто 640 млрд кубометров) заработает уже в конце года. Проект на 50,1% принадлежит ПАО «Новатэк», 20% у французской Total, 20% у Китайской национальной нефтегазовой корпорации, 9,9% — у китайского Фонда шёлкового пути.
Когда будут полностью реализованы проекты «Ямал СПГ» и перспективный проект «Роснефти» «Арктик СПГ», Ямал будет отгружать 80 млн тонн сжиженного газа (110 млрд кубометров) в год. На это обратил внимание губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин.
Предправления ПАО «Новатэк» Леонид Михельсон рассказал, что первый в серии из 15 газовозов высокого ледового класса Arc7, которые построят на верфях южно-корейской Daewoo до 2020 г., совершил тестовый рейс со сжиженным газом из Норвегии в Южную Корею. Путь через Суэцкий канал, вместо 17 дней, занял бы 34 дня. Правда, ледовая обстановка на этот раз не была экстремальной, газовоз «Кристоф де Маржери» обошёлся без ледокольной проводки.
К слову, гендиректор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша на заседании посетовал, что четырех имеющихся российских атомных ледоколов достаточно для работы рядом с Ямалом, в западной части Севморпути, а вотчтобы обеспечить планы правительства и российских компаний на всём протяжении пути, было бы неплохо ускорить программу создания новых ледоколов.
Финнам досаждает сажа
Экология в Арктике была одной из главных тем выступлений. Например, представитель Совбеза Индии посетовал: потепление в Ледовитом океане прямо влияет на силу муссонов, которые приходят в его страну. Посол Финляндии, которая с весны председательствует в Арктическом Совете, рассказал, что для финского председательства приоритетно, прежде всего, снижение выбросов сажи (от тех же кораблей, электростанций и, прежде всего, факелов на месторождениях нефти, в которых сгорает попутный газ). Сажа снижает отражающую способность снега, потепление в Арктике происходит в два раза быстрее, чем в других регионах. Кстати, Леонид Михельсон рассказал, что его компания предлагает проект по сокращению выбросов в Арктике от дизельных корабельных двигателей — за счёт использования атомоходов и двигателей, работающих на сжиженном газе.
Кроме того, финны озабочены сотрудничеством в образовании, метеорологии. А еще они хотели бы проложить через российский север высокоскоростную линию связи в Японию. «Мы уже имели контакты на этот счёт со всеми странами, идут исследования, какие вложения потребуются и как долго может длиться строительство, — пояснил корреспонденту "АиФ" посол Микко Хаутала. — Проект интересен, потому что потребности в передаче данных быстро растут, кабель вдоль Севморпути серьезно ускорил бы связь между Европой и странами Азии».
Между тем, россиянам в последнее время есть что ответить на явные или закамуфлированные упрёки в неэкологичности нефтегазовой отрасли. Новые проекты создаются с учётом самых современных требований к безопасности и заботе об экологии. Так, гендиректор «Газпром нефть шельф» Ралиф Гильфанов обратил внимание, что на своих проектах компания уже в этом году переходит на бессажевую утилизацию попутного нефтяного газа (ПНГ).
Гонка за ресурсами не должна привести к катастрофам
Ещё одна тема, мимо которой в последнее время не пройти — санкции в отношении России. Например, представитель Республики Корея Ким Ён Чжун сказал без обиняков: «Из-за западных санкций, связанных с Украиной, существуют определённые финансовые и технологические факторы, сдерживающие привлечение инвестиций (в проекты в России)». Сама-то Южная Корея — 9-я в мире страна по потреблению энергоресурсов и 2-я по импорту СПГ — заинтересована в новом газе на рынке.
«Сегодня, когда вопросы энергетической безопасности приобрели глобальный масштаб и зачастую переходят в политическое измерение, тема арктических ресурсов актуальна как никогда, — сказал на заседании секретарь Совбеза России Николай Патрушев. — По современным оценкам, углеводородные запасы в регионе составляют 90 млрд баррелей нефти, 47 трлн кубометров природного газа, а также 44 млрд баррелей газового конденсата». Но гонка за ресурсами, по его словам, может стать причиной экологических катастроф и разрушения традиционных укладов жизни народов Севера. «Необходимо, невзирая на отдельные межгосударственные разногласия, объединить наши усилия во имя общего дела — сохранения Арктики как уникального природного и культурного наследия всего человечества», — считает Патрушев.
Среди актуальных задач, по словам секретаря Совбеза, — выстраивание эффективной архитектуры безопасности в регионе, повышениеего доступности, в том числе инфраструктуры для туризма. «Мы можем рассчитывать на бережное отношение к этому региону лишь тогда, когда все человечество, а не только арктические государства, осознают непреходящую ценность Арктики как общего наследия человечества», — пояснил Патрушев.
Ещё одна задача — научная и технологическая поддержка освоения Арктики. «В нашей стране уже успели осознать, что успешное применение в суровых арктических условиях — это уникальный знак качества, который мгновенно делает технологию востребованной и конкурентоспособной».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.