Если Россия на это пойдет, то тогда Япония будет расценивать подобный шаг с нашей стороны, как минимум, как признание территориальной проблемы и, как максимум, как получение ими карт-бланша на осуществление "мягкого" овладения этими территориями, полагает заместитель министра рыбного хозяйства СССР
----------------------<cut>----------------------
В конце июня на российские южные Курилы с японского судна "Этопирика" высадился массированный "бизнес-десант" в составе 69 представителей различных фирм, официальные лица центральных и местных органов властей Японии. Главная цель этого представительного "десанта" заключалась в изучении возможности вести "совместную хозяйственную деятельность" только на тех островах южных Курил и Малой Курильской гряды, которые Япония считает своими "северными территориями". О том, какое значение этому придавалось с российской стороны, говорит и такой факт, как участие во встрече с японцами и определении возможных проектов "совместной хозяйственной деятельности" администрации Сахалинской области во главе с губернатором О.Н. Кожемяко. Несколько ранее южные Курилы посетили японцы с гуманитарной целью – побывать на могилах своих предков. Это святое дело.
Каких-либо окончательных практических договоренностей в ходе июньского визита на южные Курилы японского "бизнес-десанта" по "совместной хозяйственной деятельности" пока не достигнуто. Вмести с тем можно считать, что данное мероприятие завершает первую фазу договоренностей, достигнутых между президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ в ходе их декабрьской (2016 года) встречи в Нагано. А она, эта договоренность, как раз и заключалась в том, чтобы японские деловые круги посетили вожделенные "северные территории" и определили возможные проекты для "совместной хозяйственной деятельности" с российским бизнес-сообществом.
Последние, позволю предположить, не горят особым желанием к такой, навязываемой им сверху, "совместной хозяйственной деятельности", да ещё и в области рыбного хозяйства. К тому же с одними и только одними японскими партнерами. Свой бизнес россияне ведут и не только на южных Курилах, но и на всех остальных островах Курильской гряды, да и всей Сахалинской области и Дальнего Востока. Ведут его не один десяток лет, самостоятельно на своих родных российских Курилах с участием самих курильчан. Представители курильских фирм не против сотрудничества с японскими партнерами и притока инвестиций в те или иные проекты. Они даже подготовили, как предписывали верха, пакет таких инвестиционных проектов, включая и по рыбному хозяйству. Российские предприниматели считают, что они должны быть, прежде всего, взаимовыгодными, самоокупаемыми и, во-вторых, рассмотрены на конкурентной основе в сопоставлении с предложениями от других зарубежных фирм. Допустим, из Китая, Кореи, стран-членов СНГ или БРИКС и других объединений. А вот этого как раз и нет. Более того, когда такие предложения в прошлом поступали, например, от южнокорейских, китайских фирм в области рыболовства, то тут же следовали ноты протеста от Японии и тут же наше внешнеполитическое ведомство "грозило пальчиком" российским рыбопромышленникам – прекратить какое-либо деловое сотрудничество с третьими странами… только с японскими. А последним, в то время японские власти запрещали такое сотрудничество, да еще и по российским законам на их якобы "северных территориях".
Но вернемся к очередному визиту японского бизнес-сообщества на южные Курилы. Он состоялся, так же как и визит по гуманитарному направлению и таким образом договоренность между Путиным и Абэ, достигнутая в ходе их декабрьской встречи, можно считать, как упоминалось выше, выполненной. Это была, как заметили внимательные аналитики, их 17 встреча, начиная с 2012 года. Все они касались одной и той же проблемы, а именно – заключения "мирного договора" с увязкой решения проблемы "северных территорий" в понимании японской стороны и отсутствии таковой в понимании российской стороны.
Абсурдность, по крайне мере, с российской стороны, вести какие-либо переговоры по вопросу территориальных притязаний Японии к России, которые по заявлению президентской администрации и представителей МИД мы в принципе не признаем, вполне очевидна не только аналитическому сообществу, но и обывателю, далекому от этой тематики.
Странная складывается ситуация в медийном пространстве, когда те, кто осуществляет с российской стороны эти переговоры, не утруждают себя обязанностью разъяснить общественности и прежде всего жителям южных Курил истинные цели своих действий.
Молчат по этой тематике, возможно, держат "мхатовскую" паузу и народные избранники – депутаты, сенаторы Федерального Собрания России, не говоря уже о партийных фракциях Госдумы и губернаторского дальневосточного корпуса. В прошлом, например, в горбачевско-ельцинский период при осуществлении аналогичных переговоров по "курильской проблеме", они были, как говорится, на острие этой проблемы и даже в 2001-2002 годах были проведены открытые парламентские слушания, по результатам которых приняты соответствующее решения. К сожалению, выполнение этих решений повисло "в воздухе". Активны были в то время в отстаивании Курил и такие яркие и преданные своему краю губернаторы Сахалинской области, как В.П. Федоров и И.П. Фархутдинов.
В этой связи и учитывая, что в настоящее время Россия все же продолжает вести переговоры с Японией о заключении "мирного договора" в увязке с решением "территориальных японских притязаний", закономерно возникает вопрос: "А куда привели эти 17 курильских "встреч-мгновений" Путина-Абэ и что же ждать нам всем и прежде всего курильчанам, проживающим на южных Курилах, по их завершению?".
Не претендуя на полноту ответа, ввиду закрытости самих переговоров, все же попытаюсь реконструировать происходящее, принимая во внимание ряд фактов, опубликованных в СМИ по данному вопросу и собственного прошлого опыта по формированию советско/российско-японского сотрудничества в области рыболовства.
Прежде всего, следует отметить, что базовая позиция японской стороны за период 17 встреч на высшем уровне остается неизменной – "мирный договор" в обмен на "северные территории". А это все острова южных Курил и Малой Курильской гряды. Премьер-министр Японии Абэ ни разу не отошел от этого постулата, который проводится политической элитой Страны восходящего солнца с учётом мнения своего населения вот уже более 55 лет. Идя даже на "совместную хозяйственную деятельность", Абэ ограничил её территориально только теми островами, на которые претендует Япония. А именно – островами южных Курил: Кунашир, Итуруп (самые крупные по площади и самые заселенные, экономически освоенные нами в Курильской гряде) и островами Малой Курильской гряды (о. Шикотан и Хабомаи в японской терминологии). Напомню также, что все эти острова и их проливы имеют важное стратегическое, экономико-социальное и оборонное значение для всего российского Дальнего Востока. Они, по существу, ключи от наших дальневосточных территорий и морей.
Расчёт японцев в продвижении "совместной хозяйственной деятельности" и только на южных Курилах и Малой Курильской гряде прост. Пойдет на это Россия, появляется весомый правовой аргумент о признании нами, пусть и косвенно, принадлежности Японии этих островов. И в этом, забегая вперед, отмечу, японцы уже преуспели.
Что касается базовой позиции российской стороны за этот же период 17 встреч, то она претерпела существенную модернизацию. От отрицания японских территориальных притязаний на российские южные Курилы и острова Малой Курильской гряды до возможности все же решить эту проблему на условиях Декларации 1956 года. При этом одним из главных аргументов такого подхода, как неоднократно заявлял президент России Путин, является то, что Декларация 1956 года ратифицирована как в прошлом Советским Союзом (Россия как правопреемница СССР признает её), так и Японией, что создает основу для решения всей территориальной проблемы и подписанию мирного договора. Эта позиция наиболее полно была разъяснена Путиным на встрече 13 декабря 2016 года с исполнительным директором ведущей японской телекомпании "Ниппон" Такаюки Касуя и главным редактором газеты "Иоимури" Миядзаути Такэси накануне его визита в Японию. В ходе ее президент России, в частности, подчеркнул: "Мы считаем, что у нас вообще нет никаких территориальных проблем. Это Япония считает, что у неё есть территориальные проблемы с Россией. Мы готовы на этот счёт разговаривать".
Вполне логично возникает вопрос: "А зачем нам вести эти разговоры-переговоры, если у нас нет никаких территориальных проблем с Японией?". Уже одно согласие на ведение таких переговоров подразумевает, как минимум, признания нами наличия такой территориальной проблемы между Россией и Японией.
Далее Путин разъяснил своим собеседникам, что, по его мнению, базовой основой переговоров может быть Декларация 1956 года как документ, который был подписан обеими сторонами. "Но он был не только подписан (поясняет президент – прим. автора), он был ратифицирован как Верховным Советом СССР, то есть парламентом Советского Союза тогда, так и парламентом Японии. Но после этого японская сторона заявила о том, что она эту декларацию выполнять не будет, а позднее и Советский Союз тоже заявил о том, что декларация не может быть исполнена в одностороннем порядке, только Советским Союзом. Но в 2000 году тогдашний премьер Японии обратился ко мне с просьбой вернуться к этому процессу, к этому разговору, к этим переговорам, кстати говоря, на основе Декларации 1956 года. Я согласился. С тех пор мы ведем диалог на этот счёт, но не могу сказать, что наши японские партнёры и друзья остаются как раз в рамках этой Декларации 1956 года. Мне кажется, предвосхищать наши переговоры с господином Премьер-министром слишком рано, но мы, разумеется, рассчитываем на то, что будем двигаться вперёд".
Предельно открыто президент России впервые публично представил свое видение, а по существу – подход Москвы по нормализации российско-японских отношений и выводу их на новый современный уровень. И в качестве базовой основой такой нормализации Путин готов принять японское предложение о возврате к Декларации 1956 года. Напомню, что по ней Советский Союз, следовательно, и Россия "…соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан (Шикотан – пояснение автора) с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора…". Такая договоренность в то время рассматривалась в Японии, как большое достижение её делегации на переговорах в Москве при разработке и подписании в 1956 году упомянутой Декларации, возглавляемой премьер-министром Итиро Хатоямой. Встречали японскую делегацию во главе с И. Хатоямой при их возвращении из Москвы в Токио восторженно, как героев, совершивших подвиг на благо своего народа.
В свое время мне пришлось (в 1998 году) встретиться в Японии с внуком Итиро Хатоямы – Юкио Хатоямой, который в последующем стал премьер-министром Японии, правда, ненадолго – всего на 259 дней. На мой вопрос о его отношении к Декларации 1956 года, которую подписал его дед, и будет ли он продолжать, в случае избрания его главой государства, дело своего деда, ответ был положительный и, полагаю, искренний. Однако, став во второй половине 2009 года премьер-министром, Итиро Хатоямо не смог продолжить дело своего деда по развитию отношений с Россией на основе Декларации 1956 года, ввиду изменившейся политической обстановки внутри Японии. Возобладал тогда курса на конфронтацию с нашей страной, требований к пересмотру положений Декларации 1956 года и выдвижении территориальных притязаний посредством так называемых "северных японских территорий". Это направление, к сожалению, продолжает оставаться основным в японской политике в отношениях с Россией и в настоящее время. Такая политика достигла своего пика с принятием Парламентом Японии в первой половине 2009 года законодательного решения об объявлении японской территорией всех российских островов южных Курил и Малой Курильской гряды, которые находятся в японском понимании "по оккупацией России".
Эта ситуация сохраняется и по сей день. Другими словами, вряд ли в этих условиях возможно, посредством переговоров даже на самом высоком уровне, принятие такого решения, которое бы удовлетворяло обе стороны. Оставим в стороне такие крайние решения, как полное удовлетворение со стороны России японских притязаний, как и полное снятие Японией своих требований к России. Внутри политическая обстановка в России и в Японии не позволяет это осуществить лидерам обеих стран, да ещё и накануне выборов. Смею предположить, что это хорошо понимают Путин и Абэ. Более того, они видят, что имеется большой дефицит доверия не только среди элит своих стран, но и среди населения, особенно приграничных дальневосточных районов России и приграничных хоккайдских районов Японии. И вот здесь, по мнению лидеров двух стран, и надо, прежде всего, создавать меры доверия. Так и воскресла идея "совместной хозяйственной деятельности", которую ранее уже провозглашал первый президент России Борис Ельцин, правда, под другим наименованием, а именно – "зона свободного предпринимательства" на тех островах, которые японцы считают своими. Ельцин, как известно, хотя и говорил, что у него имелось 14 вариантов решения курильской проблемы, но озвучил он и пытался практически осуществлять только свой пятиэтапный план сдачи японцам южных Курил и Малой Курильской гряды. Напомню, что этот ельцинский план включал в себя:
первый этап – официальное признание "проблемы" – осуществлено М. Горбачевым и Б. Ельциным.
второй этап – демилитаризация островов – активно проходила при Ельцине и продолжалась при президенте Дмитрии Медведеве. В настоящее время этот процесс приостановлен.
третий этап – объявление территорий южных Курил и Малой Курильской гряды "зоной свободного предпринимательства" для японских и российских граждан – начало осуществляться при Ельцине, прежде всего, в рыболовстве, когда японским рыбакам по специальному для этих целей подписанному Соглашению 1998 года разрешили вести промысел в территориальных российских водах этих островов с особыми для них преференциями. Продолжается это и в настоящее время. В 2016 году Путиным и Абэ предложено осуществлять "совместную хозяйственную деятельность".
четвертый этап – подписание мирного договора и установление "совместного управления" островами и пятый этап – поиск путей окончательного решения вопроса будущим поколением политиков.
Сопоставляя договоренности, принятые лидерами двух стран в конце 2016 года и продвигаемые в настоящее время как "совместная хозяйственная деятельность" на южных Курилах и Малой Курильской гряде, с ельцинским пятиэтапным планом не трудно придти к выводу, что это ничто иное, как продолжение его третьего этапа. Тогда, в ельцинский период, этот третьий этап не достиг своей полной реализации. Этому помешало мощное протестное движение патриотических сил против такого подхода в дальневосточном регионе и в депутатском, сенаторском корпусе Федерального Собрания.
В настоящее время положение иное и не исключено, что "совместная хозяйственная деятельность" будет навязана, да ещё и по японским лекалам. А они вполне просматриваются. Это создание особых законодательных норм для такой деятельности в обход российского законодательства, которые позволят японским фирмам иметь определенные преференции. Если Россия на это пойдет, то тогда Япония будет расценивать подобный шаг с нашей стороны, как минимум, как признание территориальной проблемы и, как максимум, как получение ими карт-бланша на осуществление "мягкого" овладения этими территориями. А там и не далеко и до юридического оформления этого процесса под мифическим "мирным договором". Правда, с тем, чтобы это практически осуществить, даже при согласии российской стороны (во что не хочется верить), надо японской стороне получить одобрение ещё и от США. Позиция американского руководства хорошо известна как Путину, так и Абэ. Она такова, что США и слышать не хотят ни о каком мирном договоре между Россией и Японией на базе Декларации 1956 года. По их мнению, все южные Курилы и Малая Курильская гряда должны принадлежать Японии. Эта позиция США – одна из основ её дальневосточной политики по отношению к России, всерьез и надолго.
Напомню, что в свое время, а именно – уже при президентстве Г. Трумэна американцы сами претендовали на права по размещению на Курильских островах своих ВВС и коммерческих самолетов. Было это в августе 1945 года, о чем свидетельствует секретная переписка между Иосифом Сталиным и Гарри Трумэном. Так, в своем письме от 18 августа 1945 года Трумэн, соглашаясь с предложением И.В. Сталина о том, чтобы включить все Курильские острова в район, который должен капитулировать перед Главнокомандующим советскими вооруженными силами на Дальнем Востоке, вдруг неожиданно для советской стороны заявляет: "Однако мне хотелось бы пояснить, что Правительство Соединенных Штатов желает располагать правами на авиационные базы для наземных и морских самолетов на одном из Курильских островов, предпочтительно в центральной группе, для военных и коммерческих целей. Я был бы рад, если бы Вы сообщили мне, что Вы согласны на такое мероприятие". И это требование к равноправному союзнику по Второй мировой войне, да ещё и накануне капитуляции милитаристской Японии!
Ответ Сталина был категоричным и весьма поучительным для современных отечественных политиков даже применительно к решению курильской проблемы на современном этапе. Привожу этот ответ Сталина на обращение Трумэна полностью. В нем, в частности, говорится: "Что касается Вашего требования иметь постоянную авиационную базу на одном из Курильских островов, которые, согласно Крымскому решению трех держав, должны перейти во владение Советского Союза, то я считаю своею обязанностью сказать по этому поводу следующее. Во-первых, должен напомнить, что такое мероприятие не было предусмотрено решением трех держав ни в Крыму, ни в Берлине и ни в какой мере не вытекает из принятых там решений. Во-вторых, требования такого рода обычно предъявляются либо побежденному государству, либо такому союзному государству, которое само не в состоянии защитить ту или иную часть своей территории и выражает готовность ввиду этого предоставить своему союзнику соответствующую базу. Я не думаю, чтобы Советский Союз можно было причислить к разряду таких государств. В-третьих, так как в Вашем послании не излагается никаких мотивов требования о предоставлении постоянной базы, должен Вам сказать чистосердечно, что ни я, ни мои коллеги не понимаем, ввиду каких обстоятельств могло возникнуть подобное требование к Советскому Союзу". В комментариях такой ответ не нуждается, но руководствоваться им при отстаивании отечественных дальневосточных территорий необходимо.
Исходя из приведенного выше материала, читатель вправе поставить вопрос: "А зачем тогда российское руководство так настойчиво ведёт все эти переговоры с Японией, затрачивая на них драгоценное время президента Путина, да ещё и по её канве – "мирный договор" в обмен на "передачу японцам южнокурильских островов"? Не лучше ли прекратить их ввиду бесперспективности? Высвободившиеся президентское время посвятить подъему экономики страны, включая и Дальнего Востока. Полагаю, что ответ на этот вопрос может дать только и только президент России Владимир Путин, поскольку по Конституции Российской Федерации – статья 86 – внешняя политика – это исключительная прерогатива президента.
Вячеслав Зиланов
Вячеслав Зиланов – заместитель министра рыбного хозяйства СССР (1988-1991 гг.); заместитель председателя Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству (1992-1997 гг.); заслуженный работник рыбного хозяйства России, Почетный гражданин Мурманской области