Сбит над Союзом: какие самолеты-шпионы США не вернулись домой
Задание было стандартным для таких полетов: фотосъемка военно-промышленных объектов СССР, закрытых городов, запись сигналов радиолокаторов. Затягивая лямки парашюта, пилот ЦРУ Фрэнсис Гэри Пауэрс был уверен, что тот ему не потребуется. Он знал потолок своего самолета Lockheed U-2 — 21 километр над уровнем моря, как и знал то, что ПВО страны Советов до таких высот пока еще не "дотянулась". Поэтому удар зенитной ракеты в хвост стал для него полной неожиданностью.
Приказано уничтожить Холодная война еще только разгоралась, когда 29 июля 1953-го в небо по тревоге ушла пара истребителей МиГ-17 ВВС Тихоокеанского флота. Задача предельно ясна — перехват неопознанного самолета, вторгшегося в советское воздушное пространство над Уссурийским заливом. Подлетев ближе, морские летчики разглядели огромную четырехмоторную машину, идущую к острову Аскольд на эшелоне 10 тысяч метров над уровнем моря.
Самолет Boeing KB-50J Американский стратегический разведчик RB-50G, наследник знаменитых "Суперкрепостей" B-29, не стал дожидаться, пока его принудят к посадке, и встретил советские самолеты кинжальным пушечным огнем из бортовых установок. На одну из очередей "напоролся" ведущий самолет капитана Рыбакова, получивший несколько пробоин. К счастью, несмотря на повреждения, машина удержалась в воздухе.
Поняв, что диалога не выйдет, истребители открыли огонь на поражение, и спустя несколько минут Boeing, разваливаясь на куски, рухнул в море. В катастрофе из 18 членов экипажа уцелел и позже был выловлен американцами только один — второй пилот Джон Роуг.
Самолет МИГ-17 взлетает с аэродрома Спустя два года, в апреле 1955-го, в небе неподалеку от Камчатки разыгрался скоротечный бой между разведывательным самолетом RB-47E "Стратоджет" из 4-й стратегической разведывательной эскадрильи ВВС США и парой советских истребителей МиГ-15. Исход схватки очевиден — переделанный из дальнего бомбардировщика самолет-шпион уничтожили в воздухе. Трое находившихся на борту членов экипажа погибли.
Дело Пауэрса Первого мая 1960-го на весь мир прогремел скандал с пилотом ЦРУ Фрэнсисом Пауэрсом, который на разведывательном самолете U-2C на две тысячи километров углубился в воздушное пространство СССР и был неприветливо встречен зенитной ракетой ПВО.
Первая ракета комплекса С-75 с ревом ушла в небо около девяти утра и оторвала "Леди Дракону" (за неуязвимость от средств ПВО U-2 в США называли Dragon Lady. — Прим. ред.) хвост. Тщательно спланированная ЦРУ операция "Оверфлайт" (Overflight — "Перелет") бесславно закончилась.
Самолет Lockheed U-2C в серой камуфляжной окраске "Sabre", 1975 год Черным пятном на блестящую операцию советских зенитчиков легла гибель Сергея Сафронова, пилота истребителя МиГ-19, случайно сбитого одной из ракет. Второй самолет из вылетевшей на перехват пары тоже попал под дружественный залп, но в последний момент сумел увернуться.
Американцы вначале пытались оспорить факт намеренного нарушения воздушного пространства СССР своим военным самолетом, но скрупулезно собранные и представленные советской стороной обломки U-2 с маркировками "Made in U.S.A." и разведаппаратура в итоге вынудили их во всем сознаться.
Американский пилот Фрэнсис Гэри Пауэрс во время суда в московском Колонном зале
Таран на сверхзвуке Ровно через два месяца после истории с Пауэрсом, первого июля 1960-го, воздушную границу между Норвегией и СССР грубо нарушил самолет ERB-47H "Стратоджет" из 55-го стратегического разведывательного крыла ВВС США. Взлетевшую с британского аэродрома машину над Баренцевым морем перехватил и уничтожил истребитель МиГ-19, пилотируемый Василием Поляковым.
Самолет Миг-19 Отдельного внимания заслуживает трагический эпизод с иранским самолетом RF-4C "Фантом II", вторгшимся в воздушное пространство СССР в ноябре 1973 года. И хотя истребитель не принадлежал ВВС США, в его кабине вместе с иранским летчиком находился американец. В небе над Закавказьем тогда разыгралась настоящая драма.
Поднятый по тревоге истребитель МиГ-21СМ догнал нарушителя и открыл по нему огонь на поражение, но ни одна из ракет не попала в цель. Тогда пилот Геннадий Елисеев пошел на беспрецедентный в истории реактивной авиации сверхзвуковой воздушный таран. Покинуть свой гибнущий самолет он не успел, в отличие от экипажа "фантома", который успешно катапультировался, был арестован советской стороной и вскоре после этого освобожден.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Самое смешное, что двигатели с Фантома послужили прототипом для двигателей советских самолетов семейства СУ - 17 и Су - 24, так называемый АЛ - 21Ф. Правда экспортный вариант Су - 17 оснащался двигателем с МиГ - 23, так называемые С-22, до сих пор воюющие в той же Сирии. Так же был скопирован центроплан на транспортный самолет Ил-76 с американского С - 130. Оно конечно, удачные решения перенять не зазорно, вот только парадокс в том, что скопировать образцы советской техники не дают повторяемости их качеств, так как мелким шрифтом везде написано в документации - "...изделие доработать НАПИЛЬНИКОМ."
Такие комментарии мог сочинить, только человек, не разбирающийся в авиации. У Американцев с двигателями всегда была проблема, жрали много.А первый свой двигатель Архип Иванович Люлька сделал ещё до войны. Двух контурный.
Учите МАТ ЧАСТЬ, дядя. Я на них летал, в отличие от теоретиков, в том числе и на Су - 7 (2 года в военном авиационном училище)... Когда потерянный американцами контейнер во время шторма с движками от Фантома привезли в Москву и поставили на испытательный стенд, то при меньших габаритах, весе и расходе топлива он выдал на 30% больше тяги чем наш аналог. Как водится разобрали, посмотрели, ничего нового не обнаружили, собрали и 30% тяги как корова языком слизала. Так и не вернули первичные параметры. Дело в КУЛЬТУРЕ СБОРКИ и коэффициенте запаса прочности принятом в США 1,1 вместо 1.5 в СССР, поэтому наши движки хоть и крепче, НО ПО ПАРАМЕТРАМ СИЛЬНО УСТУПАЛИ. Миг - 15, 17, Ил - 28 летали на клонах английских движков Ролс- Ройс, тех документацию на которые Микоян при посещении Англии выиграл на спор, а может быть и в карты, так как англичане не хотели продавать этот двигатель, но понадеялись, что русские не смогут повторить технологии, которые им не передали. Почитайте книжки про советских конструкторов авиационных, там доходчиво изложено кто и у кого чего спер. Русские летчики были признаны на мировом уровне как ассы боевого применения не благодаря технике, а благодаря своим качествам и это БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА по сравнению с компьютеризацией всего и вся. Наши летчики чертили ФЛОМАСТЕРОМ на остеклении фонаря кабины крестик вместо прицела и по нему стреляли и бомбили не ниже чем на оценку хорошо и отлично. Принцип тот же, что и при стрельбе на вскидку по уткам из ружья, когда стрелок видит не мушку прицела с необходимостью ВЫЧИСЛЕНИЯ угла упреждения по неопределенным параметрам, а то место в пространстве, куда дробь прилетит в конце своей траектории. С самолетов 3 поколения класса Су-17, при современных скоростях и перегрузках, мастера прошивали расстеленную на земле кожаную куртку снарядами 30мм в диаметре на спор, как во время 2 мировой на поршневых дозвуковых самолетах. Самое страшное оружие - это человек, а техника всего лишь ПОДРУЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ.Большая технологичность и малый запас прочности западной техники требуют строгого следования инструкциям, а русские летчики могут летать на всем, что летает и с небольшим усилием на том, что летать уже не может и от части благодаря большому запасу прочности техники советского производства в ущерб остальным параметрам...
У меня отец инженер эскадрилий, Я с 5 лет в кабине. Всю документацию по самолётам прочитал еще в школе. И на собственном самолёте своей постройки 5 лет летал.
Рад за вас, но собственная ПОГРЕМУШКА еще не самолет на пределе физических возможностей человека и сидеть в кабине можно сколько угодно, вот что это дает?. Кто то ограничивается поверхностными сведениями, кому интересно - копает глубже. Однако "Из песни слов не выкинешь" и к конструкторам у меня больше доверия, так как им врать нет смысла,а про многие вещи никто никогда не сознается, да и не меняет это ничего по большому счету.
"Дела давно минувших дней Предание старины глубокой..." А.С Пушкин.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]